Автор: Мишанова Юлия Геннадьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Мишанова Ю. Г. Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 661-665.



Целевое финансирование — важное взаимовыгодное мероприятия, как для донора, так и для акцептора финансовых ресурсов [2]. Это проявляется с одной стороны необходимостью финансовых потоков для получателя, с другой поддержание нормального состояния организации, которая выполняет важную функцию в обществе. Наиболее ярко выраженное целевое финансирование — бюджетное. Бюджетное финансирование играет ключевую роль в социальном государстве, благодаря ему работают учреждения образования, здравоохранения, культуры и пр. бюджетные организации. Однако целевое финансирование может быть доступно и для коммерческих, частных структур [2,4]. Финансирование коммерческих организаций, за счёт бюджетных средств, осуществляется в основном за счёт субсидий и грантов, а также за счёт налоговых льгот, дотаций, субвенций и пр.

На территории Нижегородской области существует ряд мероприятий, направленных на целевое финансирование коммерческих структур, в основе которых лежит как федеральная, так и региональная программы. Основанная доля программ направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства [3]

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства можно разделить по секторам (рис. 1)

D:\Документы\ННГУ\H.W\ответ обл. прокуратуры.jpg

Рис. 1. Схема государственной поддержки малого бизнеса Нижегородской области в зависимости от отраслей хозяйства

На данном рисунке отчётливо видно, что в Нижегородской области имеется несколько сфер хозяйства, которым уделяется приоритет в сфере целевого финансирования — это сельское хозяйство, туризм и инновационное предпринимательство. Прочие же сферы коммерческой деятельности подпадают под общий порядок предоставления финансовых средств из бюджетов всех уровней для поддержки предпринимателей. Стоит отметить, что приоритетные предприятия могут так же участвовать в мероприятиях в общем порядке [3,5]. Однако в последнее время региональный законодатель и правительство Нижегородской области разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, ограничивающие предпринимателей в участии сразу в нескольких отборах по получению грантов. В частности сельскохозяйственным товаропроизводителям (КФХ) будет отказано в предоставлении гранта, направленного на поддержку начинающих фермеров если предприниматель получал ранее какую-либо государственную поддержку, даже льготное кредитование в сфере аграрно-промышленного хозяйства (АПК) [5].

Наиболее распространённым и актуальным источником целевого финансирования микро предприятий является конкурсный отбор на получения субсидии и гранта начинающим предпринимателям [3]. Данная программа федеральная, реализуется региональными правительствами, финансируется коллегиально за счёт средств федерального и регионального бюджетов. Анализируя количество участников и объём финансирования можно сказать, что общее количество заявок на получения субсидии с каждым годом увеличивается, возможно это связано с тем, что информация в предпринимательской среде распространяется со временем, при этом уже участвующие субъекты и получившие финансирования, вновь подают заявки на участие оформляя юридические документы на своих родственников.

Общие принцип участия в данном конкурсе основывается на подачи пакета документов в министерство предпринимательства и потребительских услуг Нижегородской области, или через мульти центры в запечатанном конверте [3]. Законодатель наложил ряд ограничений на предоставление гранта (перечислить) [3,5]

Заявка на участие должна содержать ряд обязательных и не обязательных документов, перечень которых меняется в зависимости от года (табл. 1)

Таблица 1

Документы, необходимые для предоставления на участие вконкурсном отборе начинающих предпринимателей

Годы

Документ

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Заявка на участие в конкурсном отборе

+

+

+

+

+

+

Титульный лист

+

+

+

+

+

+

Опись предоставленных документов

+

+

+

+

+

+

Заявление на предоставление Субсидии

+

+

+

+

+

+

Анкета заявителя

+

+

+

+

+

+

Бизнес-план

+

+

+

+

+

+

Смета расходов

+

+

+

+

+

+

справка, выданной кредитной организацией об открытии расчетного счета заявителю

+

+

+

+

+

+

Копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации

-

-

+

-

+

+

Документ об образовании в сфере предпринимательства

-

+

+

+

+

+

Копии документов, подтверждающих факт приема наемных работников

-

-

-

-

+

+

Копия трудовой книжки

-

-

-

-

+

+

Копии свидетельств о рождении детей

-

-

-

-

-

+

Копия договора аренды помещения с бизнес-инкубатором

-

-

-

-

+

+

Копия лицензионного договора с субъектом народно-художественных промыслов

-

-

-

-

+

+

Копии документов, подтверждающих использование собственных средств

-

-

-

-

+

+

Выписка из ЕГРЮ/ЕГРИП

+

+

+

+

-

-

Справка из налоговой

+

+

+

+

-

-

Справка из ПФР

+

+

+

+

-

-

Справка из ФСС

+

+

+

+

-

-

Критерии оценивания так же изменяются в зависимости от года проведения, при этом анализируя законодательную базу, можно классифицировать данные критерии по постоянным (сфера деятельности, моложёное предпринимательство и др.) и временные (бывшие безработные, наличие рабочих мест и т. д.). Общая доля постоянных критериев превосходит.

Стоит отметить, что данная программа проводит детальную экспертизу документов и малейшие неточности могут явиться причиной отказа в допуске к участию. Решения комиссий за период 2010–2015 годы об отказе к допуску на участие в конкурсном отборе, можем выделить основные: в заявке представлена копия документов, вместо оригинала, не представлен какой либо обязательный документ, представленный документ в иной форме (расчёт по налогам вместо справки об отсутствии задолженности из ФНС), отсутствует подпись или печать на каком либо документе, отсутствии электронного варианта заявки, наличие в выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП ОКВЭД подпадающих под акцизы и пр. более мелки нарушения.

Таким образом, целевое финансирование предприятий малого и среднего бизнеса имеет важное значение для поддержания экономики Нижегородской области, однако получения данной поддержки достаточно сложная процедура.

Выводы:

  1. Целевое финансирование оказывает стимулирующие влияние на организацию и развитие предпринимательской деятельности Нижегородской области.
  2. Целевое финансирование стимулирует развитие не популярных сфер бизнеса (сельское хозяйство, социальный бизнес, производство).
  3. Наблюдается тенденция к ужесточению требований к кандидатом на получение грантов в Нижегородской области, а также усложнение бюрократических барьеров процедуры оформления заявки.

Литература:

  1. Малый и средний бизнес Нижегородской области [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.msp.nnov.ru
  2. Миляков Н. В. «Финансы» М, 2004 г., 543 с.
  3. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2009 г. N 752 «О порядке субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства (гранты), связанных с началом предпринимательской деятельности»
  4. Федеральный закон «О Бухгалтерском учёте» № 402 ФЗ
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): Нижегородской области, целевое финансирование, Целевое финансирование, среднего предпринимательства, выраженное целевое финансирование, целевое финансирование коммерческих, целевое финансирование предприятий, поддержки малого, целевого финансирования, малого бизнеса Нижегородской, получения субсидии, субъектам малого предпринимательства, сельское хозяйство, Бюджетное финансирование, территории Нижегородской области, правительство Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, предпринимательской деятельности Нижегородской, Программы поддержки малого, услуг Нижегородской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос