Малое предпринимательство в системе социально-экономического развития Приморского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кузьмина С. В., Попова Е. А. Малое предпринимательство в системе социально-экономического развития Приморского края // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/113/29335/ (дата обращения: 22.09.2018).



В условиях стагнации российской экономики развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно преодоление кризисных тенденций.На 1 января 2015 года в Приморском крае было зарегистрировано 51230 индивидуальных предпринимателей, где трудилось 96.2 тыс. человек (включая партнеров, наемных работников и помогающих членов семей). Выручка от продажи товаров (работ, услуг), произведенных индивидуальными предпринимателями за 2015 год составила 160.6 млрд. рублей [7]. Отраслевая структура за последние годы существенно не изменилась, по-прежнему в сфере торговли и общественного питания занято 50 % малых предприятий и 75 % индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, изучая в целом число хозяйствующих субъектов края занятых в торговле можно сделать вывод, что из всего числа субъектов более 90 % приходится именно на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей [6].

По мнению начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Администрации Приморского края Ивана Машунина край является лидером среди регионов Дальнего Востока по уровню развития малого и среднего бизнеса. Здесь действует треть субъектов малого и среднего предпринимательства всего Дальнего Востока, доля их оборота в общем региональном объеме составляет около 40 % [10]. На развитие малого и среднего предпринимательства в 2015 году выделено почти 313 миллионов рублей. В основном эти средства направляются на субсидирование процентных ставок по кредитам [8].

Вместе с тем в рамках проводимой государственной политики в отношении малого предпринимательства ещё сохраняется определенная сдержанность в предоставлении средних и особенно длинных кредитов. В частности перераспределение кредитных портфелей с целью смещения акцентов в кредитовании на наиболее качественных заемщиков [9]. Ситуация осложняется тем, что качество кредитного портфеля сектору МСП существенно ниже, чем у крупных корпоративных заемщиков.

До настоящего времени годовые темпы прироста кредитования МСП остаются отрицательными, хотя банки постепенно начинают снижать ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса, сохраняя при этом жесткие требования к заемщикам и обеспечению по данным кредитам. Опубликован проект приказа Минэкономразвития России, в котором установлено значение коэффициента - дефлятора К1 (для ежегодной коррекции единого налога на вмененный доход) на 2016 год. Он в будущем году составит 2,083. В текущем году его значение равно 1,798. Это может привести к значительному увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей [5]. В целях её снижения, по решению Правительства РФ, на территории Дальневосточного федерального округа до 2020 года планируется запустить 14 ТОСЭРов (территорий опережающего социально-экономического развития). На заседании Подкомиссии Минвостокразвития по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке в феврале 2015 года были одобрены первые 3 территории опережающего социально-экономического развития:«Хабаровск», «Комсомольск» (обе - Хабаровский край),«Надеждинская» (Приморский край). Чуть позже было принято решение по созданию приморского ТОРа «Михайловская». Согласно намерениям якорных инвесторов, участвующих в создании этих площадок (16 резидентов), всего на данных ТОР в период с 2015 по 2017 года предполагается создание более 7 тысяч рабочих мест. В структуре Министерства развития Дальнего Востока создан специальный департамент управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов, который занимается подбором и привлечением на Дальний Восток необходимых специалистов. Кроме того, в законе о ТОР предусмотрено создание на Дальнем Востоке специального агентства, которое будет заниматься развитием человеческого капитала [3].

Федеральным законом установлены особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. Во-первых, при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации. Во-вторых, не требуется получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. В-третьих, разрешение на работу иностранному гражданину выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством РФ [2].

В свою очередь, доля иностранных работников, привлекаемых резидентами ТОР, регулируется специально созданным Наблюдательным советом. В состав Наблюдательного совета включаются представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом ТОР. Кроме того, в соглашение резидента с управляющей компанией об осуществлении деятельности на территории опережающего социально - экономического развития также включается условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентами ТОР с учетом решения, принятого Наблюдательным советом.

В будущем, после одобрения проектов и проведения всех необходимых процедур, в Приморье намечено реализовать еще три ТОРа: в Партизанском районе на базе строящегося ОАО «Роснефть» нефтехимического комплекса; на острове Русском в виде научно-образовательной зоны с элементами рекреационной площадки; в порту Зарубино на юге Приморского края. Совсем недавно, в декабре 2015года, при посещении Д.А.Медведевым строящейся кораблестроительной верфи в г. Большой Камень было дано поручение российскому правительству на открытие ТОРа на указанной территории.

С 1 марта 2015 года вступили в силу налоговые поправки к закону о ТОРах, дающие существенные налоговые льготы и преференции компаниям, зарегистрированным на площадках опережающего развития. Для резидентов ТОР предусмотрены [2]:

- право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОР (такое освобождение будет применяться также в связи с ввозом товаров на территорию РФ). При этом налоговые поправки предоставляют возможность резидентам ТОРов возмещать НДС в упрощенном заявительном порядке. Вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС им будет достаточно предоставить и договор поручительства управляющей компании;

- установление нулевой ставки НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на ТОР для использования резидентами ТОР;

- использование ускоренной амортизации по принадлежащим им объектам амортизируемого имущества (с коэффициентом 2);

- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций:

- нулевая ставка налога, уплачиваемая в федеральный бюджет (вместо стандартных 2%) на период 10 лет с первого налогового периода после приобретения статуса резидента ТОР;

- пониженная ставка налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ (вместо стандартных 18%), а именно: ставка не выше 5% в течение первых 10-ти лет и затем не более 10% (без ограничения срока). После утраты статуса резидента право на применение пониженных ставок налога теряется. Применение пониженных ставок предполагает ведение раздельного учета доходов для целей налогообложения;

- понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, направленных на добычу полезных ископаемых, и организаций-резидентов ТОР на 10 лет;

- Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества, созданного или приобретенного для целей;

- Ставка страховых взносов снижена для резидентов ТОР с 30% до 7,6%. Выпадающие доходы Пенсионного фонда, Фондов социального и медицинского страхования будут компенсироваться из федерального бюджета для компаний, которые будут наделены статусом резидента в течение трёх лет после начала работы ТОР.

В итоге совокупная налоговая нагрузка резидентов ТОР составит примерно 12,2%.

Важно добавить, что 12 октября 2015 года, вступил в силу Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Имея во многом схожие с ОЭС ТОР преференции для предпринимателей и инвестиционных инвесторов, данный статус предполагает значительно увеличить объем грузооборота в морских портах Приморского края и обеспечить создание высокотехнологичных конкурентоспособных производств в 15 муниципальных образованиях, где могут быть созданы свободные таможенные зоны [2].

Таким образом, в Приморском крае созданы очень удобные условия для организации бизнес-структур, что уже в ближайшие 5-10 лет должны привести к созданию от 10 до 15 тысяч новых рабочих мест, к существенному увеличению вклада малых предприятий в формирование регионального ВРП и доходные части бюджетов всех уровней.

Литература:

  1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие.– Чита:, 2011. – 441с.
  2. Латкин А.П. Свободный Порт Владивосток: реальные возможности и перспективы.-5-е изд. Владивосток: ВИП, 2015.
  3. Проект федерального закона О свободном порте Владивостока // Федеральный портал проектов нормативных правовых актовURL:
  4. http://regulation.gov.ru/project/23284.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=1677(дата обращения: 21.03.2016).
  5. Краевое государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уссурийска. URL:http://ussuriysk.zanprim.ru/(дата обращения: 21.03.2016).
  6. Единый налог на вмененный доход: что ожидает бизнес в 2016 году// Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/business/news (дата обращения: 21.03.2016).
  7. Роль государства в развитии малого предпринимательства //Библиофонд электронная библиотека студента.URL:http://www.bibliofond.ru/(дата обращения: 21.03.2016).
  8. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год//Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по приморскому краю. URL:http://primstat.gks.ru/(дата обращения: 21.03.2016).
  9. В Приморье стало больше предпринимателей // Официальный сайт Администрации приморского края. URL:http://primorsky.ru/(дата обращения: 21.03.2016).
  10. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — №3.1. — С. 183-196.
  11. Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — №1 (54). — С. 981-987.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, резидент ТОР, Приморский край, опережающее социально-экономическое развитие, Наблюдательный совет, Российская Федерация, малое предпринимательство, трудовая деятельность, федеральный бюджет, человеческий капитал.


Похожие статьи

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

Дальний Восток, опережающее социально-экономическое развитие, территория, индустриальный парк, Приморский край, Амурская область, Якутия, резидент, создание территорий, Хабаровский край.

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего...

опережающее развитие, Приморский край, Дальний Восток, рыбная отрасль, Азиатско-Тихоокеанский регион, развитие, территория, Российская Федерация, рыбохозяйственный комплекс, особый правовой режим.

Совершенствование законодательства о территориях...

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России. Автор: Мыльников Александр Сергеевич.

Современное состояние и направления улучшения...

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Феде-рации».

Особые режимы хозяйствования в стратегическом планировании...

Российская Федерация, комсомольск-на-амуре, стратегическое планирование, оптимистический сценарий, рубль, муниципальное образование, Дальний Восток, опережающее социально-экономическое развитие...

О необходимости создания территорий опережающего развития...

опережающее социально-экономическое развитие, Российская Федерация, создание территории, территория, экономическая деятельность, опережающее развитие, резидент ТОР...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация, Приморский край, Дальневосточный экономический район, Дальневосточный федеральный округ, проблема.

Правовое регулирование государственно-частого партнерства на...

Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке [5]. Субъект Российской Федерации. Название.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем...

Дальний Восток, опережающее социально-экономическое развитие, территория, индустриальный парк, Приморский край, Амурская область, Якутия, резидент, создание территорий, Хабаровский край.

Развитие рыбной отрасли на территории опережающего...

опережающее развитие, Приморский край, Дальний Восток, рыбная отрасль, Азиатско-Тихоокеанский регион, развитие, территория, Российская Федерация, рыбохозяйственный комплекс, особый правовой режим.

Совершенствование законодательства о территориях...

Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России. Автор: Мыльников Александр Сергеевич.

Современное состояние и направления улучшения...

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Феде-рации».

Особые режимы хозяйствования в стратегическом планировании...

Российская Федерация, комсомольск-на-амуре, стратегическое планирование, оптимистический сценарий, рубль, муниципальное образование, Дальний Восток, опережающее социально-экономическое развитие...

О необходимости создания территорий опережающего развития...

опережающее социально-экономическое развитие, Российская Федерация, создание территории, территория, экономическая деятельность, опережающее развитие, резидент ТОР...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация, Приморский край, Дальневосточный экономический район, Дальневосточный федеральный округ, проблема.

Правовое регулирование государственно-частого партнерства на...

Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке [5]. Субъект Российской Федерации. Название.

Задать вопрос