Автор: Тошев Илес Идибекович

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Тошев И. И. Резьба по гипсу — проще простого // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1405-1408.



Ганч, или алебастр — материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины. Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала — ганча. Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати. В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.

Если декоративное изделие будет выполнено в единичном экземпляре, то вам необходимо изготавливать его при помощи резьбы по гипсу. Как и любые работы связанные с изготовлением чего-либо процесс резьбы начинают с разработки эскиза будущего изделия. На этом этапе разрабатывается форма и орнамент. Эскиз выполняют на плотном листе бумаги в масштабе 1:1. Если ваш орнамент симметричный, то вырисовывать его можно один раз. Возьмите лист бумаги, сверните его вчетверо и на одной части нарисуйте участок орнамента. Затем при помощи иголки или шила сделайте проколы вдоль всех линий вашего эскиза. После разворачивания листа на его поверхности будет виден весь орнамент. Если у вас нет гипсовой плиты, подходящего для вырезания размера не отчаивайтесь, такую плиту можно изготовить самостоятельно. Выполнять работы по изготовлению (правильнее будет сказать — формовке) лучше всего на гладкой ровной поверхности. Вам понадобятся деревянные рейки длинной 1 м, шириной — 5 см и высотой 3 см. Соберите из них рамку, рамка должна быть разборной. Покройте плоскость стола и внутренние поверхности рамки какой-либо смазкой и приступайте к непосредственно формовке. Заливка гипсового раствора производится в два приема. Раствор для первого слоя приготавливается из гипса и воды в соотношении 2:3, не перемешивая, необходимо просто дождаться, когда гипс впитает воду и станет по консистенции похожим на сметану. Далее его равномерно распределяют по днищу формы слоем около двух сантиметров. Схватывается раствор, приготовленный таким образом, очень быстро. Примерно через 10–15 минут можно приступать к заливке следующего слоя. Раствор для второго слоя приготавливается в тех же пропорция что и для первого. Отличие заключается в том, что для продления времени пластичности гипса, раствор необходимо вымешивать как можно тщательнее (не меньше 3–4 минут). Когда раствор будет готов — протрите поверхность первого слоя мокрой тряпкой и произведите заливку второго слоя. Примерно через 10–15 минут осторожно снимите стенки формы. Плита готова. Уложите на ее поверхность шаблон будущего орнамента и нанесите на места проколов сухой пигмент. Снимите шаблон. На поверхности плиты должен остаться пунктирный рисунок, повторяющий ваш орнамент. Обведите его карандашом и приступайте к вырезанию рельефа. Вырезать можно при помощи скальпеля, для этого держите его под углом 45 градусов к поверхности плиты. Острие ведите на расстоянии двух-трех миллиметров от линии рисунка. Придерживать и направлять скальпель можно пальцами свободной руки. Не забывайте периодически смачивать поверхность плиты водой. Если возникнет необходимость сделать в работе перерыв — просто накройте плиту влажной тряпкой и полиэтиленовой пленкой. После окончания подрезки снимите слой гипса, который является фоном орнамента, и выровняйте поверхность при помощи наждачной бумаги. Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. История этого ремесла берет начало в III-IV веках. До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».

Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет. Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества.

Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

ГанчГанч

В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь.

ГанчГанч

Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.

Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце XIX — начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.

Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.

Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями. В наше время эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А. Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башни Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы — Государственного музея истории Темуридов и других объектов.

Литература:

  1. Резьба по ганчу http://www.visituzbekistan.travel/ru
Основные термины (генерируются автоматически): первого слоя, второго слоя, поверхности плиты, поверхность первого слоя, старой архитектурной резьбы, поверхность плиты водой, поверхности плиты должен, шаблон будущего орнамента, Традиции резьбы, заливку второго слоя, Изящный прорезной орнамент, множество приемов резьбы, орнамент симметричный, заливке следующего слоя, помощи резьбы, гладкой ровной поверхности, приятную бархатистую поверхность, процесс резьбы, художественного ремесла Узбекистана, белый цвет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос