Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия развития федеративных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Муцалов С. И. Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия развития федеративных отношений // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1010-1011. — URL https://moluch.ru/archive/114/29685/ (дата обращения: 22.10.2018).



В соответствии с действующей Конституцией, в состав Российской Федерации входят 85 субъектов Федерации формально равноправных в отношениях между собой, а также во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Тем не менее, специфика национально-исторического развития страны сохранила формальные и неформальные особенности различных видов субъектов Федерации. Например, трудно отрицать фактическое правовое доминирование республик в составе Российской Федерации, а также городов федерального значения по сравнению со статусом многих краев и областей.

«Предметом многолетних дискуссий является правовое положение автономных округов. Существующее неприятие равноправного (по отношению к республикам) положения автономных округов основывается на устаревших представлениях, когда автономные округа были административно, финансово экономически и юридически жестко зависимы от решений органов государственной власти краев (областей), в состав которых они были введены актами высших органов». [1]

В настоящее время автономные округа уравнены в основополагающих правах и обязанностях с краями (областями). В первую очередь, это следующие права: волеизъявление населения автономного округа при выборах окружных органов государственной власти; принятие этими органами окружного устава и окружных законов; участие автономного округа в международных политических и экономических контактах; самостоятельное формирование двусторонних взаимовыгодных отношений с РФ и другими субъектами Федерации. Федеральное законодательство установило в качестве самостоятельных финансово-экономических источников бюджетного развития автономных округов средства, извлекаемые из использования сосредоточенных на их территориях природных ресурсов. Указанные широкие права в значительной мере исключают рецидивы «местного патронажа» со стороны соответствующих краев (областей) или попытки воссоздания прежней региональной системы подчинения.

Края (области) как субъекты Федерации также не однородны в отношении реализации своих «равных» прав. Те края (области), стабильная рыночно ориентированная экономика, которых обеспечивает необходимые поступления в местный бюджет, у которых имеются волевой губернатор, налаженные «столичные» связи, находятся в более благоприятном положении при решении возникающих перед ними вопросов; они в большей степени влияют на расстановку приоритетов региональной политики, могут позволить себе критику решений федеральных органов государственной власти. Другие субъекты из этого ряда, имеющие ограниченный рыночный потенциал, вынуждены искать «сильных партнеров», нередко отказываться от собственных инициатив и занимают, как правило, выжидательную позицию по отношению к действиям федерального центра. [2]

Не вызывает сомнений, что фактическое неравноправие субъектов Федерации (в отличие от формально провозглашенного Конституцией РФ равенства) сохранится еще длительное время. Реальными условиями сохранения такого положения являются сложившиеся в прошлом и продолжающие существовать ныне стереотипы государственно-правового мышления, искусственно разделяющие субъектов Федерации на разные категории, а также общая политическая, социальная и финансово-экономическая нестабильность в России. Можно предположить, что это — промежуточная и неустранимая стадия развития федеративных отношений, в реальности которой надо научиться жить и терпеливо готовить изменения.

Между тем в кризисные для России периоды оживляются дискуссии о необходимости установления новых федеративных отношений. Ядром дискуссий, естественно, является вопрос о числе субъектов Федерации.

Некоторые аналитики утверждают, что нынешнее число субъектов Федерации явилось компромиссом, достигнутым на Конституционном Совещании в 1993 г. Теперь, мол, настала необходимость произвести укрупнение субъектов федерации и, таким образом, сократить число государственно-территориальных образований с приданием им статуса новых субъектов Федерации. В частности, в качестве прообраза новой структурной модели российского федерализма предлагается использовать существующие ассоциации экономического взаимодействия, добровольно возникшие на территории Российской Федерации после распада производственно-снабженческой и транспортной системы СССР. [3]

Авторы данного проекта «новой реформы федерализма» наивно полагают, что механическое уменьшение числа существующих субъектов Федерации без согласия последних на эту «хирургическую операцию» автоматически обеспечит управляемость страной на общегосударственном уровне. Можно предположить, что субъектные новообразования такого типа, призванные заместить ныне существующие субъекты Федерации, будут крайне неустойчивыми, внутренне конфликтными и неизбежно распадутся, если их вообще удастся сформировать предлагаемыми принудительными способами.

Ряд иных радикальных предложений связан с изменением соотношения полномочий Президента Российской Федерации и нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Эти глобальные перемены, затрагивающие интересы всей страны, не обсуждаются с регионами. При этом не принимается во внимание, что граждане выбирали Президента и депутатов в Государственную Думу с учетом того объема прав, которым данные лица уже наделены в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации. [4]

«Для проведения радикальных перемен не созрели надлежащие условия. Общеизвестно, что для успешного запуска и завершения глобальных интеграционных процессов (а укрупнение сложившихся субъектов Федерации на пространстве России может быть отнесено к таким типам процессов) необходимы политическая стабильность и нормальное функционирование экономики» [5]. Только в этих условиях векторы интересов подавляющего числа федеральных и региональных законодателей, политиков, бизнесменов, рядовых граждан суммируются в активную равнодействующую. При любых иных вариациях существенных социально-политических параметров неизбежно возникают силы противодействия, способные затормозить поступательное развитие в указанной сфере.

Литература:

  1. Якунин В. Ю. Централизм в Российской Федерации. Спб., 2005. с 59.
  2. Проект «Перспективы федерализма в России: теоретические и практические аспекты», сервер Центра интернет КГУ, 2000 г.
  3. Златопольский Д.Л. Процесс развития федеральных отношений//Вестник Московского университета. Серия Право. 2008. № 6.С. 80.
  4. Шахрай C.М. Проблемы развития российского федерализма на современном этапе. Доклад на конференции «Федерализм на пороге XXI века: российское и международное измерения», февраль 2011 г., размещен на сервере Центра интернет КГУ.
  5. Яковлев А. А. Федерация или конфедерация. М., 1998. С. 229.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая Конституция, существующий субъект Федерации.


Похожие статьи

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации, Конституционный Суд, совместное ведение, округ.

О форме государственного устройства России в широком...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство...

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство.

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4...

Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между...

Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Система государственного устройства России

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»

Из положений Конституции Российской Федерации [3] следует, что государственная, в том числе и исполнительная, власть в России имеет два уровня. Это система высших федеральных органов власти и система органов власти субъектов РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации, Конституционный Суд, совместное ведение, округ.

О форме государственного устройства России в широком...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство...

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство.

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4...

Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между...

Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Система государственного устройства России

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»

Из положений Конституции Российской Федерации [3] следует, что государственная, в том числе и исполнительная, власть в России имеет два уровня. Это система высших федеральных органов власти и система органов власти субъектов РФ.

Задать вопрос