Приобщение детей старшего дошкольного возраста кисторическому прошлому русского народа впроектной деятельности
Максимова Иоланта Альбертовна, студент
Иркутский государственный университет
В статье исследуются проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности. Актуальность вопроса вызвана недостаточностью методического обеспечения, справочной литературы по истории и культуре регионов, отсутствием соответствующих учебных пособий, а также, бессистемным включением педагогами в планы воспитательной работы мероприятий краеведческой направленности. Целью данного исследования была разработка исследовательско-творческого проекта, направленного на приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа.
Ключевые слова: приобщение, историческое прошлое, проектная деятельность.
Проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому исследуются как педагогами и психологами, так же философами и этнологами. Эту тему рассматривали в своих исследованиях, изучая нации и национальные особенности самосознания, формирование национального характера и национальной психологии Л.Гумилев, Д. С. Лихачев, Ю. В. Бромлей, И. С. Кон, А. А. Леонтьев, А. П. Оконешникова, А. Д. Карнышев и другие. Так же, Н. А. Бердяев, Л. H. Толстой, К. Д. Ушинский, занимались вопросами национального воспитания. JI. C. Выготский, И. С. Кон, B. C. Мерлин, B. C. Мухина, В. Ю. Хотинец, О. Н. Юденко исследовали развитие национального самосознания у дошкольников.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:
‒ наличием социального заказа современного общества на формирование у детей ценностного отношения к историческому прошлому русского народа и недостаточной разработанностью методического обеспечения в области дошкольного образования;
‒ необходимостью научного обоснования значимости педагогического потенциала, заложенного в культуре народа, и недостаточности теоретических исследований по использованию этого потенциала в формировании у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в поликультурной среде;
‒ признанием актуальности осуществления дифференцированного подхода в процессе изучения исторического прошлого русского народа в условиях поликультурной среды образования и отсутствием методических разработок по организации данного процесса в практике работы дошкольных учреждений.
Особенно мало внимания в работах по вопросам развития национального самосознания, приобщения к историческому прошлому своего народа, уделяется дошкольному возрасту. А этот возраст, как известно, представляет собой период в становлении личности, когда предпосылки гражданских качеств, понимание других людей и уважение к ним, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. То есть, воспитание детей с позиции национальных духовно-нравственных ценностей, в дошкольном возрасте, может предотвратить отрешенность детей от отечественных и национальных идеалов.
Таким образом, проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой, историческим прошлым, является значимой.
В нашем исследовании, в основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа, положено расширение представлений об особенностях народной культуры, понимание ценностей, традиций и обычаев, через историю родной страны, города и знаменитых личностей.
Воспитание детей с позиции национальных духовно-нравственных ценностей, в дошкольном возрасте, может предотвратить отрешенность детей от отечественных и национальных идеалов.
Целью исследования является разработка исследовательско-творческого проекта, направленного на приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа.
Мы также считаем, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа будет более успешным при условии тщательного отбора содержания по приобщению к историческому прошлому; проявления активности и самостоятельности детей, взаимодействия детей и их родителей, детей и педагогов в разных видах деятельности; при разработке и реализации исследовательско-творческого проекта.
Методологической основой исследования являются:
- Концепции выдающихся русских педагогов и философов, занимавшихся вопросами национального воспитания: Н. А. Бердяева, Л. H. Толстого, К. Д. Ушинского и других;
- Исследования JI. C. Выготского, И. С. Кона, B. C. Мерлин, B. C. Мухиной, В. Ю. Хотинец, О. Н. Юденко о развитии национального самосознания у дошкольников.
- Теоретические исследования Н. Е. Веракса, Л. Д. Морозовой, Е. В. Михеевой и др. проектной деятельности.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы.
- Количественный и качественный анализ данных обследований детей.
- Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Этапы исследования:
1 этап — осуществлялось изучение теории данной проблемы, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап — формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась апробация серии специально организованных занятий по развитию национального самосознания в процессе экспериментирования.
3 этап — контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление развивающего эффекта проведённой нами работы.
Проведенный теоретический анализ исследований JI. C. Выготского, И. С. Кона, B. C. Мерлин, B. C. Мухиной, В. Ю. Хотинец, О. Н. Юденко о развитии национального самосознания у дошкольников, разрешил выказать основные выводы, на основании которых можно обозначить пути дальнейшего исследования:
‒ авторы рассматривают национальное самосознание, как осознание людьми своей принадлежности к определённой социально-этнической общности. Положения своей нации в системе общественных связей, понимание национальных интересов и своего исторического прошлого.
‒ у дошкольников к 6–7 годам происходит накопление знаний о себе и своих возможностях. На основе развивающейся речи, расширяются границы отношений ребёнка с внешним миром; значительно увеличивается круг общения, расширяется эмоциональный опыт ребёнка, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; появляется осознание себя во времени, личное сознание.
‒ процесс развития национального самосознания исходит от осознания общих социально-психологических признаков этнической группы к осознанию своей принадлежности к ней, дифференциации «своей» и «другой» этнических групп.
‒ в программах по дошкольному воспитанию разработаны и описаны методики воспитания гражданственности, патриотизма, нравственности без учета современных исследований в области национального самосознания, не учтены его структурные компоненты, в частности, компонент общности исторического прошлого своего народа.
Целью констатирующего эксперимента было раскрытие уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об историческом прошлом русского народа.
Согласно с целью эксперимента, нами решались следующие задачи:
- подбор и проведение методик для изучения представлений детей об историческом прошлом русского народа, как компонента национального самосознания.
- проведение уровневой дифференциации развития национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
- определение мотивов отношения детей к историческому прошлому русского народа.
Основными принципами констатирующего исследования стали следующие критерии и показатели:
‒ знания (о родной стране, великих людях, об историческом прошлом);
‒ представления (о своей стране, о русском народе);
‒ отношение (уважительное, бережное);
‒ чувства (сопереживание и гордость за культурные и социальные достижения страны, любовь к своей Родине, уважение к историческому прошлому русского народа, гражданская позиция).
Методами констатирующего эксперимента явились:
‒ беседа, определившая уровни знаний детей об историческом прошлом русского народа;
‒ диагностические методики О. Н. Юденко: «Моя страна», «Великие события нашей страны», «Великие люди нашей страны», «Рисунок».
Содержание вопросов для беседы подбирались нами в соответствии с особенностями возрастного развития детей и требованиями, предъявляемые к данному методу: чёткость и краткость постановки вопросов, доступность детскому осмыслению.
Целью беседы было выявить запас знаний ребёнка о родной стране, городе, в котором он живёт. Методика «Моя страна» ставила своей целью выявление позиции детей о своей принадлежности к русскому народу. Методика «Великие события нашей страны» помогает определить уровень знаний ребят об историческом прошлом своей Родины. В свою очередь, методика «Великие люди нашей страны», выявляет у детей знания и понимания о великих людях нашей страны. Методика «Рисунок» помогает нам определить уровень представлений дошкольников о понятии Родина.
Проанализировав результаты проведённых исследований, мы обнаружили следующие итоги; дети в процессе проведённой беседы проявили разные уровни знаний и представлений о своей стране. По результатам беседы, следовательно, можно сделать вывод о том, что большинство детей, как из контрольной группы, так и из экспериментальной группы, имеют средний уровень знаний и представлений о родной стране и городе, в котором они живут. Также, заметно, что уровни знаний и представлений в контрольной и экспериментальной группах принципиально не отличаются.
В связи с задачами исследования нами был проведён констатирующий эксперимент в двух группах старшего дошкольного возраста МБДОУ № 34 и МБДОУ № 50 г. Ангарска. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Для работы с детьми нами были использованы беседа и методики О. Н. Юденко.
Для оценки развития национального самосознания были определены критерии (знания, представления, отношение, чувства), на основе которых мы выделили показатели национального самосознания. Взяв за основу критерии и показатели, мы определили уровни развития национального самосознания. Анализ исследования показал, что в контрольной группе высокий уровень национального самосознания у детей не отмечен, средний — 12 детей (60 %) и низкий 8 детей (40 %); в экспериментальной группе: высокий уровень — отсутствует, средний — 14 детей (70 %), низкий — 6 детей (30 %).
Проведённый нами констатирующий эксперимент позволил определить содержание дальнейшей работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа.
Вторым этапом для нас стал формирующий этап исследования: разработка и апробация исследовательско-творческого проекта, направленного на приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа.
Проектная деятельность предполагала проведение трёх блоков эксперимента:
I блок «Наша страна». Направлен на развитие национального самосознания в процессе ознакомления детей со своей страной, её государственной символикой, столицей, достопримечательностями, а также с другими народами, проживающими в нашей стране, со своей малой Родиной — городом Ангарском.
II блок «Великие люди и события нашей страны». Направление этого блока — в знакомстве детей с великими, храбрыми, мужественными людьми нашей страны со времён Киевской Руси и до нашего времени, благодаря которым земля русская избавлена от захватов врагами; формировать уважение к историческому прошлому России.
III блок «Памятники великим людям нашей страны». На занятиях по этому блоку, формируем представления детей о памятниках, сооруженных по всей стране и в нашем городе. Памятники, поставленные в честь людей, совершивших подвиг, сделавших научное открытие, а также великим писателям нашей страны. Стараемся пробудить у детей чувство гордости за достижения своей страны. Вызвать в детях желание бережно и уважительно относится к памятникам истории.
Проект проводился в течение двух месяцев.
Реализация разработанного нами содержания проекта предусматривала изучение условий, обеспечивающих успешную реализацию серии занятий. Были просмотрены имеющаяся литература, направленная на приобщение детей к историческому прошлому, дидактический и наглядный материал, видеозаписи. Изучив и оценив условия, нами были дополнены наглядный и дидактический материал.
К тому же технология проектирования, позволила изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность и любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Данные контрольного этапа эксперимента представили эффективность проделанной нами работы.
Полученный результат подтверждает выдвинутую гипотезу и разрешает констатировать, что разработанный нами проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа, оказался действенным.
Мы считаем, что практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный нами проект в своей работе могут использовать педагоги дошкольных учреждений.
Литература:
- Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. — М.: Сфера, 1999.-112 с.
- Белкина, В.Н., Захарова, Т. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении// Ярославский педагогический вестник. — 2011,-№ 4,- С. 131.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Гусев Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / Д. А. Гусев, К. В. Васильева // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 170–173.
- Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.
- Корнилова Л. М. Формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с достопримечательностями малой родины [Текст] / Л. М. Корнилова // Наука и современность. — 2012. — № 17. — С. 92–97.
- Лосева, А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город / А. Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 3. — С. 90–94.
- Проектная деятельность педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя. — М.: ЗАО «МЦФЭР». — 2009. — № 9. -С.ЗЗ.
- Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности. Диссертация канд. психол. наук: 19.00.07. — Красноярск, 2000.