Автор: Волкова Анна Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 1124 раза

Библиографическое описание:

Волкова А. В. Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 516-520.



В статье рассматривается практика финансового оздоровления банковского сектора РФ с применением механизма санации. Санация банков как инструмент государственного регулирования оздоровления кредитных организаций начала использоваться с 2008 года, но широкое применение получила в 2014–2015 годах. Санация кредитных организаций применяется как альтернатива отзыва лицензии, позволяет сохранить деятельность банка, однако требует значительных финансовых вложений. В статье приведена статистика санаций, проанализированы текущие результаты и сделаны выводы о целесообразности применения данной меры для оздоровления банков РФ.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, санация банка, отзыв лицензии, санатор, Агентство по страхованию вкладов, банковский сектор, реорганизация кредитных организаций.

Целью статьи является изучение процессов санации в банковском секторе РФ, их эффективности и необходимости мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, по средством статистического анализа информации по санируемым банкам. Поскольку процесс санирования является достаточно новым для банковского сектора РФ (применяется с 2008 года), целесообразность данного механизма до конца не изучена и окончательные выводы относительно результативности делать рано, однако уже сейчас можно подвести предварительные итоги, оценив эффективность осуществляемых мер.

Санация кредитных организаций — явление, стремительно набирающее популярность в банковском секторе РФ. Под санацией (от латинского sanatio — лечение) понимается совокупность мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Фактически санация подразумевает под собой выделение санатору (лицу, осуществляющему санацию) долгосрочных кредитных ресурсов на льготных условиях под низкую процентную ставку, с целью оздоровления санируемого банка. На законодательном уровне финансовое оздоровление кредитных организаций впервые было введено Законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» [1] и по завершению срока действия документа, в конце 2014 год, было закреплено в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» [2]. Согласно законодательству функция первичного санатора возложена на Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляет данный процесс по инициативе Банка России и совместно с ним.

В общей сложности за весь период, начиная с 2008 года, когда был введен механизм санации, под финансовое оздоровление попало 43 кредитные организации — рис. 1.

Рис. 1. Динамика количества санируемых кредитных организаций в РФ [9]

Наибольшее количество кредитных организаций подверглось санации в 2015 году — 15 банков было санировано, в 2014ом году было санировано 12 кредитных организаций. Все 27 банков, к которым были применены соответствующие меры за два последних года, в настоящий момент находятся в процессе финансового оздоровления. В 2008 году под санацию попало 10 банков, процесс санации которых на сегодняшний момент завершился. Заметим, что в период с 2010 по 2013 год механизм санации практически не использовался, что частично объясняется общей стабилизацией банковского сектора в этот период и коррелирует с уменьшением количества отзывов лицензий — рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязь количества санаций и отзыва лицензий [9], [13]

По графику видно, что количество санаций в 2014–2015 годах увеличилось в след за ростом активности регулятора в направлении отзыва лицензий, связанной с так называемой «чисткой банковского сектора от плохих банков». Удельный вес санаций в общей величине кредитных организаций, к которым были применены меры регулятора, пока остается незначительным — за 2014 и 2015 годы лишь 12 и 14 % кредитных организаций соответственно, подверглись санации.

Согласно законодательству, кредитная организация может подвергнуться санации при наличии признаков неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы [2]. Иными словами, регулятор имеет два альтернативных варианта действий, по принятию мер в отношении проблемного банка — отзыв лицензии с последующей ликвидацией, либо финансовое оздоровление. Как показывает практика, ЦБ РФ принимает решение о финансовом оздоровление кредитной организации при выполнение одного или нескольких из следующих условий:

− санируемая кредитная организация является системно-значимой и представляет важность для экономики региона/страны;

− финансовое положение кредитной организации, не смотря на формальные основания для отзыва лицензии (ст. 20 закона «О банках и банковской деятельности»), может быть улучшено, сохраняются условия для дальнейшего функционирования банка;

− затраты на выплаты вкладчикам кредитной организации по страховому случаю превосходят затраты на санацию.

Главным образом под санацию ЦБ попадают крупные банки — из 29 санируемых в настоящий момент кредитных организаций, основная часть (23 банка) имеют нетто-активы свыше 20 млрд. рублей и входят в топ 200 крупнейших кредитных организаций РФ. Группировка санируемых банков по величине активов представлена на рис. 3.

Рис. 3. Группировка санируемых банков по величине нетто-активов по состоянию на 01.01.2016 года [9], [10]

Самый крупный банк подвергшийся спасению — Банк Москвы, его нетто-активы в общем объеме санируемых банковских активов составляют 38 % или 1841 млрд. рублей. Еще 47 % активов банков, находящихся в процессе санации принадлежат кредитным организациям с величиной активов более 100 млрд. рублей (всего 8 банков, включая «Мособлбанк», «Уралсиб», «Рост Банк» и Банк «Траст»).

Приведенные данные, доказывают, что как по количеству, так и по суммарным активам, большая часть санаций приходится на крупные и средние банки, тогда как у небольших кредитных организаций ЦБ предпочитает сразу отзывать лицензии. Лишь 6 банковских организаций с активами менее 20 млрд. рублей подверглись санации — в основном это были небольшие региональные банки, имеющие стабильную клиентуру и поддержку местных властей.

На сегодняшний день по 14 кредитным организациям из 43, подвергшихся санации, процедура финансового оздоровления завершена — рис. 4 [9].

Рис. 4. Результаты санации кредитных организаций

Только один банк по завершению процедуры финансового оздоровления сохранил своё наименование и лицензию — Банк Союз, санируемый не кредитной организацией, а страховой компанией ОСАО «Ингосстрах». В 12-ти случаях результатом санации стала реорганизация в форме присоединения к банку-санатору, в том числе 4 банка были присоединены к ФК «Открытие». Также зафиксирован один случай, когда банк санатор вместе с санируемым банком лишился лицензии — ОАО АКБ «Пробизнесбанк» и санируемый им «Банк24.ру».

Что же касается кредитных организаций, которые в настоящий момент находятся в процессе санации, подводить итоги пока рано, поскольку процесс по большинству из них был начат менее двух лет назад, и очевидно, что решить их проблемы в столь короткий срок не представляется возможным. Однако для понимания текущего финансового состояния санируемых банков и общих тенденций в их деятельности, была рассмотрена динамика основных показателей финансовой отчетности за 2015 год по 14 банкам, по которым процедура санации была начата ранее 2015 года — Табл. 1.

Таблица 1

Финансовые показатели деятельности санируемых банков за 2015 год, млн. руб. /% [10], [11]

Большая часть банков за 2015 год показывает отрицательные финансовые результаты, лишь 5 банков имеет положительную рентабельность активов. Практически всем банкам свойственен высокий уровень просроченной задолженности и резервирования, причем у части банков уровень просроченной задолженности превышает процент резервирования, что явно свидетельствует о недосозданных резервах, которые будут досоздаваться, увеличивая нагрузку на капитал банка. Очевидно, что за 1,5–2 года с начала мер по финансовому оздоровлению, большинству банков не удалось добиться существенного прогресса — качество активов по-прежнему угрожает интересам кредиторов и вкладчиков банка, деятельность убыточна. У 5 банков отрицательный собственный капитал, что фактически означает недостаточность ресурсов для расчетов по всем обязательствам.

Для оздоровления кредитных организаций, главным образом потребуется плотная работа с их проблемными активами, изыскание возможностей возврата вложенных средств, либо успешная реализация залога. Однако, учитывая, что в целом по банковскому сектору наблюдается рост просроченной задолженности и ухудшение качества активов [12], задача по восстановлению санируемых банков усложняется и при негативном исходе, санация банка может отрицательно сказаться на финансовом состоянии банка-санатора. Нельзя исключать такую вероятность, что риски участия в санации в конечном счете могут перевесить выгоды и привести к понижению рейтингов банков-санаторов.

Подводя итоги, отмечаем, что очевидным преимуществом санации перед отзывом лицензии является тот факт, что кредиторы банка сохраняют свои средства, кредитная организация остается работоспособной, что безусловно положительно сказывается на уровне доверия к банковской системе. В то же время на санацию требуются значительные денежные средства, или иначе говоря, ЦБ за счет государственных средств финансирует отдельную группу частных лиц и компаний, принимая на себя их риски. Всего на санацию российских банков, начиная с 2011 года, было выделено более 1 трлн. рублей [7], в том числе 295 млрд. на санацию Банка Москвы в 2011 году [8]. Не смотря, на то, что данные денежные средства предоставляются на возвратной основе, по ряду причин, в том числе в случае ухудшения финансового положения самого санатора, могут возникнуть сложности с их возвратом. Кроме того, очевидно, что вывод указанных сумм на рынок капитала стимулирует инфляционные процессы.

Более объективную оценку эффективности достаточно нового для нашей страны явления — санации кредитных организаций, удастся получить через 3–4 года. Вероятно, часть санируемых банков не удастся спасти, из-за низкого качества их активов и обнаружения других скрытых проблем, которые не были выявлены при начале процедуры санации. Можно предполагать, что в ближайшее время будут внесены существенные законодательные изменения, которые позволят оптимизировать процедуру санации в части выбора инвестора и оценки реальных активов. По нашему мнению, процедура санации должна применяться точечно, лишь после тщательного анализа финансового состояния банка, которое будет являться первичным критерием принятия решения о санации. В случае, если активы банка в большей свой части нежизнеспособны, ни финансовая значимость банка, ни его размер, не должны стать поводом для принятия решения о финансовом оздоровлении за счет государственных средств в ущерб экономического благостояния основной части населения страны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  3. Гореликов К. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / К. А. Гореликов. Москва, 2008 г.
  4. Гореликов К. Антикризисное регулирование банковского сектора в условиях российской экономики / К. А. Гореликов. Москва, 2008 г.
  5. Гореликов К. Антикризисное регулирование банковского сектора в условиях российской экономики: автореферат диссертации на соискание учетной степени кандидата экономических наук / К. А. Гореликов. Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2003 г.
  6. Гореликов К. Антикризисное регулирование банковского сектора в условиях российской экономики: диссертация на соискание учетной степени кандидата экономических наук / К. А. Гореликов. Москва, 2003 г.
  7. Каверина М. Расходы на спасение банков достигнут 1 трлн рублей // Ведомости, 2015 № 3903. — [Электронный ресурс] — http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/08/26/606234-trillion-speshit-na-pomosch
  8. Борисяк Д. Итоги-2014: Государство готово спасать банки // Ведомости, 2014 № 3746. — [Электронный ресурс]. — http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/12/26/spasennye-gosudarstvom
  9. Агентство по страхованию вкладов/Оздоровление банков. — [Электронный ресурс]. — http://www.asv.org.ru/sanation/banks/
  10. Рейтинги банков. Информационный портал Банки.Ру. — [Электронный ресурс]. — http://www.banki.ru/banks/ratings/
  11. Финансовый анализ банков. КУАП. — [Электронный ресурс]. — http://kuap.ru/
  12. Центральный банк Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — www.cbr.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитных организаций, санации кредитных организаций, банковского сектора, оздоровления кредитных организаций, механизм санации, оздоровлению кредитных организаций, процессе санации, Санация кредитных организаций, процедура санации, Практика санации кредитных, финансового оздоровления, Результаты санации кредитных, Электронный ресурс, финансовому оздоровлению кредитных, финансовое оздоровление, применением механизма санации, регулирование банковского сектора, изучение процессов санации, процесс санации, стабильности банковской системы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос