В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней торговле, реализации политики протекционизма,осуществляют контрдействия угрозам безопасности России, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают увеличение доходов федерального бюджета, то есть «направляют все силы на создание подходящих условий для успешного осуществления и развития внешнеторговой деятельности и снижение затрат участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для выполнения таможенных формальностей, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела» [7, с. 93].
«В ряду важнейших задач, обусловленных современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер, направленных на развитие и совершенствование систем управления организациями и учреждениями. Эти вопросы одинаково актуальны как для действующих производственно-хозяйственных систем, так и для государственных структур, вновь создаваемых организаций, темпы роста которых обусловлены спецификой современной экономики. Совершенствование систем управления является действенным рычагом повышения эффективности производства и предлагает комплекс мер, связанных с рационализацией функционально-иерархического разделения труда и организационных структур управления, рационализацией и типизацией управленческих процедур, оптимизацией численности управленческого персонала» [4, с. 196].
Развитие единой системы таможенных органов связано с решением управленческих проблем, поскольку управление начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности. В настоящее время кадровая политика, проводимая в таможенных органах, отмечается коренными изменениями. Работа с персоналом требует постоянного совершенствования, поскольку именно в модернизированных операциях заложены потенциальные возможности повышения результативности работы персонала и достижения высокого мастерства и профессионализма. «Важнейшими элементами эффективной организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба Российской Федерации строится и функционирует как единая система. Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики» [6, ст. 281].
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена единая система таможенных органов [2]. К структурным компонентам единой системы таможенных органов следует относить: ФТС России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТП). Таможенная служба России, как государственная служба, включает следующие виды служб: правоохранительную (сотрудники таможенных органов, проходящие службу по контракту), гражданскую (федеральные государственные гражданские служащие). Кроме того, среди рабочего персонала в таможенных органах трудовую функцию выполняют работники бюджетной сферы.
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов [1]. Прием в таможенные органы на должности гражданской службы осуществляется по конкурсу.
Конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах проводится в отношении федеральных государственных гражданских служащих во исполнение Указов Президента Российской Федерации. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе [3].
Для проведения конкурса приказом таможенного органа формируется конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности, по результатам которого издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса. Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения.
Гражданские служащие выполняют большой объем административно-управленческих функций: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация. Поскольку гражданская служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства, то повышение эффективности деятельности таможенных органов невозможно без роста профессионального уровня кадров, укрепления служебной дисциплины, улучшения материального положения должностных лиц таможенных органов, повышения их социальной защищенности и членов их семей».
Одним из основных условий эффективной деятельности единой системы таможенных органов является грамотный, квалифицированный, профессиональный и дисциплинированный кадровый состав. Его формирование зависит от многих факторов: качественная правовая база; комплектование штата на конкурсной основе при объективной оценке кандидатов; социальные гарантии; формирование кадрового резерва.
Кадровая служба таможенных органов: обеспечивает реализацию кадровой политики в таможенных органах; осуществляет подбор и расстановку кадров таможенных органов, организует проведение аттестации сотрудников таможенных органов; организует и осуществляет инспектирование таможенных органов, а также непосредственный контроль за прохождением службы в таможенных органах; организует и контролирует подготовку кадров для таможенных органов, другие функции.
Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе должен обеспечиваться на основе следующих принципов: назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств; совершенствование профессионального мастерства. «Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы должны являться: профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих; содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе; ротация гражданских служащих; формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование; оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена; применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении» [5, с. 295].
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
- О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. 2010. № 269. 29 ноября.
- О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 (ред. от 19.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 6. Ст. 439.
- Гончарова Е. Н., Зайцева О. А. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 2 (34). С.
- Петрушко Е. Н., Шкилёв В. В. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации //Academicscience — problemsandachievementsVII: ProceedingsoftheConference. North Charleston, 28–29.09.2015, Vol. 2 — North Charleston, SC, USA: Create Space, 2015, p. 325.
- Петрушко Е. Н., Шкилёв В. В. ОсновныенаправленияорганизациипроцессауправлениятаможеннымиорганамиРоссийскойФедерации// Fundamental science and technology — promising developments VI: Proceedings of the Conference. NorthCharleston, 3–4.08.2015, — NorthCharleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 331.
- Петрушко Е. Н.,Шкилёв В. В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. № 19 (216), выпуск 36/1.