Библиографическое описание:

Отамуродова Ф. Э. Метод наблюдения в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 20-22.



В данной статье идет речь о методе наблюдения в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: наблюдение, обобщение опыта, характеризующие результаты, педагогический опыт

Для научных исследований в области методики обучения иностранным языкам используются в основном те же методы, что и в других педагогических науках: анализ литературы по методике и по смежным наукам, изучение и обобщение опыта преподавателей, эксперимент и опытная работа.

Методы исследования — инструменты с помощью которых, открываются закономерные связи явлений объективного мира. Ни один из методов исследования не может иметь универсального значения. В зависимости от задач и содержания исследования избираются соответствующие методы. Сложность задач заставляет их пользоваться всем многообразием методов педагогического исследования. Сочетание разных методов исследования обеспечивает необходимую полноту и глубину изучения проблемы.

Важным фактором совершенствования методов исследования являются достижения современной науки: использование методической обработки данных, новейшей технической аппаратуры для их регистрации (телевидение, компьютер, магнитная запись) значительно повышает точность и объективность методического исследования.

Анализ методической литературы, изучение педагогического наследия в нашей стране и за рубежом может выступать как самостоятельный объект исследования, а также являться одним из отправных моментов при разработке тех или иных вопросов теории.

Анализ исторического наследства является важнейшей основой для развития науки, содействует выработке правильного подхода к решению современных проблем.

В первую очередь следует назвать изучение и обобщение лучшего опыта — обязательное условие всякого научного педагогического исследования состоит в том, чтобы вскрыть закономерные связи педагогических явлений, и опираясь на знание их, разработать эффективную систему обучения и воспитания. Элементы такой системы часто эмпирически находят лучшие преподавателя. Изучая их опыт, исследователь обнаруживает объективные закономерные связи педагогических явлений. Поэтому изучение передового опыта важнейший путь и условие успешного развития педагогической науки.

Педагогический опыт — не только источник познания закономерностей процесса обучения и воспитания. Педагогический опыт, опыт работы лучших преподавателей, является также критерием суждения о правильности и жизненности педагогической теории, ее выводов, целесообразности рекомендуемых приемов и методов.

Обобщение опыта как метод исследования в методике отвечает целому ряду требований, на которых мы и остановимся.

Прежде всего, следует отметить, что обобщение опыта представляет собой более высокий этап познания, чем описание опыта отдельных преподавателей.

Между тем основное место в современной методической литературе занимает пока описание опыта и очень редко это описание сопровождается теоретическим осмыслением и обобщением опыта можно указывать на ряд материалов, относящихся к преподаванию иностранных языков в последние годы.

Обобщение опыта должно строится на основе глубокого изучения процесса обучения и воспитания. Изучение и обобщение состояния дела в вузах охватывает две категории фактов:

1) факты отражающие преподавание, т. е. деятельность преподавателя;

2) факты, характеризующие результаты этой деятельности, т. е. состояние знаний, умений, навыков студентов.

Оба эти объекта изучаются во взаимной связи. Изучение же их порознь приносят мало пользы. Если кому — либо удалось наблюдать в работе преподавателя новые приемы, которые производят хорошее впечатление на присутствующего на уроке, то сообщение таких наблюдений мало полезно без объективного изучения результатов, достигаемых этими приёмами. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы сообщение о работе преподавателя или коллектива преподавателей всегда сопровождалось сообщением о результатах их работы, оценкой уровня овладения учащимися речевыми умениями.

На наш взгляд, не следует ограничиваться изучением и обобщением опыта лишь передовых преподавателей. Очень важно обобщать работу всей массой преподавателей, в опыте которых можно найти немало ценного материала для научной разработки методики. При соответствующем отборе и анализе отдельные удачные моменты могут составить вклад в методику обучения языкам.

Обобщение опыта предполагает выявление типичных черт преподавания, выделение существенного, на основе чего можно делать определённые выводы, важные для педагогической теории и студенческой практики.

Обобщение опыта требует также и учета условий, в которых протекает обучение. Следует учитывать типичность тех условий, в которых протекает работа. Это требование означает также, что нельзя смешивать условия работы в различных типах вузов. Условия вузов для обучения иностранным языкам иначе, чем условия работы в техническом вузе. Все это должно учитываться при изучении и обобщении опыта.

Какими же способами мы располагаем для изучения обобщения практического опыта?

В первую очередь для этого служит непосредственное наблюдение уроков, учебных и внеаудиторных занятий. Наблюдение самое главное звено в изучении опыта. Оно имеет столь важное значение, что рассматривается также как самостоятельный метод исследования в педагогических науках. С помощью наблюдения можно изучать как сам педагогический процесс, как и его результаты. Наблюдение дает возможность непосредственно ознакомиться с явлениями и высказать предположения о причинах явлений, об их связи. Однако наблюдение представляет ценность только в том случае, если оно целенаправленно, если объект наблюдения заранее определен. Могут быть представлены следующие задачи перед наблюдателем: выяснить: а) на каком материале происходит обучение речи; б) какие упражнения используются для развития устной речи; в) развиваются ли в равной мере говорение и понимание или же какой-то одной стороне устной речи отдается предпочтение; г) какой уровень владения устной речью достигается в тех или иных группах и другие вопросы.

В настоящее время наблюдения становятся более объективными, так как при проведении их могут использоваться различные технические средства. С помощью аудио магнитофона, компьютера, например, можно более точно фиксировать, а затем тщательно анализировать собранные данные и сравнить результаты обучения, полученные на разных занятиях, при разных методах.

Наблюдение за педагогическим процессом дополняется при изучении и обобщении опыта привлечением методической документации, планов, методических разработок, отчетов, докладов, лекций преподавателей. Наблюдение дополняется беседами с преподавателями и студентами. Выясняется, что преподавателя добились тех или иных результатов, чем они объясняют эти результаты.

Таким образом, объективным методом, дополняющим наблюдение, являются проверочные и тестовые работы. В качестве дополнительных способов изучения опыта могут использоваться, консультации, семинары, тренинги педагогические совещания и конференции. Для целей изучения и обобщения опыта служат также математическая статистика и метод тестов. Наиболее достоверные выводы можно сделать путем статистических приемов сбора и обработки данных многих наблюдений.

Литература:

  1. Общая методика обучения иностранным языкам под ред. А. А. Миролюбова. — М.: Просвещение, 1997. 132–145 с.
  2. Мильбруд Р. П. Методика преподавания английского языка — М.: Дрофа, 2007. — 256 с.
  3. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учебное пособие /Саломатов К. И., Шатилов С. Ф., Андреева И. П. и др.- М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Обобщение опыта, обобщение опыта, обобщением опыта, обобщении опыта, описание опыта, обучения иностранным языкам, обобщение опыта преподавателей, изучении иностранного языка, методов исследования, связи педагогических явлений, закономерные связи педагогических, обобщение лучшего опыта, опыта отдельных преподавателей, педагогического исследования, изучение передового опыта, изучении опыта, способов изучения опыта, обобщения практического опыта, обобщении опыта привлечением, педагогических науках.

Ключевые слова

: наблюдение, обобщение опыта, характеризующие результаты, педагогический опыт

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос