Библиографическое описание:

Палванова Ф. А. Правда о государственной системе Амира Темура // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 945-947.



С приобретением независимости настало время пользоваться духовным достоянием, созданным нашими великими предками, с огромным уважением вспоминать великих предков, великих мыслителей, оказывать им уважение и почёт.

Особенно на новый уровень поднялось изучение наследия Амира Темура в годы независимости. В 2016 году широко отмечается 680-летие Сахибкирана. Как бы ни было тяжелым, жестоким время и условия, узбекский народ никогда не забудет свою историю, величественных образов предков, всегда будет хранить память о них в своём сердце.

Тогда как в советское время в отношении Амира Темура, а вместе с ним и узбекского народа проводилась оскорбительная политика, за рубежом в память и в честь этого неповторимого человека было издано множество научных работ. Созданы художественно-культурные произведения, проводились международные конференции и симпозиумы, организованы всеобщие организации, открыты музеи, связанные с его именем.

ЮНЕСКО совместно с органами власти Узбекистана стало самоотверженно показывать и знакомить мировую общественность с великим вкладом Амира Темура в историю человечества. Во-первых, это доказывает непререкаемый авторитет нашего прадеда в мировой истории, во-вторых результат стараний Президента И.Каримова на пути восстановления исторического величия и национального достоинства.

В декабре 1995 года было принят указ об объявлении 1996 года годом Амира Темура. Неоднократно были изданы уложения Темура. Восстановлен мавзолей Амира Темура. 22–24 апреля 1996 года в Париже было проведено международное мероприятие под эгидой ЮНЕСКО.

Также в цели Амира Темура в сфере строительства великого государства были включены планы по превращению Средней Азии в в мировой культурный центр. Наряду с множественными военными походами и внутренними политическими мероприятиями проведённых Темуром для достижения своих политических целей также были осуществлены множественные мероприятия социально-культурного характера. В результате технических знаний мастеров творческих изысканий резко изменился облик городов. Были воздвигнуты величественные дворцы, роскошные мавзолеи, мечети и кельи, сады. Строительство величественных зданий оказывало служение славе государства Амира Темура. Поэтому он заказал сделать следующую надпись на портале здания Ок сарой в Шахрисабзе: «Если кто сомневается в нашем величии, пусть посмотрит построенные нами здания».

Если говорить объективно, при даче оценки Темурбеку и его государству мы видим три стороны: первое, Амир Темур так же как Искандер и Чингисхан непобедимый полководец, но в отличии от них он никогда не воевал лицом к лицу с народом или как Александр Македонский не истреблял людей, тогда как можно вспомнить, что македонцы в одной только Зарафшанской долине уничтожили 120 тысяч человек. Другая сторона вопроса в том, что они как Амир Темур широко не благоустраивали и не вели созидательные работы в покоренных ими странах. Херман Ванбери говоря об Амире Темуре и его централизованном государстве в первую очередь принимает во внимание именно эту сторону и приходит к справедливому мнению, что их нельзя ставить в один ряд. Второе, исследователи этой категории прислушиваются не к исторической справедливости, а к идеологии своего государства: если дать правдивую оценку Амир Темуру в сфере проводимой им государственной политики, высказывать открытое мнение о её правовых сторонах, они почувствуют пережитые различные притеснения, но проявив смелость, дадут беспристрастную оценку его справедливым делам. В- третьих эта категория стремится больше очернить Амира Темура. Например, высказанные Грановским по незнанию или намеренно мысли о неграмотности Амир Темура. Раз речь идёт о государственных задачах в «Уложениях», всё более ясным становятся ситуации, связанные с личностью Амира Темура. Противовес к высказываниям о «сложности его личности», «не он сам, время было сложным и противоречивым» встают перед нами во весь рост. В частности, он говорит, опираясь на свой опыт, что совет должен состоять из двух частей, первая –высказанная словесно, вторая — от чистого сердца. «Я просто слышал сказанное, -говорит он,-сказанное же от сердца я всегда воспринимал как совет и всегда прислушивался, и помещал в душу». Для правителей большую пользу приносит истинная информация и правдивое слово, потому что обман разваливает государство. Амир Темур с уважением относился к правдолюбам: «если человек, о каком-либо деле переживая и с умом, я слушал внимательно; если кто-то говорил по-мужски и кратко, прислушивался; если у кого-то спрашивал совета, взвесив все положительные и отрицательные стороны, выбирал правильный и богоугодный» [1].

«Уложения Темура,- пишет Х.Бобоев,- Кодекс Темура, то есть свод направлений законов и правил государства Темура и управления» [2]. Вначале века Д. И. Логофет, изучавший Бухарский эмират под протекторатом, называет его Конституционным документом, а также опираясь на эту мысль, считает, что в 500–600 лет назад в Туркистане появился Конституционный Кодекс [3]. Тожихонов и А.Саидов,- присущий Восточной и азиатской цивилизации, наряду с шариатом в 13–14 веках у народов Средней Азии оказывало решающее влияние на государство, «Ясо» Чингисхана и «Уложения Темура» были отдельной формой и характером конституционным документом» [4].

Построенное Амиром Темуром государство в первую очередь должно было воплотить в себя самую лучшую форму политической системы. Потому что в его понимании не организовав управленческий аппарат и неправильно направив его деятельность, нельзя было управлять обществом, воплотить в его жить ценности ислама, осуществлять текущую службу, крепко и справно держать чиновников. Как указано в уложениях Темура: «В делах империи, прежде всего, необходимо осуществить следующее: 1. Совет. 2.Совещание. 3.Решительный указ, предпринимательство и осторожность. 4. Осмотрительность» [5].

Империя Амира Темура занимает особое место в истории государственности узбекского народа как империя, основанная на единовластии, своей централизованностью, абсолютной монархией. Но с точки зрения государственности можем ли мы сказать, что это государство схоже с формами средневековых западноевропейских абсолютных монархий? Известно, что это государство было государством, опирающимся на Совет, совещание, учитывая мусульманское право подданных на законы и правила.

Можно сказать, что государство Амира Темура восстановило государственную систему Сомонидов, Караханидов, Сельджуков и Хорезмшахов, после долгого времени зависимости восстановило Туркестанское государство. Образовало централизованную систему великого государства в отличии от государственности иных узбеков. Показывает строгость правителя государства, предприимчивость, справедливость, но милосердность, человеколюбца, честного, в жизни побеждает не вражда, а справедливость. В уложениях большое внимание уделено его социально-политическим, правовым взглядам, выбору министров, амиров, девонбеги, областных деванов, беков и их назначение на должности с учётом их происхождения, ума, патриотизма, выдержанности, миролюбия, справедливости, высоких духовных качеств, сметливости, квалифицированности и взаимоотношений с людьми. Он правил государством не с позиции силы, а с позиции воздействия своих решений с позиции справедливости.

Литература:

  1. Темур тузуклари. — Тошкент, Адабиёт ва санъат нашриёти 1996, 26–27-б.
  2. Бобоев Ҳ.Б. Амир Темур ва темурийлар салтанати (ХIV-XV асрларда сиёсий ва ҳуқуқий таълимотлар тарихидан). — Тошкент: Камалак, 1996, 73-б. 3
  3. Логофет Д. И. Страна безправия. Бухарское ханство и его современное состоние. — Петербург. 1909. — С.206
  4. Тажихонов У. Т.,Саидов А. Х. Общая характеристика конституций мира. Конституция мира. Т.1. — Ташкент: Академия МВД, 1997, — С.4.
  5. Темур тузуклари. — Тошкент, Адабиёт ва санъат нашриёти, 1996, 24-б.
Основные термины (генерируются автоматически): Амира Темура, Амир Темур, государства Амира Темура, наследия Амира Темура, годом Амира Темура, отношении Амира Темура, вкладом Амира Темура, мавзолей Амира Темура, цели Амира Темура, государство Амира Темура, личностью Амира Темура, Адабиёт ва санъат, Империя Амира Темура, неграмотности Амир Темура, Амир Темур ва, великого государства, правдивую оценку Амир, Темур тузуклари, узбекского народа, Средней Азии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос