Библиографическое описание:

Дехконова С. Э., Юсупов Ф. К. Новые педагогические тенденции и проблемы современного социума // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1103-1105.



Подготовка специалистов нуждается в постоянной корректировке, прежде всего в области создания новых современных стандартов, программ, технологий обучения будущих работников. Как отметил Президент И. А. Каримов: «Необходимо совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы, пересмотр образовательных направлений и специальностей в системе высшего и среднего специального образования с учетом требований сегодняшнего дня» [1].

На современном этапе образовательного процесса необходимо, по-нашему мнению, кооперация по обобщению и распространению педагогического опыта. Не следует забывать, что в число его важнейших функций входят: создание новых педагогических фактов и ценностей, расширение области педагогической деятельности и введение в научный оборот новых идей как источника создания и развития педагогических теорий. На современном этапе для непрерывного развития обучаемого и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения, навыки, творческая деятельность) должны быть направлены на активное использование. Поэтому в методике преподавания языков необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию творческих умений учащихся.

В этом плане ориентация на интерактивные технологии формируют учащихся как творческую личность, способную к саморазвитию, самообразованию, к инновационной деятельности.

Слово «интерактив» перешло из английского языка от слова «interakt» («inter» — взаимный, «akt» — действовать). Интерактивный — означает способность взаимодействовать, находиться в общении. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, процесс постоянного, активного взаимодействия учителя и всех учащихся. Интерактивная модель обучения предусматривает модулирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Учебный процесс на уроке организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, предполагается организация и развитие диалогового общения. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Определяющим форматом для анализа новых педагогических тенденций и для поиска, разработки и применения с ориентиром на них образовательных технологий является жизнедеятельность социума в начале 3-го тысячелетия. Прогресс общества характеризуется стремительными цивилизационным, преобразованиям, бурным развитием систем коммуникаций, позитивными и негативными моментами процесса глобализации, универсализацией образа жизни и унификацией модели поведения при всем существующем их многообразии. Расширение, сложность и, в определённом смысле, «агрессивная активность» информационного пространства (в конструктивном и деструктивном аспектах), совершенствование техники для коммуникаций приводят к необходимости поиска, как в теоретическом, так и в практическом плане новых педагогических решений и по проблеме воспитания человека современной постиндустриальной формации.

Необходимость интеграции Узбекистана в мировое сообщество в условиях независимости предполагает вхождение системы образования в более широкое, социокультурное поле и, как следствие, необходимость осмысления всего многообразия педагогических образовательных тенденций. Как отмечал глава государства Каримов И. А., выступая на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», ХХI век — век информационно-коммуникационных технологий и интернета, век все более растущей конкуренции на мировом рынке. «В этих условиях о себе может заявить то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения…» [2].

Вопрос реформирования образовательной системы непосредственно увязывается с решением проблем стабильного и устойчивого, в первую очередь экономического развития современного государства [3]. В докладе ЮНЕСКО, подготовленном специальной комиссией к 50-летию этой организации, раскрываются ведущие тенденции развития образования в современном мире. Основной чертой образования в третьем тысячелетии является новая сверхзадача процесса обучения: учитель (педагог) должен научиться учить тому, чего сам еще пока не знает. Создать реальные условия для решения подобной задачи можно посредством знания и учета основных образовательных тенденций — интеграции, плюрализации, фундаментализации, информатизации, дифференциации, инструментализации, аксиологизации — в процессе формирования содержания и технологий «нового» (адекватного современным условиям) образования. Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей — видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень региона, области, города, школ начальной и средней, колледжа и лицея, вуза. Осуществление тенденций требует серьезного научного осмысления, конкретизации проектирования, конструирования и адаптации программ, учебных пособий посредством (и это главное) определения общей стратегии, переориентации с образования, делающего ставку и опирающегося на память учащегося, на образование, для которого главным является развитие мышления. К примеру, У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» видит главный резерв развития образовательных систем не в том, чтобы развивать вторичную функцию мозга — память, а в том, чтобы развивать его первичную функцию — мышление [4]. Соответствующая этой стратегии смена приоритетов в целевой функции системы образования с задачи простого приращения объема получаемых знаний на задачу повышения их качества, на задачу формирования у школьников и студентов также и способов познания — это проблема сложная, требующая долговременных усилий.

В современной ситуации наиболее распространенными образовательными моделями в настоящее время являются следующие.

«Информационная» (или трансляционная) модель образования, в рамках которой обучающийся выступает как объект образовательного процесса. В соответствии с ней содержание учебно-воспитательных воздействий изоморфно транслируется в систему знаний и умений ребенка (его «Я»).

«Формирующая» (или операциональная) модель примыкает к информационной, основывается на том, что с помощью специального управления умственной деятельностью посредством определенного типа ориентировки можно гарантировать приобретение учащимися знаний и умений с заранее заданными свойствами.

«Развивающая» модель по своим принципам близка к формирующей и направлена на развитие теоретического мышления учащихся за счет специальной организации учебного материала и продвижения по нему как восхождения от абстрактного к конкретному. Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.

«Активизирующая» модель, главной целью которой является активизация познавательной деятельности учащихся посредством повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач, что обусловливает развитие познавательных интересов и творческих способностей ребенка.

«Свободная» модель ориентирована на имманентный рост внутренних резервов обучения, как сопровождение естественного развития ребенка в процессе самоактуализации личности, который осуществляется спонтанно.

«Обогащающая» модель, согласно которой главным приоритетом является возможность наращивания социокультурного индивидуального познавательного опыта ребенка.

Необходима и формируется новая парадигма образования: ученик-предметно-информационная среда-учитель, присущая всем видам образования и всем образовательным системам.

Литература:

  1. Каримов И. А. Конституция Узбекистана — прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. — Ташкент: Узбекистан, 2010. — С. 53.
  2. Каримов И. А. Выступая на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны».
  3. См. http://www.pv.uz/ 20.02.2012 г.
  4. Глассер У. Школы без неудачников. Москва, Прогресс, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): новых педагогических, условие устойчивого развития, важнейшее условие устойчивого, конференции «Подготовка образованного, открытии Международной конференции, Международной конференции «Подготовка, образовательных тенденций, педагогических образовательных тенденций, новых педагогических тенденций, системы образования, развития педагогических теорий, тенденции развития образования, творческих умений учащихся, новых педагогических фактов, образовательного процесса, плане новых педагогических, современном этапе, среднего специального образования, модель образования, развитого поколения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос