Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матиива, И. Р. Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников / И. Р. Матиива, М. К. Мойся. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29638/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена значению игр с песком предназначенных для коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, игры дошкольников с песком, средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни взаимодействие и общение со взрослыми сохраняет ведущую роль в развитии ребёнка. Однако для полноценного социального и коммуникативного развития дошкольников этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Общение со сверстниками, для детей средней возрастной группы, становится более значимым, чем раньше. Их общение становится продолжительным, активным и содержательным. Именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты [5].

Развитие данных качеств у дошкольников можно реализовать по-разному, но базироваться они должны на самом доступном для дошкольника виде деятельности — на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок — необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе, его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.

В России применение игр с песком имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве.

На практике игры с песком в дошкольных учреждениях применяется в работе логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, которые решают проблемы отдельных детей с особенностями развития. Воспитатели в своей профессиональной деятельности редко применяют эти игры, хотя игра с песком эффективна и в групповой работе: с одной стороны, наблюдение за играющими в песочнице дает педагогу бесценную информацию об особенностях коммуникации участников игры; с другой — игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе.

Анализ практики коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста показал, что результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В процессе проведения консультаций психолог детского сада должен показать, как при помощи игры с песком можно решать различные проблемы, возникающие в процессе коммуникативного развития дошкольников. Воспитателей нужно познакомить со своеобразными приёмами и способами работы с песком [3].

Работу с детьми можно начинать в любое время года. В зимний период играть с песком можно в групповом помещении, в специальных песочницах. Пересыпание песка тонкой струйкой и созерцание этого процесса вызывает у ребёнка спокойствие, сосредоточенность, умение слушать тишину, себя и окружающих. Часто занятия начинают с тактильных упражнений: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», сделать следы кулачками. Такие упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Это такие игры: «Отпечатки наших рук», «Что же спрятано в песке?» [2]. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Проблемные ситуации «Проделки Песчаной бури», «Ниточки-дороги», «Кузнечик в пустыне» способствуют активизации гуманных чувств, позволяют анализировать поступки (как свои так и других участников игры), принимать самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость.

Игры с песком вызывают у детей среднего возраста интерес и удивление, дети испытывают радость. На занятии можно использовать разнообразный раздаточный материал (кисточки, формочки, игрушки и так далее), можно рисовать пальчиками выражений лиц с различными эмоциями, выражая тем самым своё внутреннее состояние. В процессе общения ребята дарят эмоции друг другу, превращая негативные эмоции в положительные [1]. В тёплое время года можно продолжить эти занятия в песочнице на участке группы.

Уделяя внимание песочной терапии, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение [6–8]. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Накопленный и осмысленный опыт использования песочной терапии в будущем позволит углубить наше понимание данного метода и создать ему прочное теоретическое обоснование.

Литература:

  1. Беликова Н. Н., Мойся М. К. Эмоциональное развитие старших дошкольников в изобразительной деятельности. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.86–88.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб. — 1998.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2011.
  5. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
  7. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  8. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, песочная терапия, дошкольный возраст, игра, коммуникативное развитие дошкольников, детский сад, коммуникативное развитие детей среднего, образовательная работа, развитие личности, Россия.


Ключевые слова

коммуникативное развитие дошкольников, средний дошкольный возраст, игры дошкольников с песком

Похожие статьи

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи.

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»...

Песочная терапия как одна из современных...

Коммуникативные игры

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции.

Это дает возможность использовать игры с песком для развития...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

– социально-коммуникативное развитие детей — носит комплексный характер.

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.

В-пятых, приобретаются коммуникативные навыки.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. В нашем детском саду используются новые, современные формы дошкольного образования.

Похожие статьи

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи.

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»...

Песочная терапия как одна из современных...

Коммуникативные игры

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции.

Это дает возможность использовать игры с песком для развития...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

– социально-коммуникативное развитие детей — носит комплексный характер.

Возможности игр с песком в коммуникативном развитии средних дошкольников.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.

В-пятых, приобретаются коммуникативные навыки.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. В нашем детском саду используются новые, современные формы дошкольного образования.

Задать вопрос