Одним из путей сокрушения затрат на доставку грузов является правильный подбор авто средств (АТС) в соответствии с условиями их работы и особенностями перевозимых грузов.
Задача выбора оптимального комплекта АТС в общем виде формулируется следующим образом.
В течении определенного промежутка времени нужно осуществить перевозку Sгрупп грузов. Общая масса грузов каждой группы равна wi(i=1.2….,5). Известно расстояние перевозки каждой группы ei. Для доставки грузов могут быть использованы АТС различных моделей. Общее число моделей равно n, a максимально возможное число машин каждой модели –Njmax(j=1,2,…n).
Необходимо распределить АТС по группам таким образом, чтобы обеспечивалась своевременная доставка всего объема грузов каждой группы, а эффективность работы выбранного комплекта машин была бы наибольшей.
Для выполнения первого условия необходимо чтобы общая производительность АТС выбранных для перевозки грузов i-й группы, была больше или равен общему объему грузов этой группы:
(1)
где Qij — производительность АТС j–й модели на доставке грузов i-й группы, Т/год;
Xij-число единиц АТСj-й модели занятых доставкой грузов i-й группы. Второе условие выполняется, если
(2)
где p-приведенные затраты на доставку грузов i-й группы автотранспортными средством j- й модели сум/Т рассчитываемые по выражению
Зijn=ЦjEn/Qij+Cij, сум/Т(3)
где Ц — балансовая стоимость АТС j-й модели, сум; En — нормативный коэффициент; Cij -себестоимость доставки 1т груза i-й группы на АТС j — й модели, сум/ T
Формула(2) является критерием оптимизации комплекта АТС. Его переменные величины Xij должны отвечать следующим ограничениям:
(4)
2)(5)
Указанная выше задача в описанной постановке решается методом линейного программирования с использованием ЭВМ. При решение ряда практических задач по выбору оптимального комплекта АТС ограничения на число машин могут отсутствовать. В этом случае задача может быть решена без применения аппарата линейного программирования и сводится к выбору оптимальной модели АТС для доставки каждой отдельной группы грузов, т. е. для доставки грузов i- й группы необходимо использовать такую модель АТС, у которой
Зnij→min при j = 1,2.,….,n. (6)
Потребное число АТС каждой f-й группы оптимальной модели определяется как
,(7)
где знак означает ближайшее большее число по сравнению с числом, полученным в результате суммирования (например, если сумма равна -1,5,то берётся число 2).
Для выбора оптимальных моделей АТС по критерию (6) необходимо рассчитать значения
Зnij для i=1,2,…..,s Ц j=1,2,…,n
(это же необходимо сделать и при расчетах по критерию (2)). Формулу (3) для расчёта З nij после подстановки отдельных статей себестоимости транспортной работы Сnij преобразования можно представить в виде
Зnij= (8)
где а j, bj u dj -постоянные коэффициенты, зависимые от нормативов отдельных статей эксплуатационных затрат, а также от технико-эксплуатационных показателей АТС (грузоподъемность, стоимость и другие).
Анализ формулы (8) показывает, что она имеет определённую погрешность, обусловленную тем, что обьем перевозок i-й группы, приходящийся на одну машину j-го типа из оптимального комплекта, равный Wi/Xij, в общем случае не равен возможной производительность Qij в связи с округлением при определении числа АТС. Причём разность между величинами Wi/XijQij будет больше при меньших значениях Xij
Определим возможную погрешность, получаемую при определении З nij в результате использования в формуле (8) величины Qij вместо wi/Xij. Для этого заменим в этой формуле на Qij Кисп /., где Кисп –коэффициент, учитывающий расхождение между величинами Qij и Wi /Xij:
(9)
В результате получим уточненное значение
Зinij=Кисп (10)
Относительная ошибка в значениях Зnij и Зnij равна
(11)
Приведённые расчёты показали, что для ряда АТС для перевозки грузов величины являются такими, что с учётом возможного значения Кисп (до 0,6) значение погрешности может достигать до 25 %.
Все это говорит о том, что использование значения Qij в формуле (8) при определении оптимального комплекта в ряде случаев может привести к ошибочным результатам и выводам. С другой стороны использование в этой формуле значения wi/ Xij не возможно, так как величинa Xij заранее не известна.
В связи с этим предлагается следующий метод выбора оптимального комплекта АТС, учитывающий возможные погрешности.
- По критерию (6) определяются модели АТС, являющиеся оптимальными для грузов каждой группы (предварительный оптимальный набор машин).
- Для каждой модели из предварительного оптимального набора определяется потребность по формуле (7) и коэффициент Кисп. по (9), а затем по (10) –значение Зnij применительно к доставке грузов в соответствующих групп.
- В каждой группе грузов устанавливаются модели, значение Зnij для которых меньше, чем величина З nij соответствующей оптимальной модели, найденная на этапе 2.
Если во всех группах грузов такие модели отсутствуют, оптимальный комплект, найденный выше, принимается в качестве окончательного. В противном случае должна проводиться проверка оптимальности этого комплекта следующим образом.
- Модели АТС, установленные на этапе 3, совместно с моделями предварительного оптимального набора, группируются в каждой группе грузов, например в виде таблицы.
Группa грузов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
С |
A |
Д |
Д |
Е |
A |
A |
|||
Примечание. А; С; Д; Е — условные обозначения моделей машин.
Модели АТС, приведенные в таблице, представляют собой совокупность возможных оптимальных моделей для рассматриваемого условного примера.
Для указанной совокупности выписываются все возможные наборы машин:
САДДЕ; ААДДЕ;АААДЕ;СААДЕ.
5.Для каждого из а полученных наборов последовательно определяются значения применительно к грузам каждой группы.
6.Для всех наборов машин находится величина
Набор АТС, у которого величина является минимальной, принимается в качестве окончательного оптимального набора машин. Для этого набора устанавливается число АТС каждой модели, определённое ранее, т.е находится оптимальный комплект АТС.
Выводы: В общем случае задача выбора оптимального комплекта АТС решается с использованием методов линейного программирования.
При отсутствии ограничений на число АТС задача сводится к выбору оптимальной модели АТС для доставки грузов каждой отдельной группы по критерию (6).
В случаях, когда потребность в АТС любой из моделей оптимального комплекта, найденного по критерию (6), не превышает 7–8, должна проводиться проверка оптимальности этого комплекта и при необходимости выбор нового комплекта по методике, предложенной в настоящей работе.