Автор: Муцалов Саидахмед Имранович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Муцалов С. И. Центр и регионы: торг или взаимовыгодное сотрудничество? // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1011-1012.



Новая модель федерализма, которая оформилась благодаря принятию Конституции РФ в 1993 году, была всё ещё слабо подкреплена институтами, которые бы поддерживали выполнение её принципов на всей территории страны и, что наиболее важно, сохранили бы целостность федерализующегося государства. С этой целью и были заключены уже упоминавшиеся двусторонние договоры.

Важным моментом, который стоит отметить, является то, что, несмотря на формальное закрепление модели (а точнее, индивидуальных моделей) взаимоотношений между регионами и Центром, коммуникация между этими факторами Федерации базировалась скорее на неформальных основах. Стабильность и политическая лояльность регионов фактически покупалась благодаря системе своеобразного торга, когда региональным элитам в обмен на поддержку (или, по крайней мере, не препятствование) линии Москвы, предоставлялись различные политические и экономические преференции.

Подобный подход прекрасно прослеживается на примере бюджетной политики Кремля по отношению к ряду регионов: после заключения двусторонних договоров, трём республикам — Татарстану, Башкирии и Якутии были предоставлены существенные экономические преференции [1] (они заключались в перечислении большей доле собираемых на их территориях федеральных налогов, чем в остальных субъектах Федерации [2]).

Как Татарстан отстаивал суверенитет? Когда первый президент России Борис Ельцин в начале 90-х призвал регионы «брать столько суверенитета, сколько хотите», одним из первых отозвался бессменный лидер Татарстана Минтимер Шаймиев. За республикой был закреплен юридический статус автономии в составе России. А в марте 1992 года власти Татарстана, не обращая внимания на протесты со стороны руководства России, приняли новую конституцию. Она объявляла Татарстан суверенным государством и субъектом международного права. В 1993 году Татарстан проигнорировал выборы в Государственную Думу и референдум по конституции России. Позже между Казанью и Москвой был подписан договор и 14 соглашений. Они позволяли властям республики предоставлять и лишать татарского гражданства, самостоятельно устанавливать дипломатические отношений с иностранными государствами. Кроме того, этот договор фактически подтвердил верховенство татарских законов над российскими. Раздолье суверенитета закончилось с приходом Владимира Путина. В 2003 году Дума приняла поправку, согласно которой все подобные договоры с субъектами федерации прекратили действовать, а новые должны были утверждаться федеральными законами. Вскоре Москва в построении вертикали власти пошла и еще дальше, отменив губернаторские выборы. Однако весной 2006 года Путин и Шаймиев подписали новый договор о разграничении полномочий, который в ноябре был внесен в парламент.

Термины «форалистический федерализм» [3], «исполнительный федерализм» [4], «кооперативный федерализм» [5] и «переговорный федерализм» [6] хорошо характеризуют сложившуюся в 1990-х годах систему отношений между Центром и периферией, когда в ход шли не столько формальные и юридически закреплённые механизмы воздействия на региональные элиты, сколько политический бартер: стабильность за политическую и экономическую поддержку.

Несмотря на достаточно распространённое мнение, что период правления Владимира Владимировича Путина, ознаменовавший собой переход от децентрализационной к централизационной модели, внёс существенные изменения в характер отношений между федеральным центром и регионами, и сделал их более формальными, на наш взгляд сдвиг произошёл как раз в сторону укрепления неформальных практик. Причиной тому стала недоработка или половинчатый характер большого комплекса принятых правовых норм [7]. Бреши, лакуны и простое несоответствие части положений региональных Конституций федеральному законодательству открыли дорогу для развития неформальных практик взаимодействия в условиях построения единой вертикали власти и тенденции к централизации.

Характерно, что именно в этот период произошла легализация части неформальных институтов [1], властными элитами были откорректированы ранее действующие правила игры для того, чтобы минимизировать свои издержки при взаимодействии с регионами. В качестве примера можно привести отмену губернаторских выборов в 2004 году, которая позволила Кремлю не так активно применять тактику «торговли» с регионами.

Система назначенцев, однако, не отменила неформального взаимодействия Москвы и периферий: базовым компонентом отношений оставался (и остаётся) личный авторитет главы региона [3], который, в свою очередь, поддерживается московскими политическими элитами. Понятие «нового централизма» [1] объединяет в себе признаки многоэтажного централизма (то есть гипертрофии центров любого уровня, которая плохо сочетается с принципом равноправности всех частей федерации), превалирования неформальных регуляторов в отношениях «Центр-периферия» и в сосредоточении «большинства административных, коммуникационных, транспортных и информационных сетей» [6] в столице государства. Именно это понятие, охватывающее достаточно большой спектр проблем российской федеральной модели, кажется нам наиболее логичным для описания России как федеративного государства. Последний вопрос, который вытекает из двух предыдущих: федерализм в России — реальная модель или фасад?

Литература:

  1. Ильченко М. С. Институциональные истоки «нового централизма» в современной России // Полис. — 2008. — № 5. С. 125–134.
  2. Кузнецова О. В. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития // Общественные науки и современность. — 2010. № 2. С. 70–83.
  3. Петров Н. Федерализм по-российски // Pro et contra. — 2010. — № 4. — С. 7–33.
  4. Захаров А. А. «Исполнительный федерализм» в современной России // Полис: Политические исследования. — 2001. — № 4. С. 125–131.
  5. Конюхова И. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. Издательский дом «Городец», 2004. — 311 с.
  6. Полищук Л. Российская модель «переговорного федерализма» (политико-экономический анализ) // Вопросы экономики. — 2008. № 6. — С. 67–77.
  7. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 410.
Основные термины (генерируются автоматически): неформальных практик, современной России, вертикали власти, России Борис Ельцин, экономические преференции, неформальных практик взаимодействия, укрепления неформальных практик, стороны руководства России, легализация части неформальных, превалирования неформальных регуляторов, Татарстан суверенным государством, «нового централизма», конституции России, существенные экономические преференции, приходом Владимира Путина, составе России, неформальных основах, Татарстана Минтимер Шаймиев, Владимира Владимировича Путина, построении вертикали власти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос