Авторы: Трушковская Ирина Александровна, Галеева Наталья Львовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Трушковская И. А., Галеева Н. Л. Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1194-1198.



Ресурсный подход как один из наиболее популярных с 1990-х годов концептуальных подходов в стратегическом менеджменте обеспечивает реализацию горизонтальных профессиональных связей в системе образования, что может служить залогом ее устойчивого развития. В рамках этого подхода в качестве важнейших источников преимуществ организации рассматриваются внутренние ресурсы самой организации — ее активы, компетентность педагогов, потенциал развития.

Важнейшей ареной развития школы является внутренняя среда, при этом организация управляет как внутренними, так и внешними ресурсами, требуемыми для достижения краткосрочных и долгосрочных целей организации [2]. Как отмечает автор словаря-справочника «Стратегическое управление школой» Моисеев А. М., в постоянно ведущейся в стратегическом менеджменте полемике на тему, какие факторы более важны для стратегического управления — внешние или внутренние, «маятник» определенно качнулся в пользу внутренних факторов [8].

На необходимость учета ресурсов учащихся в образовательном процессе обращают внимание Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, М. А. Холодная, Т. А. Цецорина, И. С. Якиманская, П. Г. Щедровицкий и др.С позиций ресурсного подхода в отечественной педагогической и научно-методической литературе исследовались проблемы управления развитием качества образования (Т. И. Шамова); организации образовательного процесса (Т. А. Цецорина), управления процессом роста учебного успеха обучающегося (Н. Л. Галеева). В современной образовательной практике можно обнаружить реализацию такого подхода в технологии ИСУД, основой которой является классификация внешних и внутренних ресурсов учебно-познавательного успеха обучающегося по единой матрице, позволяющей быстро и эффективно проектировать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика [6]. Основное понятие технологии ИСУД — «ресурсы учебного успеха ученика» –интегрирует и внутренние ресурсы, сущностно принадлежащие ученику как субъекту обучения, и внешние ресурсы, обеспечивающие условия обучения [9]. Можно утверждать, что и сама технология ИСУД является эффективным ресурсом введения и реализации требований ФГОС к индивидуализации образовательного процесса.

Внедрение в систему образования такого инструмента из деловой сферы, как ресурсный подход может служить решению и других актуальных задач образования. Одной из таких задач на сегодняшний день является требование ФГОС к умению выпускника ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Грамотный, подготовленный выбор профессии как основа для успешного жизненного старта, самореализации и реализации принципа равных возможностей был определен в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. [1].

Уникальность профессионального пути любого человека требует от профориентационной деятельности школы максимальной реализации ресурсно-обеспеченного индивидуального подхода. Правильный выбор профессии — не единовременный акт, но длительный процесс, имеющий свои этапы, реализация которых невозможна без определенных ресурсов.

В. Т. Воронин, исследовавший социально-философский аспект проблемы ресурсов, в своей работе «Ресурсы и время» приходит к выводу, что «наиболее общий смысл всех толкований понятия о ресурсах... сводится к тому, что ресурсы — это условия, необходимые для реализации каких-либо процессов. Поэтому ресурсный контекст связывает объекты в единое целое — систему» [4]. Таким образом, ресурс — в самом общем виде — все то, что может быть использовано для чего-либо, для удовлетворения каких-либо потребностей. С этой точки зрения традиционно понимаемые виды ресурсов (информация, финансы, средства производства, кадры) вполне правомерно могут быть дополнены менее традиционными — административным ресурсом, связывающим ресурсом (связи, взаимодействие как ресурс) и др. [8].

Национальный стандарт РФ предписывает образовательному учреждению идентифицировать потребности в ресурсах, необходимых для функционирования процессов обучения. «Образовательное учреждение должно обеспечить доступность ресурсов для результативного функционирования системы менеджмента качества и повышения удовлетворенности потребителя путем выполнения их требований» [3]. Для эффективного управления ресурсами образовательная организация должна:

1) установить входные данные для определения потребностей в ресурсах;

2) планировать ресурсы на кратко-, средне- и долгосрочный периоды;

3) осуществлять контроль исполнения заданий по оценке и верификации;

4) обеспечить ресурсы для результативного обмена информацией между профессорско-преподавательским составом, штатом административных сотрудников, служащими и потребителями.

Другими словами, анализ ресурсов индивидуализации профориентации в школе органично встраивается в классическую логику цикла управления: анализ ситуации — целеполагание — планирование — организация — руководство и контроль — и снова анализ, только уже результатов.

В рабочей матрице ресурсов, обеспечивающих условия реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС [5], авторы использовали классификацию ресурсов, принятую для социальных систем:

нормативные ресурсы — документально-правовые основы, положение и Устав учреждения, текущая документация, локальные акты,

кадровые ресурсы — профессиональная компетентность каждого члена педагогического коллектива,

информационно-методические ресурсы — образовательные программы школы, программы методической работы школы, методические материалы, доступ к этим ресурсам,

материально-технические ресурсы — оснащение и оборудование образовательной деятельности,

морально-этические ресурсы как единое понимание всеми субъектами образовательного процесса миссии школы, согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и договорных отношениях,

социально-демографические ресурсы — актуальный уровень внутренних ресурсов учебного успеха детей социума, особенности родительско-детской общности данного контингента, конструктивные связи с учреждениями социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности

Пользуясь предложенной классификацией, можно представить перечисленные (по избыточному принципу) и ресурсы для описания деятельности по профессиональному просвещению и профориентационной деятельности в школе. Сразу оговоримся, что финансовую группу ресурсов мы не описывали.

Ресурсы индивидуализации профориентационной деятельности (профориентации) в школе выделены в отдельную группу, так как индивидуальное педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося требует от педагогов высокого уровня владения навыками дифференциации, индивидуализации, методологической и управленческой культуры.

В работе мы опирались на краткое проверенное определение индивидуализации, оправдывающее себя во всех школах, всех видов и типов: «в индивидуализированном учебном процессе педагог всегда знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику. И имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать» [11].Такое понимание смысла индивидуализации означает, что каждому обучающемуся будет предоставлен собственный хорошо подготовленный, подробный и педагогически оправданный план, разработанный и принятый совместно учителями, родителями и самим учеником.

Ниже представлен рабочий вариант содержания матрицы ресурсов, спроектированный нами для анализа актуального уровня ресурсного обеспечения процессов профпросвещения и профориентации в образовательной организации.

Ресурсы, обеспечивающие процесс профессионального просвещения всех обучающихся

Правовые (нормативные):

  1. Подпрограмма в Образовательной программе, описывающая систему профессионального просвещения и профориентации.
  2. Локальные акты, описывающие требования к организации и реализации профориентационных программ в школе.
  3. Правовые документы и инструктивная информация, обеспечивающая плановое и систематическое взаимодействие с семьями (родителями/законными представителями) обучающихся по вопросам профориентации.
  4. Организационно-технологические документы, определяющие порядок организации и проведения профориентационной деятельности в школе.

Информационно-методические:

  1. Система управления профориентационной деятельностью в школе, обеспечивающая конструктивный и результативный обмен информацией между педагогическим составом и специалистами, осуществляющими профориентационную деятельность в школе.
  2. Специальные проекты, обеспечивающие знакомство с профессиями встречи, экскурсии, элективные курсы, конкурсы и т. д.
  3. Памятки, пособия и другие информационные материалы по темам профпросвещения и профориентации в свободном доступе для участников такой деятельности.

Кадровые:

  1. Высокий и достаточный уровень психолого-педагогической профессиональной компетентности педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе.
  2. Высокий уровень коммуникативной и управленческой компетентности педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе
  3. Высокий управленческий и научно-педагогический уровень администратора, координирующего профориентационную деятельность в школе.

Социально-демографические:

  1. Конструктивные связи с учреждениями профессионального образования, с производствами, научными учреждениями, обеспечивающие совместную деятельность.
  2. Конструктивные связи с учреждениями, реализующими функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования.
  3. Конструктивные связи с учреждениями социума, заинтересованными в качестве школьной профориентационной деятельности.

Материально-технические:

  1. Оснащение, обеспечивающее курсы предпрофильной и профильной подготовки в школе.

Морально-этические:

  1. Согласованность профессионально-нравственных позиций по отношению к профессиональному образованию, представления о ремесле как основе любого вида творческой деятельности.
  2. Согласованность в коллективе профессионально-нравственных позиций по отношению к социальным ценностям.

Ресурсы, обеспечивающие процесс профессиональной ориентации каждого обучающегося

Правовые (нормативные):

  1. Локальные акты, описывающие требования к организации и реализации индивидуализации профориентационной деятельности, профориентационных программ.

Информационно-методические:

  1. Мониторинг уровня развития внутренних ресурсов ученика для проектирования индивидуальных профориентационных программ и оценки их эффективности (в системе управления качеством ОО).
  2. Методические мероприятия по повышению компетентности учителей и специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в школе, в области индивидуализации образовательного процесса (например, система обучающих семинаров и пр.).
  3. Методические материалы по технологии индивидуального сопровождения, доступные каждому участнику профориентационной деятельности в школе и пр.
  4. Индивидуальная профориентационная карта (дневник) обучающегося.

Кадровые:

  1. Высокий и достаточный уровень профессиональной компетентности в области индивидуализации образовательного процесса педагогов и специалистов, реализующих профориентационную деятельность в школе.

Социально-демографические:

  1. Взаимодействие с семьями (родителями/законными представителями) обучающихся с целью обеспечения индивидуализации профориентационной деятельности школы.

Материально-технические:

  1. ИКТ-технологии, обеспечивающие эффективность вариативного индивидуализированного образовательного процесса.

Морально-этические:

  1. Высокий уровень мотивации коллектива и родительской общественности на создание открытой профориентационной среды, обеспечивающей возможность индивидуального выбора каждому обучающемуся.
  2. Единое понимание педагогами и специалистами, реализующими профориентационные программы в школе, индивидуализации как целенаправленного обеспечения внешними ресурсами каждого ученика.

Группе экспертов из числа слушателей курсов дополнительного профессионального образования кафедры УОС ИСГО МПГУ было предложено проанализировать впервом приближении ресурсы профориентационной деятельности в своих образовательных организациях с помощью разработанной матрицы. В исследовании участвовали 12 респондентов, все заместители директоров по УВР московских школ.

Результаты анализа представлены в таблицах 1 и 2, где выделены те ресурсы, которые нуждаются в особенном внимании со стороны управленческой команды образовательной организации. Оценка каждой позиции проводилась в баллах: 3 балла — оптимальный уровень, означает, что ресурсы, описанные в данной позиции, во-первых, представлены в необходимом количестве, и, во-вторых, реализованы на высоком уровне; 2 балла — достаточный уровень, ресурс реализуется, но есть явные неиспользуемые резервы; 1 балл — критический уровень, означает, ресурс практически не реализован, даже если можно видеть отдельные проявления его реализации; 0 баллов — недопустимый уровень, ресурс отсутствует.

Таблица 1

Анализ самооценки уровня ресурсной обеспеченности профессионального просвещения в 12 школах (по данным заместителей директоров по УВР)

Группы ресурсов

Данные самооценки вбаллах

Среднее значение по ресурсам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правовые

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1,7

2.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

2

2

1,6

3.

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1,86

4.

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1,7

Инф-мет

1.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3.

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

0,75

Кадровые

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1,6

2.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

2

1,5

3.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Соц-дем

1.

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1,86

2.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1,25

3.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1,46

Мат-техн

1.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1,17

Мор-этич

1.

2

1

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1,6

2.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Среднее значение по школам

1,8

1,3

1,5

1,8

1,8

1,6

1,1

1,3

1,6

1,9

1,6

1,8

1,6

Анализ позволил выявить недостатки ресурсообеспеченности профориентационной деятельности в школе. Так ни один из ресурсов профессионального просвещения не представлен на оптимальном уровне (табл.1), на критическом уровне реализованы такие ресурсы профпросвещения как:

‒ Памятки, пособия и другие информационные материалы по темам профпросвещения и профориентации в свободном доступе для участников такой деятельности;

‒ Конструктивные связи с учреждениями, реализующими функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования;

‒ Оснащение, обеспечивающее курсы предпрофильной и профильной подготовки в школе.

Среднее значение ресурсообеспеченности профпросвещения в школе (1,6 баллов) указывает на недостаточный уровень использования даже имеющихся в распоряжении образовательной организации ресурсов.

В таблице 2 представлены данные самоанализа ресурсов индивидуализации профориентации, представленные той же группой респондентов. Ресурсы индивидуализации профориентационной деятельности находятся практически все в критическом состоянии: из таблицы 2 видно, что правовые (нормативные) и информационно-методические ресурсы профориентации практически не реализуются.

Таблица 2

Анализ самооценки уровня ресурсной обеспеченности профессиональной ориентации в 12 школах (по данным заместителей директоров по УВР)

Группы ресурсов

Данные самооценки вбаллах

Среднее значение по ресурсам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правовые

1.

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0,67

Инф-мет

1.

1

1

0

0

2

1

0

0

1

2

1

2

0,92

2.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1,25

3.

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0,66

4.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кадровые

1.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1,7

Соц-дем

1.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1,67

Мат-техн

1.

1

2

0

0

1

1

0

0

1

1

1

2

0,8

Мор-этич

1.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

1,75

2.

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0,75

Среднее значение по школам

1,2

1,2

0,5

0,5

1,4

1,2

0,6

0,4

1,1

1,3

1,3

1,5

1,0

Интересно, что независимо друг от друга завучи выделили одни и те же позиции, уровень которых далек от оптимального. Это говорит об общих недостатках в работе разных школ, и позволяет надеяться, что подобный алгоритм анализа позволит достаточно оперативно и без дополнительных финансовых затрат оценить, какие условия профориентации реализуются в образовательной организации на недостаточном уровне, какие группы ресурсов требуют развития.

В настоящее время разрабатываются методические рекомендации по каждой из позиций описанной выше матрицы, что позволит использовать матрицу не только для анализа, но и на этапе планирования деятельности образовательной организации по обеспечению условий для целенаправленного выбора будущей профессии каждым выпускником.

Литература:

  1. Протокол Заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 3.12.2015 Москва, Кремль // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (Дата обращения: 05.03.2016)
  2. ГОСТ Р ИСО 9004–2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)
  3. ГОСТ Р 52614.2–2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в сфере образования. (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2006 N 309-ст).
  4. Воронин В. Т. Ресурсы и время (социально-философский контекст)/ Учебно-методическое пособие, Новосибирск.- 2000. — 285 с.
  5. Галеева Н. Л., Крыжановская Е. И. Анализ ресурсов, обеспечивающих условия реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС//Справочник заместителя директора школы.- № 10, 2012. — С.6–18]
  6. Галеева Н. Л. Образовательная технология ИСУД: реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика М.: «Книга по Требованию». — 2013. — 220 с.
  7. Галеева Н. Л. Сам себе учитель. Практические занятия по формированию метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. — М.: Книга по требованию, 2012. — С.134
  8. Моисеев А. М. Стратегическое управление школой: словарь-справочник. В 3 т. Т. 2. Л—Р / А. М. Моисеев; под ред. О. М. Моисеевой. — М.: АСОУ, 2014.- 384 с.
  9. Технология ИСУД [сайт]. URL: http://technologia-isud.ru (дата обращения: 05.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационной деятельности, индивидуализации профориентационной деятельности, ресурсов индивидуализации профориентации, образовательной организации, Ресурсы индивидуализации профориентационной, профессионального просвещения, Галеева Н, учебного успеха, задачи индивидуализации профориентационной, анализ ресурсов индивидуализации, образовательного процесса, самоанализа ресурсов индивидуализации, информационно-методические ресурсы профориентации, самооценки уровня ресурсной, уровня ресурсной обеспеченности, индивидуализации образовательного процесса, Анализ самооценки уровня, данным заместителей директоров, менеджмента качества, условия профориентации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос