Библиографическое описание:

Кабиева Д. Д. Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением? // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 38-40.


  1. Почему мы решили заняться исследованием в действии

Работая с учащимися 7 класса, внедряя Интегрированную образовательную программу по предмету «Искусство», куда входят два компонента, музыка и изобразительное искусство, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, которое связано именно с развитием музыкальных или художественных навыков. Безусловно, развитие художественных и музыкальных способностей – это далеко не новый предмет исследования. Этой проблемой занимаются давно, данная тема вызывает интерес людей во все времена. Однако, только сегодня в Назарбаев Интеллектуальной школе проводится интеграция двух предметов, когда учащийся должен обладать разным типом мышления, уметь «видеть» и «слышать», а также исполнять, сочинять и импровизировать. В связи с новыми требованиями и затруднениями моих учеников я решали исследовать эту проблему и найти пути решения для улучшения результата моих учеников.

2.Как начиналась работа

Целями моего исследования являются:

- Изучить проблему развития художественно-музыкальных способностей учащихся среднего звена, а именно тех ее аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности на уроках искусства по Интегрированной программе;

- Выявить основные компоненты художественных и музыкальных способностей на основе анализа литературы;

- Определить благоприятные условия для развития художественных и музыкальных способностей учащихся;

- Определить основные направления и педагогические задачи по развитию креативных способностей у учащихся среднего звена;

- Определить эффективность работы различных методик в отношении развития художественных и музыкальных способностей, навыков и умений.

Изучив литературу по теме моего исследования, я пришла к выводу, что в мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно. Я выяснила, что творчество в подростковом возрасте основано на подражании, которое служит важным фактором развития ученика, в частности его художественных способностей. Теперь я понимаю, что моя задача, как современного учителя опираться на склонность у учеников к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Если же говорить о развитии музыкальных способностей, то современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с первых дней пребывания в школе. Очень часто сегодня я встречаю таких учеников, которые любят петь, хотят играть на музыкальных инструментах, рисовать, создавать поделки. Я понимаю, как важно, чтобы рядом оказался тот педагог, который вовремя заметит эти стремления и поможет раскрыть всю красоту искусства.

3.План исследования

После того, как я определила проблему, я составила для себя план работы:

  1. Изучить особенности развития музыкальных и художественных способностей у детей подросткового возраста;
  2. Выявить уровень развития творческих способностей, посредством уроков искусства;
  3. Проанализировать педагогические условия для развития творческих способностей;
  4. Разработать и апробировать серию вариативных заданий на уроках музыки и искусства;
  5. Определить уровень развития музыкальных и художественных способностей после проведения исследования;

4.Пути решения проблемы

Изучив теоретические вопросы исследования, я выделила, что с психологической точки зрения именно школьный период является благоприятным для развития творческих способностей детей. Музыкальные способности развиваются через все виды деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Мне как учителю, необходимо грамотно организовывать деятельность на уроке, создавая все условия для развития способностей.

Я выявила критерии и показатели, уровни музыкальных и художественных способностей. В течение исследования я проверяла влияние разнообразных видов деятельности на восприятие учеников, на их успех или затруднения.

Для решения проблемы на уроках музыки я проводила такие задания, которые бы способствовали бы:

  1. установления уровня развития ладового чувства;
  2. установления уровня развития музыкально-слуховых представлений;
  3. установления уровня развития чувства ритма;
  4. оценки уровней развития музыкальных способностей;

Достижение цели исследования я видела через задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к искусству;

2. Развитие слуха и голоса детей;

3. Формирование творческого мышления учащихся;

4. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

5.Результаты

В результате исследования в действии учащиеся 7 класса имеют представление о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной грамотности, графическом моделировании (ритма, динамики темпа). На сегодняшний день учащиеся могут создавать ритмические композиции, варьировать исполнение, изменять и дополнять его, интонировать семиступенный звукоряд, определять характер прослушанного музыкального произведения, жанр, темп, динамику.

6.Что не получилось

Однако наряду с успехами моих учеников, я наблюдаю и недочеты. Это легко объясняется тем, что формирование творческого мышления и развитие творческих способностей – это процесс долгий и требует времени.

7. Наши дальнейшие действия

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет добиться качественных результатов:

- положительный эмоциональный комфорт на уроках;

- высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

- положительное отношение к предмету, учителю.

В связи с этим, чтобы усовершенствовать процесс развития творческих способностей учащихся можно за счет интеграции предметов эстетического цикла, межпредметной связи, дополнительных занятий, выступлений на школьных и внешкольных мероприятиях и т.д.

Литература:

  1. Константин Плужников: Вокальное искусство. Учебное пособие. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525014/
  2. Петр Чайковский: Руководство к практическому изучению гармонии. Учебное пособие Подробнее: http://www.labirint.ru/books/525018/
  3. Изобразительное искусство - Часть 3 - Учебник для 5-8 классов - Основы композиции - Сокольникова Н.М. - 1998
  4. Изобразительное искусство, 7 класс, Сулаймонов А., Абдуллаев Н., 2006
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, развития творческих способностей, музыкальных способностей, художественных способностей, способностей учащихся, творческих способностей учащихся, развитие творческих способностей, установления уровня развития, музыкальных способностей учащихся, способностей учащихся среднего, функциональную грамотность учащихся, учащихся среднего звена, развитии музыкальных способностей, развития художественных, развития способностей, творческих способностей детей, развития музыкальных, Развитие творческих способностей, развитию креативных способностей, лексические особенности текста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос