Особенности преподавания дисциплины «Государственная служба и управление в Республике Казахстан» для студентов-юристов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Прусова, Н. А. Особенности преподавания дисциплины «Государственная служба и управление в Республике Казахстан» для студентов-юристов / Н. А. Прусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1166-1168. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29100/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских (практических) занятий по дисциплине «Государственная служба и управление в Республике Казахстан», способствующих формированию профессиональных компетенций студентов-юристов.

Ключевые слова: государственная служба и управление, интерактивные технологии, личностно-ориентированный подход, лекционные занятия.

Дисциплина «Государственная служба и управление» относится к фундаментальным дисциплинам профессионального цикла бакалавриата и ориентирована на завершение формирования у студентов знаний о системе государственного управления. Она базируется на знаниях ранее изученных общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, таких как: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Этика юриста». Именно набор знаний и умений, приобретенных учащимися, по данным дисциплинам, состоящих в понимании специфики функционирования институтов государственной власти, представляют собой фундамент для изучения дисциплины «Государственная служба и управление».

Ввиду этого информация, преподносимая как на лекционных, так и семинарских занятиях, должна отвечать уровню профессиональной подготовки студентов и полученным ранее знаниям о государственных институтах, правовых нормах, призванных регулировать отношения между гражданами, обществом и государством, и т. д.

Именно дисциплина «Государственная служба и управление» способствует более полному пониманию организации государственной службы в РК, основных тенденциях ее развития, как неотъемлемой части общего механизма государственной власти. Вместе с тем «Государственная служба и управление» дает возможность понимания проблем государственной службы, особенностей построения взаимоотношений граждан, общества с государственными органами на современном этапе в Республике Казахстан. Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины, могут быть в дальнейшем использованы в курсе таких дисциплин, как «Трудовое право», «Административное право», «Проблемы теории государства и права».

Цель изучения учебной дисциплины «Государственная служба и управление» состоит в систематизации знаний о понятии, содержании государственной службы, в ее роли на пути к построению гражданского общества и правового государства в нашей стране, выявлению и устранению несовершенств в подготовке и расстановке государственных служащих, а также поиску новых способов решения проблем государственной службы в Республике Казахстан, в стремлении к улучшению взаимоотношений общества и госслужащих, ведущих к повышению качества жизни казахстанских граждан.

Основные задачи дисциплины «Государственная служба и управление»:

  1. На базе научной литературы и нормативно-правовых актов в сфере государственной службы дать студентам знания об основных понятиях, сущности и организации государственной службы, ее проблемах и задачах на современном этапе развития в РК, принципах кадровой политики на государственной службе.
  2. Дать представление о правах и обязанностях, а также ограничениях государственного служащего и его юридической ответственности.
  3. Сформировать у студентов практические навыки по решению задач государственной службы.
  4. Ознакомить с опытом кадровой политики и функционирования государственной службы в зарубежных странах.

Невозможно оспорить тот факт, что первоочередной задачей, стоящей перед преподавателем, является сокращение «разрыва» между теорией и практикой при преподавании студентами дисциплины. Эффективность обучения можно повысить путем «использования наглядности и технических средств обучения праву» [1, с. 196]. Привнесение в образовательный процесс интерактивных технологий обучения путем воссоздания реальных практических ситуаций позволяет не только пробудить внимание к изучаемому материалу, но и стимулировать у учащихся желание изучить правовое явление.

Достоинства интерактивных технологий в полной мере раскрываются при проведении семинарских занятий. В ходе занятий могут быть применены следующие формы интерактивных технологий: круглый стол (дебаты), мозговой штурм, case-study (анализ конкретных ситуаций), деловые и ролевые игры, подготовка юридических документов. Подобная форма подачи информации студентам способствует не только ее лучшему запоминанию, но и размышлению над новым материалом, стремлением применить, полученную на лекционном занятии теорию, в правовом анализе и при решении практических задач.

Интерактивные технологии особенно важны в преподавании дисциплины для студентов-юристов, поскольку они побуждают каждого учащегося выбрать свою точку зрения и аргументировать ее правильность. Выработка и развитие навыков отстаивания своей позиции является важным элементом в подготовке юриста. Подобные умения — залог успешной профессиональной деятельности студента-юриста в будущем.

Однако не стоит забывать, что «в основе обучения помимо интерактивных методов, должно лежать живое общение между преподавателем и студентами; между преподавателями; студентами между собой», что особенно важно для развития культуры речи и этики юриста [2].

Преподаватель в рамках проведения курса дисциплины должен создавать условия для осуществления такого общения. В ходе каждого практического занятия в целях стимулирования обсуждения проблемных вопросов дисциплины возможно использование нескольких форм работы студентов: доклады, опрос, дискуссия, решение правовых задач и т. п.

Проведение подобных форм обучения развивает у учащихся навыки работы с нормативно-правовыми документами в ходе аргументирования выбранной позиции, умения применять знания законодательства Республики Казахстан на практике, а также учит подвергать идеи критике и анализу. Личностно-ориентированный подход в обучении праву является ключом к восприятию правого материала каждым студентом, он способствует повышению уровня знаний всех, включенных в образовательный процесс.

Следовательно, основной целью проведения семинарских занятий у студентов-юристов является закрепление теоретического правового содержания законодательства о государственной службе в Казахстане, развитие умения работы с нормативно-правовыми актами в ходе решения юридических задач, а также выработка навыков публичного выступления и отстаивания своей позиции.

Каждое занятие должно содержать наряду с теоретическими и практические задания, что будет способствовать более эффективному изучению дисциплины и лучшему осмыслению информации студентами.

В ходе преподавания курса дисциплины «Государственная служба и управление» возможно использование традиционных и инновационных образовательных форм обучения:

‒ лекционные занятия;

‒ семинарские (практические) занятия: блиц-опрос, решение юридических задач, обсуждение практических ситуаций, выявление и обсуждение проблемных тем дисциплины и т. п.;

‒ интерактивные технологии обучения: деловые игры, тренинг, «мозговая атака», работа в малых группах и т. п.;

‒ внеаудиторная работа: консультация преподавателя по дисциплине;

‒ научно-исследовательская работа: изучение проблематики государственной службы и управления в РК и написание научной статьи.

При выработке структуры данной дисциплины и планировании организации занятий важно учитывать последовательность изучения норм законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, а также определяющих правовое положение, материальные и социальные гарантии государственных служащих в Республике Казахстан. Иными словами, для лучшего усвоения знаний по курсу данной дисциплины необходимо в ходе занятий осуществлять плавный переход от базовых знаний к конкретным.

В ходе организации учебного процесса нельзя забывать об использовании современных методов правового обучения: работы в системе Интернет. В послании к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Н. А. Назарбаев призвал молодежь Казахстана «учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни» [3]. Посему нужно прибегнуть к использованию современных технологий на занятиях. В целях реализации институциональной программы «100 конкретных шагов» в нашей стране проводится изменение законодательства, так 23 ноября 2015 года президентом был подписан новый закон о госслужбе. В связи с этим для студентов-юристов имеет большое значение получение информации о данных изменениях из новостных ресурсов. В настоящее время необходимо поощрять и стимулировать у учащихся навыки нахождения и использования информации, найденной в сети. Важным фактором успешной работы юриста-профессионала прежде всего является умение анализировать правовую ситуацию и легко ориентироваться в системе нормативно-правовых актов. Задача высшего учебного заведения, и в частности преподавателя правовых дисциплин, привить данные навыки студентам.

В сети Интернет студенты не всегда могут найти качественную и доступно изложенную информацию и, вследствие этого, возможно формирование искаженных знаний. Роль преподавателя в данном случаем должна заключаться в умении отобрать нужную и значимую информацию по дисциплине, структурировать ее, изложить в форме, доступной для понимания и осмысления учащимися и связать с темой занятия. Также основная задача преподавателя научить студентов-юристов критически подходить к любому информационному материалу, анализировать его, выявлять соответствие новой информации, полученной в сети, действующему законодательству Республики Казахстан. Развитие подобных навыков у учащихся в ходе использования на занятиях данных, найденных в сети Интернет, будет способствовать эффективному формированию компетенций у будущих специалистов.

Дисциплина «Государственная служба и управление» также ориентирована на самостоятельную работу студентов как основу их дальнейшей теоретической и практической деятельности. Она находит свое выражение в подготовке учащимися докладов по вопросам курса дисциплины, решении ситуационных юридических задач, а также возможности выполнения выпускных квалификационных работ по проблемам государственной службы и управления в Республике Казахстан.

Изложенные в настоящей статье методические рекомендации для педагогов, преподающих дисциплину «Государственная служба и управление», будут способствовать эффективному и качественному развитию профессиональных компетенций у студентов юридических специальностей.

Литература:

  1. Е. А. Певцова. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. Учебное пособие. — М.: Издательство Международного юридического института, 2010 г. — с. 272
  2. Базилевич С. В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С. В. Базилевич, Т. Б. Брылова, В. Р. Глухих, Г. Г.Левкин // Наука Красноярья. № 4 (04), 2012. — С. 103–112 / http://scipeople.ru/publication/108493/
  3. Казахстан 2050. 10 глобальных вызовов. / Казахстан 2050. URL: https://strategy2050.kz/ru/page/global10/ (Дата обращения: 13.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Государственная служба, Казахстан, дисциплина, управление, занятие, студент, государственная власть, интерактивная технология обучения, кадровая политика, образовательный процесс.


Ключевые слова

личностно-ориентированный подход, лекционные занятия, интерактивные технологии, государственная служба и управление, лекционные занятия.

Похожие статьи

Этапы становления государственной службы в Республике...

государственная служба, Казахстан, государственное управление, местное самоуправление, кадровая политика, карьерная модель, карьерный рост, позиционная модель, служащий.

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление

В настоящее время процесс управления персоналом в государственных учреждениях

Технология управления персоналом включает обеспечение социального развития...

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Применяя интерактивные методы в учебном процессе, преподаватель сумеет вовлечь практически всех студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система...

Похожие статьи

Этапы становления государственной службы в Республике...

государственная служба, Казахстан, государственное управление, местное самоуправление, кадровая политика, карьерная модель, карьерный рост, позиционная модель, служащий.

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Система управления персоналом в государственном учреждении

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление

В настоящее время процесс управления персоналом в государственных учреждениях

Технология управления персоналом включает обеспечение социального развития...

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Применяя интерактивные методы в учебном процессе, преподаватель сумеет вовлечь практически всех студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система...

Задать вопрос