Библиографическое описание:

Матназаров У. Л., Машарипов Р. М. Учебно-методический подход к вопросам физического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1248-1249.



Составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль учителя за собственной деятельностью и учащихся на каждом уроке. Только при осмыслении и оценке результатов этой деятельности можно вносить необходимые коррективы в свою работу, повышать качество проводимых уроков и педагогическое мастерство учителя в целом. Посредством анализа уроков изучают опыт работы педагогов, оказывают им помощь.

Наблюдение и анализ урока — сложный процесс, требующий определенных знаний и навыков, умение держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности. Воспринимаемую действительность необходимо одновременно осмысливать и оценивать, предусматривая более целесообразные при данных обстоятельствах, решения, делая рекомендации преподавателю.

Для формирования выводов и предложений необходимо готовиться специально, изучая документы планирования, готовя протоколы наблюдения.

Чтобы успешно пользоваться этими специфическими для педагогического контроля знаниями и умениями, важно обладать педагогической наблюдательностью, методическим мышлением.

Анализ урока может быть общим, когда в поле зрения находятся все стороны и нюансы урока, и частичным, когда под наблюдение берется какой-то один раздел работы на уроке.

Основное назначение педагогического анализа уроков физической культуры заключается в систематическом повышении качества учебно-воспитательного процесса. Педагогический анализ способствует, прежде всего, становлению и росту педагогического мастерства преподавателя-тренера. В частности, он позволяет:

  1. Оценивать отдельные стороны урока и определять его оздоровительное, образовательное и воспитательное значение на достаточно объективной основе;
  2. Получать представление об уровне общего педагогического мастерства преподавателя и отдельных его составляющих: теоретических знаниях, методической подготовленности, организационных способностях, творчестве и т. д.

Определять соответствие запланированного в конспекте и реального на деле по всем параметрам содержания урока.

Проведенный нами анализ уроков физической культуры показал, что педагоги значительно больше внимания уделяют на уроке организации и дисциплине учащихся, чем освоению движений и развитию физических качеств. Не отрицая значения организационного фактора, мы считаем все же, что главным для учителя является умение научить школьников физическим упражнением, предусмотренным школьной программой, развить у учащихся физические качества, сформировать мотивы, знания, убежденность в жизненной необходимости занятий физическими упражнениями. Основным критериям результативности деятельности учителя являются сдвиги в физическом развитии и физическом образовании школьников. А это требует от педагогов глубоких теоретических познаний методики обучения физическим упражнениям и развития физических качеств, умений управлять познавательной деятельностью учащихся на уроке.

Мы попросили учителей физической культуры ответить на вопрос, какие знания и умения они считают наиболее важными для обеспечения эффективной деятельности в школе. Опрос показал, что «наиболее необходимых» знаний и умений учителя включили оказание первой помощи учащимся, подбор подводящих и специальных упражнений, личную опрятность, культуру поведения и речи учителя. В число «необходимых» вошли выбор метода обучения, планирование учебного материала, организация учащихся на уроке, сообщение задач урока. «Скорее необходимыми» названы определение объема и интенсивности нагрузки, обеспечение правильной осанки и дыхания учащихся, поддержание интереса к занятиям и дисциплины на уроках. «Не всегда необходимыми» учителя посчитали определение домашних заданий и выполнение их учащимися, выводы о выполнении задач урока, освоении учебного материала.

Нас насторожило, что учителя недооценивают значение домашних заданий, умение видеть и исправлять ошибки, привлекать к анализу техники упражнений самих учащихся. Учителя придерживаются мнения, что результаты работы нельзя определять по количеству школьников, освоивших учебный материал, так как уровень их подготовленности неодинаков. Но ведь задача педагога состоит в том, чтобы как можно больше школьников освоили учебный материал, и если значительное число учащихся не справились с ним, то, значит, следует пересмотреть методы и средства обучения, выявить и устранить собственные недоработки.

По нашему мнению, существующая в среде учителей физической культуры недооценка методических вопросов в значительной степени обусловлена недостатками процесса обучения будущих педагогов. Слишком много внимания в учебном процессе уделяется спортивной подготовке студентов. На это же направлены и рейтинговые требования. Надо больше внимания уделять формированию профессионального мышления учителя, умению решать педагогические задачи в конкретных условиях школы и класса с учетом индивидуальности каждого ученика.

С этой целью мы в нашем факультете Физическая культура Ургенчского государственного университета пересматриваем, в частности, методику преподавания легкой атлетики. Каждый вид легкой атлетики изучаем как целостное образование, любой элемент которого находится во взаимосвязи и зависимости. Объясняем также зависимость уровня техники от физических качеств обучающихся, от психолого-педагогических и физиологических закономерностей обучения.

В учебной практике моделируем ситуации профессиональной деятельности учителя, разбираем их с обязательным теоретическим обоснованием принимаемых решений. Например, учащийся не может выполнить нормативы в беге на выносливость. Что должен предпринять учитель? В процессе обсуждения этого задания студенты определяют возможные причины невыполнения задания, а затем методику развития выносливости. При этом мы стремимся рассматривать личность ученика в единстве всех ее сторон.

Проводим отдельные части урока, заранее поручив наблюдение и анализ нескольким студентам. Затем следует обсуждение, на котором не придерживаемся стандартных решений, а стимулируем оригинальность профессионального мышления. Главным условием является обоснованность принимаемых решений.

Проведение такого рода занятий позволяет сформировать более четкие, научно-обоснованные методические взгляды и позицию каждого студента. Вместе с тем нам кажется, что и органам народного образования следует контролировать процесс работы учителя физической культуры по особому подходу к учебно-методическим вопросам и конкретным результатам деятельности учителя — уровню физического состояния школьников.

Литература:

  1. Шияна Б. М. Теория и методика физического воспитания. — М., 1988.
  2. Харабуги Г. Д. Теория и методика физического воспитания. — М., 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, деятельности учителя, уроков физической культуры, физического воспитания, учителей физической культуры, методика физического воспитания, задач урока, физических качеств, учителя физической культуры, педагогическое мастерство учителя, педагогического мастерства, результативности деятельности учителя, профессионального мышления учителя, результатам деятельности учителя, профессиональной деятельности учителя, контроль учителя, умений учителя, отдельные стороны урока, параметрам содержания урока, необходимыми» учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос