Библиографическое описание:

Водопьянова Т. А. Пути гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными стандартами // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 6-8.



Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая все это, для России, по нашему мнению, важно продолжать работу по реформированию национального законодательства (в частности, в соответствии с принятыми документами [2–5]), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

На пути реализации целей Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) стоит множество проблем, среди которых одна из важнейших — гармонизация национальных законодательств государств — участников ЕАЭС.

Концепция гармонизации российского законодательства включает в себя два уровня — внутригосударственный и международный [8].

Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике России и стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте и другие события и процессы ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что в еще большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть Европейская экономическая комиссия ООН (далее — ЕЭК ООН), которая определяет области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.

Эффективность стандартизации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в рамках международной организаций по стандартизации ИСО (ISO) и Международной электротехнической комиссией (МЭК).

С точки зрения стандартизации таможенного дела особое значение имеет Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (далее — Киотская конвенция) [1].

Киотская конвенция оказала существенное влияние на развитие законодательства в области таможенного дела в рамках Таможенного союза ЕАЭС. Это связано с тем, что в рамках присоединения основных государств-членов к Всемирной торговой организации (далее — ВТО) приоритетным стал вопрос приведения союзного законодательства в соответствие с международными стандартами. Это в первую очередь касалось Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС), который был принят в соответствии с положениями Киотской конвенции. Более того, требованиям Киотской конвенции в той или иной степени соответствует и национальное законодательство всех союзных государств по вопросам, не урегулированным ТК ТС. Так, при присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Россия приняла Конвенцию в объеме Генерального приложения, Белоруссия и Казахстан — даже в большем объеме, хотя и с некоторыми оговорками. В этой связи актуальным является вопрос о соответствии ТК ТС требованиям Киотской конвенции.

Сравнение положений Генерального приложения и ТК ТС показывает, что существенных расхождений между ними нет. Кроме того, в ТК ТС устранены противоречия, существовавшие между Таможенным кодексом РФ и Конвенцией. Заметим, что Генеральное приложение содержит только общие принципы организации таможенного дела, тогда как ТК ТС более ориентирован на принципы нежели предыдущее законодательство в области таможенного дела. Однако некоторые расхождения ТК ТС и Киотской конвенции все же есть и условно их можно разделить на две группы: терминологические и процедурные. Примером терминологического различия может служить следующее: Генеральное приложение оперирует термином «контроль на основе методов аудита», что в ТК ТС соответствует терминам «таможенная проверка» и «проверка системы учета товаров и отчетности». В настоящее время в ТК ТС не используется понятие «очистка», а сама суть этого института закрепляется в разделе 5 ТК ТС «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру». При этом в основных терминах, используемых в ТК ТС, определение указанных операций не содержится. В этой связи необходимо особо отметить то, что институт очистки в Киотской конвенции четко определен и занимает одно из ключевых мест. Термин «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру; при этом под «таможенными формальностями» понимаются все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства [7].

В то же время Республика Казахстан, принявшая Киотскую конвенцию в большем объеме, чем Россия, в Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан» определила термин «очистка» следующим образом: «совершение таможенных операций, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для применения к товарам иной таможенной процедуры».

Еще одним терминологическим несоответствием можно назвать подход к пониманию термина «выпуск товаров». Определение указанного термина, содержащееся в Кодексе, отличается от содержания определения «выпуск товаров», которое приведено в Конвенции. ТК ТС определяет выпуск товаров как действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. В то же время в соответствии с Киотской конвенцией выпуск товаров означает действие таможенной службы, разрешающее лицам, которых это касается, распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется очистка [7]. Таким образом, игнорирование института очистки влечет за собой неточности в определении «выпуск товаров». Процедурные различия в основном сводятся к более серьезным несоответствиям. Например, при закреплении в ст. 52 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» положения о консультировании по таможенным вопросам не нашло отражения положение Конвенции о том, что при консультировании должна предоставляться не только запрошенная информация, но и любая другая относящаяся к делу информация. Между тем такой подход представляется важным, поскольку обращающееся с запросом лицо не всегда, в силу неосведомленности, ставит все необходимые вопросы.

Существенно различается порядок обжалования по таможенным вопросам. Глава 10 Генерального приложения определяет следующий порядок подачи жалобы. Первоначальная жалоба подается в таможенную службу. В случаях отклонения жалобы таможенной службой заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в органе, не зависимом от таможенной администрации. В последней инстанции заявитель имеет право обратиться в судебный орган. Как видно из приведенной схемы, в суд, согласно генеральному приложению, жалоба может быть подана в исключительных случаях, когда остальные инстанции уже пройдены. В соответствии же с порядком, установленным таможенным законодательством, заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению обратиться как в таможенный орган, так и сразу в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

В то же время, рассматривая вопросы административной юрисдикции таможенных органов, следует отметить, что российское законодательство не предусматривает одной из процедур, предусмотренных Конвенцией, — урегулирование спора на основе компромисса, — в соответствии с которой таможенная служба, будучи на то уполномоченной, отказывается от проведения процессуальных действий в отношении лиц, причастных к таможенному правонарушению, если эти лица согласны на соблюдение определенных условий (процедура, аналогичная этой, в ТК РФ 1993 г. присутствовала и утратила силу в связи с вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях.) В пункте 3.39 стандарта Генерального приложения определено: «Таможенная служба не применяет существенных штрафных санкций за ошибки в тех случаях, когда она убеждена в том, что такие ошибки не являются умышленными и не были допущены с целью умышленного введения в заблуждение или вследствие грубой небрежности. В случаях, когда таможенная служба считает необходимым предупредить повторение таких ошибок, она может применить штрафные санкции в размере не большем, чем это необходимо для достижения этой цели» [7]. В КоАП России данный стандарт в настоящее время не реализуется.

Согласимся с выводами о развитии таможенного законодательства России в контексте требований международных договоров: нормативно-правовая база Российской Федерации базируется на стандартах ВТО и в целом соответствует их требованиям. Наличие двусторонних соглашений России с третьими странами законодательно обусловлено и не противоречит требованиям ВТО; существует необходимость приведения терминологической базы Таможенного союза ЕАЭС в соответствие с требованиями Киотской конвенции, в первую очередь по вопросам, связанным с положением главы 3 Генерального приложения; важным направлением развития таможенного законодательства в рамках Таможенного союза ЕАЭС является совершенствование отдельных процедурных норм ТК ТС исходя из общих принципов и стандартов Киотской конвенции [7].

Следует согласиться с мнением ученых, что «таможенные службы должны продолжать осуществлять результативный контроль в целях пресечения международной преступности и терроризма, размах которых значительно увеличился в последнее время и приобрел новые формы вследствие возможностей, появившихся в результате технического прогресса» [6].

Со своей стороны добавим, что гармонизация и унификация таможенных правил, модернизация деятельности таможенных администраций остаются ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на процесс осуществления международной торговли (что нашло отражение в нормативно-законодательных инструментах ВТО).

Литература:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973)(в ред. Протокола от 26.06.1999) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 12.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  4. О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р (ред. от 26.11.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2013 № 1012-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. 472 с.
  7. Можуга В. В. Стандарты ВТО и правовое регулирование в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС: вопросы соответствия // Академический вестник. 2013. № 2(15). С. 121–125.
  8. Пшеничнов М. А., Корейво Е. В. Гармонизация российского законодательства в контексте реализации международных обязательств России // Международное публичное и частное право. 2006. № 1// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): ТК ТС, Таможенного союза, Киотской конвенции, рамках Таможенного союза, гармонизации таможенных процедур, Таможенного союза ЕАЭС, Справочно-правовая система, Генерального приложения, таможенного дела, таможенного законодательства, соответствии ТК ТС, гармонизации российского законодательства, расхождения ТК ТС, ТК ТС «Таможенные, урегулированным ТК ТС, норм ТК ТС, требованиям Киотской конвенции, области таможенного дела, Распоряжение Правительства, «выпуск товаров».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос