Малое предпринимательство выполняет чрезвычайно важную роль как в экономической, так и в социальной жизни развитых стран. Исходя из мировой практики, проблема государственного поощрения малого бизнеса в интересах общества и самого государства представляется нормой. И на сегодняшний день данная проблема считается весьма актуальной. Наряду с этим целью государства является не только обеспечение малых предприятий финансовыми, техническими, информационными и иными ресурсами, но и создание правовых и экономических условий, чтобы организовать условия дальнейшего их выживания, способности расти и развиваться в действующих условиях рынка.
По мнению большинства, малый бизнес считается одним из основных наполнителей бюджета, но это далеко не единственная его функция. Малый бизнес также рассматривается как явление социальное, которое обеспечивает занятость и самозанятость, исполнение предпринимательской инициативы и инноваций.
Малый бизнес давно стал фундаментом сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося носителем политических предпочтений значительной части населения. Именно поэтому уместно будет отметить, что политическое влияние этой социальной группы в разных странах достаточно велико. Но в России, вследствие не достаточной его развитости, это влияние не достаточно сильное.
При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, как уже говорилось ранее, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: установление конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; расширение ассортимента и рост качества товаров, работ, услуг и высокой культуры обслуживания; «малые» придают экономике гибкость, мобильность, маневренность; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; благоприятствование благотворному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство накладывает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, учащиеся); оживление научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий, включающие детали и узлы, создание вспомогательных и обслуживающих производств.
В современных условиях, которые сопровождаются переходом российской экономики на путь устойчивого развития, на путь инновационный, развитие малого бизнеса становится ключевой задачей. Без решения сей задачи невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России.
На сегодняшний день малое предпринимательство в России регулируется законом от 24 июля 2007 г. (ред. от 29 декабря 2015) № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Данный закон обеспечивает: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации; благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержку в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки зарубежных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг в объеме ВВП; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Очевидно, что малый бизнес та самая сила, которая потянула бы за собой всю российскую экономику. Смогла бы ситуация сложиться иначе, если бы малый и средний бизнес не оказались под давлением санкций? Парадокс: главный удар пришелся именно туда, где государство не создало добавочных, то есть страховочных механизмов поддержания сбыта и обеспечения «длинных денег». Естественно, государство старается изменить эту ситуацию, принятием соответствующих государственных мер.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России прошли регистрацию почти 2,1 млн. малых и 14 тысяч средних предприятий. С учетом 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей, общее количество субъектов малого и среднего бизнеса составляет 5,6 млн. единиц [4].
На малых предприятиях работает почти четверть от общей численности занятых в экономике. На долю малого бизнеса также приходится около 25 % общего объема оборота продукции и услуг.
Ведущими видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля — почти 40 % и предоставление услуг — 35 %. Слабое же развитие наблюдается в производственной сфере.
Для наглядности проведем параллели с состоянием МСБ в развитых странах. Доля сектора МСБ в ВВП России находится на уровне 21 %. Тогда как в большинстве развитых стран — более половины (Италия — 80 %, Китай и Япония — 60 %, Франция — 56 %). Результаты явно не в нашу пользу.
Доля экспорта малых предприятий в общем экспорте РФ составляет 0,4 %. Для сравнения, в Китае — 50 %, в Великобритании — 34 %, в США — 33 %, Канаде — 27 %, Чехии — 23 %. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически значимой задачей для развития экономики. Возможно, надежда есть, что российский МСБ все-таки сможет заменить импортную продукцию своими аналогами, но точно не в ближайшем будущем [6].
Минувший год для малого и среднего бизнеса иначе как катастрофическим не назовешь. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), объем выдачи кредитов МСБ рухнул на фантастические 32 %: с 7,61 трлн. рублей в 2014 году до 5,2 трлн. В то же время статистика ЦБ свидетельствует: за 11 месяцев 2015 года кредитование нефинансового сектора выросло на 9 %. Просрочка по кредитам МСБ буквально за год скакнула с 7,7 % до тревожных 13,5 %. На 1 января 2016 года достиг 13,8 % — наибольший среди других сегментов банковского кредитного рынка — и к концу года он сможет превысить 17 % [3]. Иными словами, российские банки предельно четко обозначили, кто является их приоритетом: крупнейшие компании, отрезанные от западного финансирования. МСБ места среди них не нашлось.
В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные же, к большому сожалению, закрываются раньше.
Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. Генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что невысокий уровень нормотворчества в России оказывает пагубное влияние на ведение малого бизнеса. Оно создает административные блоки, не дающие предприятиям развиваться собственным ходом [5].
В результате скачков курса рубля, постоянно повышаются цены на сырье, что также оказывает губительное влияние на развитие МСБ. Высокие ставки по кредитам — одна из основных экономических причин неразвитости, отсталости этого сегмента предпринимательства.
И, конечно же, с развитием возможностей для получения заработка в Интернете у многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, так как в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов, и нет большого риска потери бизнеса.
Что же ждет малый бизнес в текущем 2016 году в России и каковы действия правительства в поддержку МСБ? Во-первых, с 1 января 2016 года действует новый закон, который называют «надзорными каникулами». Законопроектом предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок по отношению к субъектам малого предпринимательства [2]. По пояснениям правительства, данное действие позволит сократить количество плановых проверок, что будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.
При этом в документе отмечается, что запрет на проведение плановых проверок не касается юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, сфера деятельности которых распространяется на здравоохранение, образование, социальную сферу, а также сферы теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения.
Также прокуратура намеревается взять шефство над количеством проводимых ревизий, дабы не «приводить в ужас» предпринимателей. В связи с чем, решен вопрос о создании Единого реестра проверок.
В помощь предпринимателям создана Федеральная корпорация по развитию бизнеса, где можно получить выплаты в размере половины стоимости проекта, но при условии, что бизнесменом будет использоваться отечественное оборудование.
Определенные изменения произошли в области финансовой поддержки небольших предприятий. Так, с 1 января Банк России снизил норму резервирования по кредитам МСБ со 100 до 75 % — этой, довольно явной меры, рынок ждал не один год. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела форум «Малый бизнес — национальная идея?», на котором присутствовал президентВладимир Путини ключевые фигуры кабинета министров. Было зафиксировано пристальное внимание главы государства относительно к теме МСБ.
Подводя итог, следует еще раз упомянуть о ведущей роли малого предпринимательства в развитии экономики страны. Его динамика влияет на экономический рост, НТП, концентрацию рынка качественными товарами. Кроме того, малый бизнес выполняет важнейшие для национальной экономики функции, а именно внедряет инновации, поддерживает образцовую конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, препятствует монополизму и расширяет потребительский спрос.
Расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно повлияет на экономический рынок России, но и позволит ему выйти на новый, более качественный уровень. Очевидно, в нынешнем году проблемы развития малого и среднего бизнеса занимают лидирующие позиции в экономической повестке дня. И несмотря на серьезные трудности развития в России, он стал на путь эволюционирования.
Литература:
1. Консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/2943c5f173a39f79c8830be4e1df651dcd834d40/ (дата обращения 24.04.2016)
2. Российская газета RG.RU: [сайт]. — URL: http://rg.ru/2015/06/15/proverki-site-anons.html (дата обращения 24.04.2016)
3. Урал Бизнес Консалтинг: [сайт]. — URL: http://urbc.ru/1068054504-nafi-za-2015-goda-obem-kreditovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-sokratilsya-na-28.html (дата обращения 24.04.2016)
4. Гарант.Ру: [сайт]. — URL: http://www.garant.ru/article/602378/ (дата обращения 24.04.2016)
5. B2Bmaster: [сайт]. — URL: http://b2bmaster.ru/novosti/chto-zhdet-malyj-biznes-v-2016-godu-v-rossii/ (дата обращения 25.04.2016)
6. Российское Федеральное издание ВВП: [сайт]. — URL: http://www.vvprf.ru/archive/clause1107.html (дата обращения 25.04.2016)