Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Шеденко Е. Н. Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1366-1368.



В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются личностные особенности детей, предрасполагающие их к переживанию школьного насилия; психоэмоциональное состояние детей, перенесших школьное насилие.

Ключевые слова: школьное насилие, личностные особенности, психоэмоциональное состояние.

Агрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Рост агрессии обусловлен системой факторов: ухудшением социально-экономических условий жизни, кризисом семьи как института воспитания, невниманием школы к психоэмоциональному состоянию детей, ростом соматических заболеваний и пограничных расстройств у детей.

Участились случаи проявления школьного насилия среди сверстников: унижение, оскорбление личности друг друга, групповые драки, носящих ожесточенный характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы школьного буллинга.

Проблема буллинга — школьного насилия — долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, так как в нашем сознание доминировали установки о том, что школьная социальная среда психологически безопасна для наших детей.

Сегодня становится понятно, что в любом школьном коллективе есть дети, подвергающиеся насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Систематическое пребывание в такой травмирующей ситуации может приводить к снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы, формированию невротических и психосоматических расстройств у детей.

Первые единичные публикации К. Дьюкса на тему школьного насилия появились в 1905 г. Но систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским и британским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунт. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Он провел первое систематизированное исследование буллинга в начале 1970-х гг. в Норвегии. Тогда он отнес к группе агрессоров около 7 % школьников, а 15 % учеников к группе жертв. Аналогичные данные были получены в США: 15-20 % учеников испытывают постоянное преследование в виде изоляции, запугивания или физического насилия со стороны своих сверстников в процессе обучения [3].

В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: М.М. Смыслова, Д.Н. Соловьев, Л.К. Фортовой, В.С. Собкина, Е.Н. Романова.

По данным исследований Соловьева Д.Н в травле непосредственно или косвенно обязательно принимает участие 80 — 88 % учащихся подросткового возраста. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств [3].

Исходя из этого напрашивается вопрос: «Что такое школьное насилие — «буллинг»?».

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным термином [4]. Буллинг — явление глобальное и массовое.

В научной литературе у разных исследователей, своя трактовка понятия. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек». По мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг — это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». Т.Фалд, создатель ресурса в Интернете с названием «Bully OnLine», считает буллингом регулярное, негативное поведение одного ребенка по отношению к другому ребенку или к целой группе детей, включающее различные придирки по мелочам, часто совершенно необоснованные негативную оценку работы или отказ от какой-либо оценки, стремление изолировать ребенка или группу детей от остальных, распускание слухов и сплетен [4, с. 5].

Из выше сказанного мы понимаем, что «буллинг» не является поведением, а только представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные стили и типы поведения. Вместе с возникновением буллинга, появляется буллинг структура — социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей. Она соответствует всем критериям конфликта, но в нем есть и специфичные черты (продолжительность, повторение, дисбаланс сил жертвы и обидчика, есть типы участников буллинга такие, как свидетель, помощник, участник, защитник жертвы). Эти черты, отличают буллинг от других форм конфликтного взаимодействия [2].

Именно, исходя из сказанного, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия.

Таким образом, мы рассматриваем школьный буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психологического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку.

Буллинг включает в себя четыре главных компонента:

  1. Агрессивное и негативное поведение.
  2. Агрессивное поведение осуществляется регулярно.
  3. Агрессивное поведение происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  4. Агрессивное поведение является умышленным [1].

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

– физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

– особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, более чувствительными, чем их сверстники;

– особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела;

– страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых в свое время были проблемы в школьном возрасте;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

– низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других». Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником [5, с. 13].

Буллинг в школе, приводит к тому, что жертва теряет всякую уверенность в себе и своих возможностях. Это явление может привести к разным по тяжести отклонениям в психике, а также к психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства.

Несомненно, школьному насилию способствуютравнодушие учителей к межличностным отношениям детей в школьных коллективах и стремление к сохранению анонимности информации, происходящей в школе.

Теоретический анализ проблемы позволяет говорить о распространенности данного явления в современных школах, а значит о необходимости разработки программ психологического сопровождения детей, подвергающихся школьному насилию.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление детей, которые подвергаются насилию со стороны одноклассников и изучение их личностных особенностей, предрасполагающих к проявлению насилия по отношению к ним.

Исследование проводилось на базе МБОУ Туриловской СОШ Миллеровского района. В нем приняли участие 24 школьника в возрасте от 12 до 14 лет, учащихся 7-8 классов.

В процессе исследования были использованы методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест цветовых предпочтений Люшера и разработанная нами анкета для выявления детей, подвергавшихся физическому и психологическому насилию.

В ходе исследования были получены следующие результаты: из двадцати четырех человек, три ребенка периодически подвергаются насилию в школе. На вопрос: «Подвергались ли вы психологическому (оскорбления, давление и др.) и физическому насилию?», ребята ответили положительно. А на вопрос: «Пытались ли вы защитить себя?» отвечали «нет». Учащиеся, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, имеют сниженную эмоционально-волевую устойчивость, экзальтированность, чувствительность, обидчивость, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Самооценка снижена и отличается неустойчивость. Проявляется повышенная чувствительность к воздействию различных стрессовых факторов, к мнению и оценке окружающих. Для учащихся, перенесших школьное насилие, характерны избирательная пассивность, несамостоятельность, низкий уровень толерантности к стрессовым ситуациям, трудности в установлении межличностных отношений, замкнутость, недоверчивость, стремление скрыть собственную потребность в любви, сниженная социальная одобряемость и личностная зрелость.

Выявленные личностные особенности предрасполагают учащихся к переживанию насилия со стороны сверстников.

Психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся школьному насилию, характеризуется повышенной тревожностью, выраженным нервно-психическим напряжением, импульсивностью и раздражительностью. Наблюдаются признаки хронической усталости, снижения настроения в силу фрустрированности основных жизненных потребностей.

Полученные результаты показывают необходимость оказания психологической помощи учащимся, пережившим насилие, и определить ее основные аспекты.

Психологическая работа должна проводиться в двух направлениях:

  1. Профилактика среди учащихся школ проявлений физического и психологического насилия путем повышения сплоченности учебных коллективов, формирования ценности дружбы и взаимоподдержки.
  2. Психокоррекционная работа с детьми, пережившими школьное насилие, направленная на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к стрессу, обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции.

Литература:

  1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2009. — № 105. — С. 160 — 165.
  2. Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е.Н. Пронина // Психологическая служба. — 2008.- № 5. — С. 20 — 24.
  3. Мюллер В.К. Bullying / В.К. Мюллер // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml.
  4. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. — 2005. — № 18. — С. 3 — 7.
  5. Дерябина В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в школе: дис. канд.психол.н. — М.: МГПУ, 2010. — 333 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьного насилия, школьное насилие, школьному насилию, Агрессивное поведение, личностные особенности, особенности детей, состояние детей, проблема школьного насилия, переживанию школьного насилия, личностные особенности детей, проявления школьного насилия, тему школьного насилия, жертвами школьного насилия, проблемы школьного буллинга, стороны сверстников, психологические особенности детей, психоэмоциональное состояние детей, негативное поведение, жертвой школьного насилия, проблемы буллинга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос