В экономической теории существует два различных подхода к понятию модернизации промышленности. Первый подход — «функциональный» — предполагает сосредоточение на исправлении провалов рынка с воздействием всю экономику, не нарушая распределения ресурсов между секторами. Соответствующие меры направляются на создание инфраструктуры, улучшение распространения информации, улучшение функционирования рынка капитала и т. д.
Второй подход часто называют «избирательным подходом», он заключается в изменении распределения ресурсов в экономике, способствуя росту определенных секторов или регионов [2].
Как считают специалисты, экспортно-ориентированный экономический рост зависит не только от количества экспортной продукции, но и от того, какую именно продукцию экспортирует страна [2]. Одна структура производства может быть более способствующей модернизации промышленности и диверсификации, а другая — наоборот. Так как ресурсы и общественные блага для разных отраслей промышленности значительно различаются, очень важно расставить приоритеты в ключевых секторах, которые требуют активов, использующихся в широком диапазоне, отличных от уже производимых товаров [3].
Для анализа продуктивности («сложности», производительности, доходности) экспортной корзины Узбекистана можно использовать подход [4], основанный на теории сравнительных преимуществ и концепции дискретного пространства экспортируемых товаров Хаусманна-Клингера [5], разработанный учеными Гарвардского университета Хаусманном, Хвангом и Родриком. Согласно данному подходу, чем больше страна экспортирует высокотехнологичных товаров, тем более высокодоходной является ее экспортная корзина.
По результатам расчетов, уровень продуктивности экспорта Узбекистана (EXPY) и соотношение EXPY/ВВП на душу населения в Узбекистане в 2014 г. составили 6.3, что является достаточно высоким показателем (в Китае этот показатель за 2014 г. составил лишь 3.6, на Украине — 4.4, в Малайзии — 1.9). Это свидетельствует об имеющихся хороших перспективах для роста экономики Узбекистана [6].
Необходимым условием достижения конкурентоспособности и выхода на мировые рынки является повышение уровня углубления переработки сырья (например, природного газа) и продуктов первичной обработки (например, цемента).
Узбекистан принимает меры по развитию диверсификации экспорта по двум направлениям — вертикальному, т. е. создание новых инновационном-ориентированных сфер экономики (освоение новой продукции), и горизонтальному — т. е. расширение и развитие существующих сфер (повышение конкурентоспособности имеющихся товаров и услуг).
Для того чтобы достичь максимального успеха в сфере диверсификации экспорта, необходимо развивать оба направления параллельно.
В Узбекистане реализуется крупный инвестиционный проект «Строительство Устюртского газо-химического комплекса» с вводом в эксплуатацию в 2016 году (проектная мощность: 400 тыс. тонн полиэтилена, 100 тыс. тонн полипропилена) [6].
На сегодняшний день полипропилен занимает второе место в мире среди полимеров по объему потребления (его доля 26 %), уступая только полиэтилену. Полипропилену удается держаться на такой высокой позиции благодаря более низкой себестоимости и теплостойкости. Этот термопластичный полимер пропилена используется во многих сферах экономики (электроника, автомобилестроение, текстиль, сельское хозяйство, медицина и т. д.). Производство данного товара создает дополнительный импульс для развития другой сопряженной (новой) продукции: инженерной пластмассы, труб и фитингов, полипропиленовой пряжи, пропиленового шпагата и т. д.
Одним из основных строительных материалов является цемент. Доля производства цемента в 2014 г. составила 78 % от объема выпуска промышленности строительных материалов.
За период 2000–2014 гг. доля экспорта цемента (продукта первичной обработки) была снижена в структуре экспорта строительных материалов с 74,2 % в 2000 г. до 27,4 % в 2014 г. Благодаря диверсификации структуры экспорта промышленности строительных материалов было освоено производство новых видов продукции повышенной степени готовности, таких как, например, изделия из цемента. Доля готовых изделий из цемента в общем объеме экспорта строительных материалов составила в 2014 г. 23,2 % (в 2007 г. — 7 %) [6].
Переход от производства сырья и низко технологичных товаров к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью будет осуществлен в долгосрочной перспективе (2020–2030 гг.). Товарами вертикальной диверсификации будет являться новая инновационная-ориентированная продукция, имеющая высокие конкурентоспособные характеристики: например, телефонные аппараты для сотовых сетей, относящиеся к продукции машиностроительной отрасли (приборостроение).
Являясь приоритетной отраслью, машиностроение обладает высоким уровнем технологической сложности — при прочих равных условиях эта отрасль вносит больший вклад в процессы структурной трансформации, чем другие. Товары на уровне 4 знаков HS из группы 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» и группы 90 «Инструменты и аппараты оптические измерительные, медицинские и т. д» относятся к высокотехнологичной продукции машиностроительной отрасли (приборостроение) [7].
Развитие машиностроения в стране способствует росту численности высоко квалифицированных специалистов: инженеров, менеджеров, финансистов, рабочих и т. д. Его стратегическая важность заключается не столько в прямых, сколько в косвенных мультипликативных эффектах, способствующих росту экономики и реализации структурных преобразований.
Вероятность того, что новый товар в будущем будет обладать выявленными сравнительными преимуществами зависит от того, какое количество необходимых для него факторов производства уже используется в экономике, т. е. имеет значение мера близости каждого товара к текущей экспортной корзине. Показатель «расстояния» между товарами и текущей экспортной корзиной страны измеряет способность страны адаптировать имеющиеся факторы производства, а также профессиональные знания и навыки к производству нового товара.
Литература:
- Belloca М. and М. Di Maio (2011), «Survey of the literature on successful strategies and practices for export promotion by developing countries» Working Paper 11/0248, International Growth Center.
- Hausmann R., Hwang J., Rodrik D. «What you export matters». NBER Working Paper Series, 2005. № 11905.
- Rodrik D. «Industrial Development; Stylized Facts and Policies», Harvard University, 2006.
- Экспортная корзина — это набор товаров, экспортируемых со сравнительным преимуществом.
- Hausmann R., Klinger В. «The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage». Harvard University, Center for International Development, Working Paper 146, 2007.
- Рынок, деньги и кредит. Журнал. — Т.: ToPrint, 10/2015. — 72с.
- Международнаяклассификация Harmonized Commodity Description and Coding System.