Библиографическое описание:

Садыкова А. В., Махаматкаримова Л. С. Использование информационных технологий при изучении нумерации в концентре 1000 // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1287-1288.



В последние годы образование рассматривается как главный фактор и непременное условие устойчивого социально-экономического прогресса, наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству.

2016 год в Узбекистане был объявлен «Годом здоровой матери и ребенка», в связи с утвержденной Государственной программой предусмотрено дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка новых положений и норм, направленных на создание благоприятных организационно-правовых условий для формирования здорового, гармонично развитого подрастающего поколения. Большой комплекс мероприятий отводится усилению роли системы образования и спорта в формировании здорового ребенка. Наряду с этим программа предусматривает кардинальное повышение качества начального образования, при помощи широкого внедрения в практику передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В программе также уделено внимание повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие, изучение и внедрение передового международного опыта по воспитанию здорового ребенка. [3]

Одной из образовательных реформ, проводимых в Республике Узбекистан, является применение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении. По славам Президента Республики Узбекистан И.Каримова, «Особая забота должна быть проявлена о том, чтобы создать талантливой молодежи все условия для творческого роста…» [1].

В соответствии с учебной программой и Государственным стандартом образования курс математики начальных классов — это триединый курс, охватывающий арифметику, элементы алгебры и геометрии. Учащиеся начальных классов получают первоначальные сведения о числах, об арифметических действиях, о величинах, математических выражениях, числовых равенствах и неравенствах, о геометрических фигурах, учатся выполнять арифметические действия, решать задачи.

Изучение нумерации — это основа арифметики, без которой немыслимо изучение математики вообще. В концентре «Десяток» и «Сотня» нумерация изучается, в основном, с использованием предметной наглядности, можно использовать и информационные технологии, но без предметной наглядности, без предметов для пересчитывания не обойтись. А при изучении нумерации в концентре «Тысяча» предметная наглядность очень неудобна, но информационные технологии могут быть весьма эффективными [3].

В начальный курс математики включены следующие основные понятия темы «Нумерация целых неотрицательных чисел»: «число», «цифра», «разряд», «класс». В основе формирования понятия числа лежит теория множеств. В задачи нашего исследования входило раскрыть теоретические и методические основы изучения нумерации целых неотрицательных чисел, а также обосновать необходимость использования информационных технологий при изучении этого материала. Нами были рассмотрены общие вопросы изучения нумерации, распределение нумерации по концентрам в курсе математики начальных классов, а также история развития счета, которая может быть использована на уроках и на внеклассных занятиях по математике. В 2015–2016 учебном году во время непрерывной педагогической практики в средней школе № 160 Яккасарайского района города Ташкента был проведен эксперимент среди учеников 3-х классов. Во 3Б классе 33 ученика, во 3В классе 36 учеников. Экспериментальным классом был назначен 3Б класс, контрольным — 3В класс.

Целью экспериментальной работы являлась проверка эффективности информационных технологий для повышения уровня и качества усвоения материала при изучении нумерации в пределах 1000.

Мы считаем, что использование на уроках информационных технологий при изучении нумерации, знания у учеников остаются в памяти надолго, потому что материал был представлен наглядно, при помощи презентаций. При проведении эксперимента в конце была проведена самостоятельная работа на знание чтения и записи трехзначных чисел, в ходе которой выяснялось, насколько учащиеся усвоили данный материал. Результаты средних оценок учащихся по проведенной самостоятельной работе приведены в таблице 1.

Таблица 1

2

3

4

5

Экспериментальный класс 3Б (33 ученика)

1

10

14

8

Контрольный класс 3В (36 учеников)

3

16

13

4

Поведем сравнительный анализ полученных данных, для этого найдем среднее значение оценок учащихся по формуле 1:

(1)

За обозначим среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в экспериментальном классе, за обозначим среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в контрольном классе.

= 3,88 > 3,5 =

Среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в экспериментальном классе оказалось выше, чем в контрольном классе. Наша гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента показали эффективность использования информационных технологий при изучении нумерации на уроках математики в третьем классе. Учащиеся были активны, а проверочная работа показала повышение уровня усвоения материала.

Систематическое использование наглядности, а также информационных технологий на разных этапах обучения является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. При этом дети не устают, а уроки проходят интересно.

Использование информационных технологий позволяет воспитывать наблюдательность, обеспечивает развитие не только интеллектуальных и творческих способностей ребят, но и эстетических чувств учащихся.

Информационные технологии показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия учителя и учеников в процессе усвоения учебного материала. И от того, каким будет это взаимодействие, во многом зависит успешность учебной деятельности.

Литература:

  1. Каримов И. Узбекистан на пороге достижения независимости. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — 383 с.
  2. Таджиева З. Г., Абдуллаева Б. С., Жумаев М. Э., Сидельникова Р. И., Садыкова А. В. Методика преподавания математики. — Т.: «Турон-Икбол», 2011.
  3. http://norma.uz/publish/doc/text100612_2014_god_v_uzbekistane_obyavlen_godom_zdorovogo_rebenka
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, изучении нумерации, Использование информационных технологий, математики начальных классов, изучения нумерации, информационно-коммуникационных технологий, изучения нумерации целых, предметной наглядности, вопросы изучения нумерации, курс математики, здорового ребенка, Изучение нумерации, уроках информационных технологий, распределение нумерации, курс математики начальных, эффективности информационных технологий, учебной деятельности, использования информационных технологий, целых неотрицательных, использованием предметной наглядности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос