Библиографическое описание:

Косолапова К. Н. Особенности субъективного восприятия времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1357-1362.



В статье рассматриваются особенности восприятия психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов, на основе результатов, полученных с помощью методики семантического дифференциала времени. Проведен анализ выраженности факторов восприятия времени среди исследуемых выборок, а также рассмотрены особенности взаимосвязи некоторых факторов внутри каждой из исследуемых групп. Выделены различия в оценке активности, эмоциональнойокраски времени, величины и ощущаемости времени у педагогов различной формы занятости.

Ключевые слова: психологическое время, восприятие времени, педагогическая деятельность, педагоги-репетиторы, педагоги государственных учреждений.

Отличительной особенностью психологического времени является его субъективность. В субъективном пространстве длительность времени является переменной величиной: переживание длительности времени зависит от ряда факторов социальной и душевной жизни субъекта, под влиянием которых психологическое время может ускорять или замедлять свой ход, становиться насыщенным, емким, ярким или пустым, тянущимся и замирающим [3].

Е. И. Головаха и А. А. Кроник в рамках причинно-целевой концепции психологического времени личности отмечают, что психологическое время формирует непосредственное переживание и концептуальное осмысление объективных временных отношений между событиями различного масштаба [2, с.41].

Особенности психологического времени влияют не только на саму структуру личности, но и также на отдельные ее аспекты повседневного взаимодействия с окружающим миром. Рассматривая сущность и особенности деятельности педагогов, необходимо отметить, что педагогическая деятельность требует от профессионала определенного уровня компетентности в организации собственного времени, которая, в первую очередь, определяется особенностями субъективного восприятия времени личностью.

На современном этапе развития общества педагогическая деятельность в сфере образования представлена в виде двух основных направлений: в рамках государственной образовательной системы и частной педагогической практики. Осуществление педагогической деятельности в организации и как индивидуального предпринимателя предполагает и различную организацию времени профессиональной деятельности. В связи с этим мы полагаем, что у педагогов разной формы занятости (государственных образовательных учреждений и занимающихся частной педагогической деятельностью) существуют различия в субъективном восприятии времени.

Для решения поставленной задачи были привлечены педагоги, работающие в государственных образовательных учреждениях (n=20) и педагоги-репетиторы (n=20) в возрасте от 35 до 50 лет, имеющие общий стаж педагогической деятельности от 10 лет. В качестве инструмента исследования использовалась «Методика семантического дифференциала времени» (СДВ) Л. И. Вассермана, О. Н. Кузнецова, В. А. Ташлыкова. Методика содержит 25 полярных шкал, на основе которых выделено 5 факторов: активность времени; эмоциональная окраска времени; величина времени; структура времени; ощущаемость времени. На каждой шкале полярные значения представлены прилагательными-антонимами, в известной мере метафорически характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СДВ испытуемым позволяет поместить время в точку семантического пространства, оценить понятийные структуры испытуемых, например «прошлое», «настоящее» и «будущее». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта и эмоционального состояния [1].

В результате обработки данных нами были получены средние значения по указанным факторам внутри каждой из выборок. На рис.1 представлены средние значения по факторам психологического времени в выборках педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов в рамках оценки настоящего времени.

Рис. 1. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке настоящего времени

Можно отметить, что в отношении большинства из рассматриваемых факторов в выборке педагогов-репетиторов отмечаются наиболее высокие показатели, и только по двум факторам наблюдается иная ситуация — в отношении фактора активности и структуры времени. Оценка достоверности различий проводилось с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты статистического сравнения данных показали различия в показателях по фактору активности времени (t=4,5) у педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов статистически значимы на уровне p=0,01. На основании этого, можно сделать вывод о том, что время у педагогов государственных учреждений отличается наибольшей активностью, насыщенностью и наполненностью. Это может быть связано с тем, что профессиональная деятельность педагогов государственных учреждений регламентирована планами работ, в соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность. Педагоги, осуществляющие частную профессиональную деятельность, могут самостоятельно простраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся объемом работы. Так, если у педагогов государственных учреждений заказчиком на оказание услуг является государство и стандарт образования, то у педагогов-репетиторов в этой роли выступают частные лица с конкретными образовательными и педагогическими запросами. Именно поэтому педагоги государственных учреждений стабильно обеспечены определенным объемом работы, что определяет переживания времени как более активное, динамичное. Педагоги-репетиторы способны чувствовать активность времени только тогда, когда существует определенный объем работ, при выполнении которого чувствуется наполненность и динамичность времени.

По фактору эмоциональной окраски времени отмечается, что в выборке педагогов-репетиторов показатели по данному фактору в 5 раз выше, чем в выборке педагогов государственных учреждений. С помощью статистического анализа были выявлены различия поданной шкале (t=4,8) на уровне p=0,01. При анализе индивидуальных показателей педагогов государственных учреждений было отмечено, что у некоторых исследуемых данной выборки имеются отрицательные значения по данному фактору, что свидетельствует о восприятии времени как печального, тревожного, серого и туманного. Такое представление характерно для лиц с выраженной внутренней напряженностью, неудовлетворенностью актуальной ситуацией, возможно, депрессивным состоянием [1]. Одновременно с этим, среди педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью, отрицательных значений по данному фактору времени не выявлено. Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что педагоги-репетиторы получают наибольшее эмоциональное удовлетворение в процессе осуществления профессиональной деятельности, чем педагоги государственных образовательных учреждений.

Кроме этого, необходимо отметить, что при оценке взаимосвязи показателей по факторам времени у педагогов-репетиторов с помощью ранговой корреляции Спирмена была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «эмоциональная окраска» (rs=0,49 при р=0,05). На основании этого можем утверждать, что именно определенный уровень активности времени способен придавать данным испытуемым положительный эмоциональный окрас психологическому времени.

В отношении фактора величины времени также отмечается, что у педагогов-репетиторов показатели по данному фактору (М=5,8) намного выше, чем у педагогов государственных учреждений (М=1,6), обнаружены статистически значимые различия (t = 4.9 при p=0,01). При низких показателях по данному фактору можно говорить о более низком мотивационном потенциале и преимущественно негативном эмоциональном состоянии испытуемых. Таким образом, это еще раз подтверждает вывод о том, что среди педагогов государственных учреждений наиболее часто отмечается негативное эмоциональное состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности.

При оценке взаимосвязи показателей по факторам времени с помощью ранговой корреляции Спирмена у педагогов государственных учреждений была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «величина времени» (rs= -0,721 при р=0,01). Связь сильная, обратная. Данный факт свидетельствует о том, что при наличии высоких показателей по фактору «активность» у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по фактору «величина». Таким образом, педагоги государственных учреждений при высокой насыщенности и активности деятельности усматривают во внешних и внутренних условиях труднопреодолимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей, что может приводить к потере смысловой наполненности и личностной значимости происходящего в настоящем времени.

Фактор структуры времени отражает степень преобладания у испытуемых ощущения прогнозируемости жизненных ситуаций, структурированности, подконтрольности событий, а также относительной логической стройности внутренней жизни. В отношении данного фактора в средних значениях имеются незначительные различия в исследуемых выборках. В результате статистического сравнения показателей по данному фактору у педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов значимых различий не обнаружилось.

По фактору ощущаемости времени отмечается, что у педагогов-репетиторов средний показатель более чем в 4 раза превышает аналогичный показатель по данному фактору среди педагогов государственных учреждений, обнаружены статистически значимые различия (t = 6.7 при p=0,01). Данный фактор характеризует степень выраженности психологической связи обследуемого с соответствующим периодом времени, вовлеченность в актуальные события жизни. Так, у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по данному фактору, что свидетельствует о нарушении психологической связи обследуемого с действительностью, которое сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию, потерей ощущения личностной значимости происходящего [1]. У педагогов-репетиторов в большинстве своем отмечаются высокие показатели по данному фактору, что говорит о высокой чувствительности в отношении реальности при значительной «ощущаемости» психологического времени, об ощущении испытуемыми себя активными участниками происходящего. Это может объясняться тем, что педагоги, осуществляющие частную педагогическую деятельность, обладают наибольшей самостоятельностью и свободой выбора, которую осознают, это и помогает им полноценно вовлекаться в процесс педагогической деятельности.

Проанализируем также факторы восприятия времени испытуемыми в рамках оценки прошедшего времени (рис.2).

Рис.2. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке прошедшего времени

Как видно из рис. 2 показатели факторов времени в рамках оценки прошлого имеют схожую картину, как и при оценке испытуемыми настоящего времени: среди педагогов государственных учреждений отмечается значительное преобладание активности восприятия времени в сравнении с аналогичным показателем у педагогов-репетиторов, а также показатель фактора «структура» является несколько выше, чем у педагогов-репетиторов. Показатели факторов «Эмоциональная окраска времени», «Величина времени», «Ощущаемость времени» среди педагогов-репетиторов в оценке прошедшего времени являются выше аналогичных показателей среди педагогов государственных учреждений.

В рамках прошедшего времени мы также проанализировали наличие значимых взаимосвязей показателей по факторам времени с помощью ранговой корреляции Спирмена. Среди педагогов государственных учреждений была выявлена статистически значимая взаимосвязь фактора «активность» и фактора «величина времени» (rs= -0,758 при р=0,01). Так же, как и при оценке факторов в настоящем времени, данная взаимосвязь является сильной и обратной, т. е. при наличии высоких показателей по фактору «Активность» у педагогов государственных учреждений отмечаются низкие показатели по фактору «Величина». Таким образом, как в настоящем, так и в прошлом времени педагоги государственных учреждений воспринимают время как активное и насыщенное, испытывая одновременно с этим ощущение недостатка «пространства» в психологическом времени, что является следствием некоторой внутренней скованности и фрустрированности.

В выборке педагогов-репетиторов нами была выявлена статистически значимая взаимосвязь таких факторов времени как «Величина» и «Ощущаемость» (rs= -0,523 при р=0,05). Связь средняя, обратная. Таким образом, при высоких показателях по фактору «Величина» у педагогов-репетиторов отмечаются более низкие показатели по фактору «Ощущаемость времени». Педагоги-репетиторы, испытывая ощущение внутренней свободы, не переживая давления внешних факторов, способных блокировать удовлетворение актуальных потребностей, склонны к переживанию нарушения психологической связи с действительностью, недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию прошлого. Иными словами, педагоги-репетиторы, оценивая прошлые результаты своей деятельности через категории времени склонны переживать состояние недостаточной включенности в актуальные ситуации прошлого, при том что объем времени был достаточным. Это может быть связано с тем, что педагоги-репетиторы, обладая наибольшим запасом времени склонны нерационально его использовать, не включаться в ситуацию полноценно, оставаясь «сторонним наблюдателем за собственной жизнью».

Далее обратимся к анализу факторов восприятия времени испытуемыми исследуемых выборок в рамках оценки будущего времени (рис.3).

Рис. 3. Средние значения по факторам психологического времени педагогов государственных учреждений и педагогов-репетиторов при оценке будущего времени

Как видно из рис.3, активность времени в будущем педагоги государственных учреждений оценивают значительно выше, чем педагоги-репетиторы. В отношении структуры времени педагоги государственных учреждений оценивают данный фактор в будущем несколько выше, чем репетиторы. Таким образом, можем сделать вывод, что педагоги государственных учреждений уверены в насыщенности своей профессиональной деятельности в будущем, а также имеют более ясные и упорядоченные представления о будущем, чувствуют наибольшее преобладание структурированности событий, чем педагоги-репетиторы.

В отношении фактора эмоциональной окраски времени можем отметить, что педагоги государственных учреждений прогнозируют на будущее снижение показателя по данному фактору. Это свидетельствует о пессимистическом взгляде в будущее, о снижении удовлетворенности от результатов собственной деятельности. Среди педагогов-репетиторов снижения по данному фактору не наблюдается. Кроме этого, у педагогов государственных учреждений при оценке фактора «Величина времени» в будущем времени, отмечаются отрицательные показатели. Данное обстоятельство снова подтверждает факт ожидания негативного будущего у данной категории испытуемых, которое будет проявляться в острой нехватке времени, низком мотивационном потенциале и преимущественно негативном эмоциональном состоянии.

По фактору ощущаемости времени у педагогов государственных учреждений также отмечаются отрицательные показатели в рамках оценки будущего времени. Данный факт свидетельствует о том, что испытуемые данной группы ожидают в будущем нарушение у себя психологической связи с действительностью, которое может быть сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию.

Так, в целом можно говорить о том, что педагоги государственных учреждений имеют по большей части негативные ожидания о будущей профессиональной деятельности в категориях времени: прогнозируют негативную эмоциональную окраску времени, недостаток величины времени и его ощущаемости.

По результатам оценки показателей испытуемых полученных при помощи методики семантического дифференциала времени, нами выявлены некоторые особенности субъективного восприятия психологического времени педагогов государственных образовательных учреждений и педагогов, занимающихся частной педагогической деятельностью. Так, основными особенностями восприятия времени у педагогов-репетиторов мы можем назвать низкую активность времени, позитивную эмоциональную окраску времени, большой объем времени и достаточно высокую степень ощущаемости времени. С повышением уровня активности времени у педагогов-репетиторов отмечается наиболее высокий (положительный) эмоциональный окрас психологического времени. Педагоги-репетиторы, оценивая прошлые результаты своей деятельности склонны переживать состояние недостаточной вовлеченности в актуальные ситуации прошлого, при достаточном объеме (величине) времени.

Педагоги государственных учреждений характеризуются такими особенностями восприятия времени как высокая активность времени, негативная эмоциональная окраска времени (особенно в рамках оценки будущего), дефицит величины и ощущаемости времени. Как в рамках настоящего, так и прошедшего времени у педагогов государственных учреждений при высокой насыщенности и активности деятельности отмечается ощущение труднопреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных потребностей.

Таким образом, на основе представленных результатов можно сделать вывод, что у педагогов разной формы занятости (государственных образовательных учреждений и занимающихся частной педагогической деятельностью) существуют различия в субъективном восприятии времени, что может оказывать значительное влияние на отдельные аспекты процесса организации профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Вассерман Л. И., Кузнецов О. Н., Ташлыков В. А. и др. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей. — СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. 2005. — 43 c.
  2. Головаха Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути: техника каузометрии // Мотивация личности: феноменология, механизмы и закономерности формирования. — М.: НИИ общ. педагогики АНП СССР, 1982. — С. 99–108.
  3. Ральникова И. А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования // Известия Алтайского Государственного Университета. — 2001. — № 2. — С. 15–21.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогов государственных учреждений, педагоги государственных учреждений, государственных образовательных учреждений, частной педагогической деятельностью, педагогов государственных образовательных, факторам психологического, рамках оценки, профессиональной деятельности, педагогов разной формы, значимая взаимосвязь фактора, взаимосвязь фактора «активность», показателей педагогов государственных, деятельность педагогов государственных, активность времени, выборке педагогов государственных, выборках педагогов государственных, субъективном восприятии времени, государственных учреждений заказчиком, семантического дифференциала времени, психологического времени.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос