Библиографическое описание:

Матиива И. Р., Мойся М. К. Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 19-20.



Статья посвящена значению игр с песком предназначенных для коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, игры дошкольников с песком, средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни взаимодействие и общение со взрослыми сохраняет ведущую роль в развитии ребёнка. Однако для полноценного социального и коммуникативного развития дошкольников этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Общение со сверстниками, для детей средней возрастной группы, становится более значимым, чем раньше. Их общение становится продолжительным, активным и содержательным. Именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты [5].

Развитие данных качеств у дошкольников можно реализовать по-разному, но базироваться они должны на самом доступном для дошкольника виде деятельности — на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок — необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе, его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.

В России применение игр с песком имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве.

На практике игры с песком в дошкольных учреждениях применяется в работе логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, которые решают проблемы отдельных детей с особенностями развития. Воспитатели в своей профессиональной деятельности редко применяют эти игры, хотя игра с песком эффективна и в групповой работе: с одной стороны, наблюдение за играющими в песочнице дает педагогу бесценную информацию об особенностях коммуникации участников игры; с другой — игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе.

Анализ практики коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста показал, что результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В процессе проведения консультаций психолог детского сада должен показать, как при помощи игры с песком можно решать различные проблемы, возникающие в процессе коммуникативного развития дошкольников. Воспитателей нужно познакомить со своеобразными приёмами и способами работы с песком [3].

Работу с детьми можно начинать в любое время года. В зимний период играть с песком можно в групповом помещении, в специальных песочницах. Пересыпание песка тонкой струйкой и созерцание этого процесса вызывает у ребёнка спокойствие, сосредоточенность, умение слушать тишину, себя и окружающих. Часто занятия начинают с тактильных упражнений: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», сделать следы кулачками. Такие упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Это такие игры: «Отпечатки наших рук», «Что же спрятано в песке?» [2]. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Проблемные ситуации «Проделки Песчаной бури», «Ниточки-дороги», «Кузнечик в пустыне» способствуют активизации гуманных чувств, позволяют анализировать поступки (как свои так и других участников игры), принимать самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость.

Игры с песком вызывают у детей среднего возраста интерес и удивление, дети испытывают радость. На занятии можно использовать разнообразный раздаточный материал (кисточки, формочки, игрушки и так далее), можно рисовать пальчиками выражений лиц с различными эмоциями, выражая тем самым своё внутреннее состояние. В процессе общения ребята дарят эмоции друг другу, превращая негативные эмоции в положительные [1]. В тёплое время года можно продолжить эти занятия в песочнице на участке группы.

Уделяя внимание песочной терапии, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение [6–8]. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Накопленный и осмысленный опыт использования песочной терапии в будущем позволит углубить наше понимание данного метода и создать ему прочное теоретическое обоснование.

Литература:

  1. Беликова Н. Н., Мойся М. К. Эмоциональное развитие старших дошкольников в изобразительной деятельности. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.86–88.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб. — 1998.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2011.
  5. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
  7. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  8. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативного развития, of contemporary education, European Journal of, journal of contemporary, коммуникативного развития дошкольников, песочной терапии, коммуникативного развития детей, дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, детей среднего дошкольного, развития детей среднего, коммуникативное развитие дошкольников, развитии средних дошкольников, песком эффективна, игры дошкольников, развитие старших дошкольников, процессе коммуникативного развития, развитие личности, Krylova V, of future teachers.

Ключевые слова

коммуникативное развитие дошкольников, средний дошкольный возраст, игры дошкольников с песком

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос