Храмы — центры духовности и просвещения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Тоджиева Ф., Ражапов О., Юсупова Г. Храмы — центры духовности и просвещения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1493-1495. — URL https://moluch.ru/archive/114/29531/ (дата обращения: 22.07.2018).



Начиная с выхода на историческую арену, человечество с древних времен в повседневной жизни много сталкивался с природными явлениями, наблюдало за движением небесных тел. Люди верили, что в них таится какая-та сверхъестественная сила и что нужно всегда умилостивить их, чтобы облегчить и без этого трудную и полной опасности жизнь. Наши предки поклонялись Солнцу, Луне, Грозе, Молнии. Одним из небесных светил, оставивший глубокий след в духовности первобытных людей, было Солнце. Солнечный свет нагревал землю и создавал возможности для ведения земледельческих работ. Первобытные люди считали, что огонь является частью Солнца на земле и таким образом у них появился культ Солнца. Посему, можно сказать, что представители Кельтеминарской культуры уже с V-IV тысячелетий до н. э. строили дома в форме солнца. Из-за того, что в притоках Амударьи и Сырдарьи уровень воды поднимался, территории Туранской низменности превращались в водные бассейны, в результате чего появились широкие возможности для ведения сельского хозяйства. Именно на этих прибрежных территориях люди начали создавать новые поселения.

Известно, что коренной этноним ныне проживающих на территории Средней Азии народов восходят к глубокой древности. На разных исторических этапах на основе географической и религиозной общности эти народы развивали общество. Об этом Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов пишет так: «…Исторически в Туркестане существовало смешанное расселение племен и народов, обусловленное оазисным характером поселений и кочевым образом жизни людей, тесно связанное общностью культуры и языков. Такой мозаичности этнической карты региона способствовала и этнокультурная, и религиозная близость населяющих его народов» [2, с. 73]. Земля Туркестана, являющаяся частью Средней Азии, с древних времен была одним из очагов древних цивилизаций и своим географическим положением отличалась от других регионов древнего Востока.

По историческим сведениям в центре Жанбас-4 был расположен огненный алтарь диаметром 1,5 метров. Вблизи огненного алтаря располагалась специальная площадка, предназначенная для ритуальных танцев имитирующих процесс охоты. Есть предположение, что именно эти танцы и положили начало всемирно известному танцу хорезмийцев «лязги». Значит, форма строительства жилищ в Джанбаскале отражает в себе формы Луны и Солнца. В одном доме жили 20–25 человек. Ими управляла женщина, под руководством которой остальные члены семьи вели хозяйскую деятельность. Огонь, всегда горевший в печке, считался религиозным центром родовой общины, жившей в одном доме. Под умным управлением матери и постепенно привыкая к суровым природным условиям и трудностям, люди начали распределять между собой хозяйские работы и, таким образом, начали возникать определенные виды человеческой деятельности [3, с. 54–66].

По результатам археологических исследований С. П. Толстова в неолитическом периоде живших родовых общин на возвышенностях водных бассейнов Акчадарьи, оказалось, что в центре домов был расположен очаг который был священной мест для жителей как огненный алтарь, служивший для духовного очищения [4, с. 88].

Археологические исследования проведенные В. М. Массоном в стоянках джейтунцев, живших в предгорьях Копетдага, свидетельствуют о том, что место священного огня у родовой общины, знакомой со строительством глиняных построек, было расположено на стенке дома и имела квадратную форму. Именно эти алтари и их хранительницы-женщины воспитывали членов родовой общины в духе взаимоуважения друг к другу и этим способствовали социально-экономическому и культурному развитию общества.

К концу IV-III тысячелетий в строительстве огненных алтарей произошли некоторые изменения. По историческим сведениям в эпохе позднего неолита появились крупные стоянки, в которых особое место занимали храмы, построенные из глины. Результаты проведенных исследований в храме показывают, что внутренняя часть памятника отражает процесс дифференциации общества: имеются сведения из жизни богатых прослоек и кварталов ремесленников.

По нашему мнению, внутреннюю, структуру населенных центров таких, как Намазгохтепа (50 га), Алтынтепа (26 га), Улугтепа (20 га), Коратепа (15 га), Геоксур (12 га) наметились качественное изменения. Этих ранних городских центров были свойственны огромная площадь и высокая плотность населения. Они в обществе являлись административно-политическими и религиозными центрами прилегающих к ним территорий. Оседлое население, жившее в Хорезмском, Ферганском и Зарафшанском долинах вели религиозный образ жизни простых огненных алтарей. Только к началу эпохи бронзы в результате использования глины, масштабы строительства храмов огнепоклонников начали приобретать большие размеры. Изменение структуры храмов этого периода отличается от религиозных центров огнепоклонников эпохи неолита. Храмы огнепоклонников, построенные по определенному архитектурному стилю ярко представлен и хорошо изучены по археологическим отношением на Алтынтепе и Джаркутане. По археологическим отношениям процесс хозяйственного и культурного развития привел к образованию на юго-западе Средней Азии первых городов, которые представлен в Алтынтепе и Джаркутане. Ее наиболее изученный памятник называется Алтын-Депе (исследования В. М. Массона). Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой примерно 2300–1900 гг. до н. э., характерны некоторые черты, присущие развитым культурам древнего Востока. Ее центрами были два поселения городского типа — Алтын-Депе и Намазга-Депе. Эти «города» были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а ворота, ведущие внутрь застроенного пространства, обрамляли мощные башни-пилоны.

Центром Алтын-Депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входили многочисленные хранилища, дом главного жреца и гробница жреческой общины. При раскопках в гробнице была найдена золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в месопотамской мифологии часто представляется в образе быка огненного цвета. Другая линия культурных связей ведет в долину Инда, к городам и поселениям Хараппской цивилизации. На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. Кроме того, обнаружены аналогично печати хараппского типа. По материалам раскопок и состав населения городов Алтындепинской цивилизации можно выделить три социальные группы.

Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах, состоявших из тесных каморок.

Дома общинной знати более респектабельны: в гробницах состоятельных общинников обнаружены ожерелья из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати.

Более заметны имущественная и социальная дифференциация на примере третьей группы населения— вождей и жрецов. Их большие дома имели правильную планировку и занимали площадь 80–100 кв. м.

В гробницы, располагавшиеся в «квартале знати», помещались разнообразные украшения, в том числе из золота и серебра. Здесь же были найдены изделия из слоновой кости, явно привозные. Возможно, в хозяйстве знати уже применялся труд рабов. Не исключено, что последним принадлежат захоронения, лишенные каких-либо предметов и расположенные около богатых гробниц.

В Алтынтепе храмы строились на отдельной площадке и были расположены по направлению ворот. Самым ярким образцом храмов и центра духовного очищения огнепоклонников эпохи бронзы в Узбекистане является храм в Джаркутане. По историческим сведениям, с точки зрения планировки Джаркутан состоял из цитадели, городской части и кладбища. В центре располагался храм площадью 60х45,5 метров. Его окружала оборонительная стена толщиной 4,5 метров. Храм был защищён с помощью мощных оборонительных стен [1, с. 33–34]. Храм огнепоклонников эпохи бронзы наподобие Джаркутанского в Фергане, Зарафшане и Хорезме не встречается. Местом их поклонения был огненный алтарь, расположенный в центре подземной части дома. По археологическим данным население Яккапарсанской и Куюсайских, живших в IX-VIII вв. до н. э. в Хорезме, не имели знаний по строительству храмов из глины.

Таким образом, исходя из вышесказанных исторических сведений, можно прийти к следующим выводам:

  1. религиозные представления первобытных людей исходили из природных явлений;
  2. планировка жилищ напоминает формы солнца и луны;
  3. в середине IV-III тысячелетий до н. э. алтари начали строиться на специальных площадях.
  4. в середине III-II тысячелетия до н. э. у наших предков имелся жизненный опыт по строительству храмов огнепоклонников.

Литература:

  1. Аскаров А. Храм первобытных земледельцев на Юге. — Ташкент, 1980.
  2. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: Угрозы безопасности. Условия и гарантии прогресса. Ташкент: Ўзбекистон, 1997.
  3. Толстов С. П. Древний Хорезм. — М: Наука, 1948.
  4. Толстов С. П. Қадимий Хоразм цивилизациясини излаб. — Ташкент: Янги аср авлоди, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): огненный алтарь, IV-III, родовая община, Узбекистан, слоновая кость, III-II, древний Восток, V-IV, IX-VIII, Хорезм.


Похожие статьи

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Хорезм, древний Хорезм, Центральная Азия, ранний античный период, город, век до, VII, IV-I, III, II-IV.

Древние корни ранней государственности Хорезма

В III в. здесь находилась столица Хорезма.

На юго-восток от замка находился храм огня.

Культура и искусство древнего Хорезма. М. «Науке» 1981. Итина М. А. Неолит и бронзовый век южного Хорезм.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись из Кара-тепе (II-IV вв.) — это сколок кушанского мира, его культовое искусство, сыгравшее важную

Роспись на алебастровых оссуариях из Ток-калы (Хорезм) относят к VII-VIII вв.

ФРАГМЕНТЫ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО Узбекистана.

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Между человеческим и конским скелетами размещались кости ног барана — заупокойная пища.

Они бытовали в течение длительного времени — с VI по IX вв.

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана. Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

С востока и запада — жители копали рвы до 5 м вглубь и в 10 м в ширину, сооружали

Основные термины (генерируются автоматически): Алания, Отрадненский район, городище, Грузия, VIII, III, I-II

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В конце IX века Средняя Азия освободилась от арабского господства.

Независимость Узбекистана ознаменовала новый период в истории древнего Хорезма, начало

Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными...

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Как известно, культ — это совокупность религиозных обрядов [2 c. 3]. Древнем Хорезме в VIII тысячелетии до н. э. существовала неолитическая культура, создатели которой почитали женское божество.

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

В каждом древнем городе Узбекистана можно увидеть величавые вертикали архитектурных

В средневекой Бухаре сохранились памятники всех эпох, начиная с IX века и кончая XIX веком.

Минарет Калон, вот уже многие столетия знаменитый на весь Восток, уважительно...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Хорезм, древний Хорезм, Центральная Азия, ранний античный период, город, век до, VII, IV-I, III, II-IV.

Древние корни ранней государственности Хорезма

В III в. здесь находилась столица Хорезма.

На юго-восток от замка находился храм огня.

Культура и искусство древнего Хорезма. М. «Науке» 1981. Итина М. А. Неолит и бронзовый век южного Хорезм.

Возникновение и взаимосвязь монументальной живописи...

Живопись из Кара-тепе (II-IV вв.) — это сколок кушанского мира, его культовое искусство, сыгравшее важную

Роспись на алебастровых оссуариях из Ток-калы (Хорезм) относят к VII-VIII вв.

ФРАГМЕНТЫ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО Узбекистана.

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Между человеческим и конским скелетами размещались кости ног барана — заупокойная пища.

Они бытовали в течение длительного времени — с VI по IX вв.

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана. Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

С востока и запада — жители копали рвы до 5 м вглубь и в 10 м в ширину, сооружали

Основные термины (генерируются автоматически): Алания, Отрадненский район, городище, Грузия, VIII, III, I-II

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В конце IX века Средняя Азия освободилась от арабского господства.

Независимость Узбекистана ознаменовала новый период в истории древнего Хорезма, начало

Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными...

История изучение женских персонажей Хорезмского пандемониума

Как известно, культ — это совокупность религиозных обрядов [2 c. 3]. Древнем Хорезме в VIII тысячелетии до н. э. существовала неолитическая культура, создатели которой почитали женское божество.

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

В каждом древнем городе Узбекистана можно увидеть величавые вертикали архитектурных

В средневекой Бухаре сохранились памятники всех эпох, начиная с IX века и кончая XIX веком.

Минарет Калон, вот уже многие столетия знаменитый на весь Восток, уважительно...

Задать вопрос