Научно-теоретические основы использования коучинговой технологий в социальной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дарибаева, Р. Д. Научно-теоретические основы использования коучинговой технологий в социальной работе / Р. Д. Дарибаева, К. К. Толегенова, Салтанат Толегенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1101-1103. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28659/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу научно-теоретических основ коучинговой технологии в целом, также рассматривается коучинг как отдельная методика, находящая широкое применение в социальной работе. Авторами приведены определения коучинга, история возникновения и развития коучинга, а также классификация видов коучинга.

Ключевые слова: социальная работа, коучинг, коучинговая технология, коуч-менеджмент, коуч-метод, социальное поведение.

Социальная работа как отдельная профессиональная деятельность направлена на улучшение и преодоление личностных и социальных трудностей людей, социальных групп, посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Имея цель содействовать социальным слоям общества социальная работа использует разные технологии и методики для наилучшей эффективности работы.

Наиболее эффективным в социальной работе является коучинговый подход при работе с клиентами, нуждающиеся в социальной помощи, так как коучинг представляет собой некую систему обучения, основанная на раскрытии собственного потенциала отдельной личности.

На сегодняшний день индустрия коучинга прочно стоит на ногах и динамично развивается. Особенно актуальна тема коучинга в области менеджмента и консалтинга. Само слово «коуч» имеет английское происхождение и дословно переводится как «карета», «репетиторство, подготовка». В общем понимании смысл этого слова — доставить человека туда, куда он стремится. Методика коучинга направлена на обучение тому, как самостоятельно справляться с возникающими проблемами без посторенней помощи, увидеть альтернативные варианты решения личных проблем, посмотреть на них с другой стороны. Не случайно, что большинство коуч-консультантов интерпретируют его как философию, как систему методов и технологий, направленных на постановку целей и максимально быстрого достижения результатов.

Самостоятельно оформленное явление, коучинг возник в Америке в 70-х годах ХХ века.

В современном понимании основоположником коучинга является спортивный тренер Тимоти Голвер, автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Концепция впервые была изложена в книге «Внутренняя игра в теннис», которая была издана в 1974 году. Суть концепции спортивного тренера состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника и «если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет» [1].

В 1980-х годах коучинг начал активно применяться в бизнесе. Этому свидетельствует концепция Дж.Уитмора, один из последователей Т.Голви, основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге, который развил идею применения коучинга в бизнесе. Труд Дж.Уитмора (“Coaching — новый стиль») стал первой книгой по коучингу, изданной на русском языке.

По П.Эрику коучинг определяется следующим образом: «Коучинг — это процесс, который облегчает обучение и развитие и, таким образом, повышает эффективность».

С данным подходом к коучингу соглашается М.Дауни в своей работе «Эффективный коучинг: уроки для коучей»: «Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».

Так же представляется другой подход к коучингу в социальной работе Дж.Доннера и М.Вилера, которые сравнили работу коуча с деятельностью акушерки: «Коучинг — это взаимодействие, в котором коуч ведет себя как акушерка — поддерживает, ободряет и помогает клиенту посредством собственного опыта, пока не удостовериться, что он достиг уровня эксперта и человека, который способен делать задуманное реальностью».

Из отечественных авторов книг, опубликованных на русском языке по коучинговой технологий, первыми были А. Д. Савкина и М. А. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать». Авторы лаконично определили коучинг как один из видов психологического консультирования, которое занимает важное место в социальной работе [2].

Психологическое консультирование как технологический способ решения социальных задач — процедура, которая часто используется в социальной работе, путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи.

Курт Левин широко признан как основатель социальной психологии. Он считал, что поведение человека связано не только с его личностными характеристиками, но и с его социальным окружением. Сегодня кажется, что это положение очевидно, но оно шло вразрез с психологической мыслью того времени. Тогда бытовало мнение, будто мотивы человеческого поведения в основном зависят от внутренних побуждений [3].

Модель К. Левина — это способ наблюдения за происходящим. Она согласуется с подходом Тимоти Голлви (Т. Gallwey), который тот назвал «внутренней игрой». Сам Т. Галлви утверждает, что всю проделанную им работу отражает одна единственная фраза: «Я нашел лучший способ изменения». Тимоти Голви полагает, что изменение начинается с осознания. А под этим он понимает «точное знание настоящей ситуации». Как только вы ее поняли, можете приступать к осуществлению перемен. Тимоти Голви утверждает даже, что лишь само это осознание ситуации уже создает изменение. Модель К. Левина в данном случае работает на уровне повышения осознания. Для того чтобы составить модель, необходимо сначала внимательно присмотреться к происходящему, проанализировать ситуацию и полностью прояснить ее. Иногда этого уже бывает достаточно для запуска процесса изменения.

Многие авторы, говоря о коучинговой технологий в социальной работе, в первую очередь обращают внимание на психологические факторы. Так, Н.Самоукина и Н.Туркулец трактуют коучинг таким образом: «Психологический коучинг — это построение внутренней психотехники существования человека, формирование его осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, его способности по-настоящему любить себя и свою жизнь» [4].

Современный коучинг стал сегодня таким, какой он есть, также во многом благодаря исследованиям эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмена.

В дальнейшем, с развитием теоретической базы и с расширением сферы применения, термин «коучинг» стал распространяться на значительно большее количество сфер деятельности, связанных с поучением, наставничеством, инструктированием и консультированием.

Коучинг (англ. сoaching — наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) — это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основные общепринятые значения термина таковы:

– индивидуальное консультирование в спорте высших достижений;

– особый стиль руководства, направленный на развитие;

– форма индивидуального и группового консультирования для проект-менеджеров и руководящих работников среднего и высшего уровней.

В английском варианте слову «сoaching» можно сопоставить «co-achieving» — содостижение, содействие. Это наиболее точно отражает понимание процесса коучинга как совместного действия консультанта и клиента [5].

Разработано несколько основные классификации видов коучинга.

  1. Индивидуальный коучинг основан на работе с персональным тренером. При этом охватывается самый широкий спектр направлений, от личного роста в бизнесе до гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой.
  2. Специализированный. По своему пониманию он находится рядом с индивидуальным, но имеет конкретную направленность либо в каком-то аспекте жизни, как, например, достижение карьерного роста, работа со стрессовыми ситуациями и т. д. — либо в конкретном направлении деятельности: банковская структура, маркетинг, управленческий аппарат. Так существует коучинг для высшего звена менеджмента. Он также близок к индивидуальному, но подразумевает работу менеджерского состава предприятия в коуч-сессиях или семинарах по повышению профессионального уровня, разработке бизнес-планов, оценке достигнутых результатов.
  3. Командный или бизнес коучинг направлен на создание внутренних коммуникаций на предприятиях и фирмах. Любой бизнес чаще всего — это командная деятельность. Когда команда сплочена и настроена на достижение одного результата, ее эффективность намного выше. Научиться работать в команде, достигать поставленные цели, исключить конфликтные ситуации, создать рабочую и психологически комфортную ситуацию в коллективе — это основные цели командного коучинг [6].

В последнее время данный метод эффективно используется и в социальных сферах. Специалисты в сфере социальной работы решают задачи обязательно с учетом личностных моментов своих клиентов.

Социальный работник как компетентный специалист вмешиваясь в частную жизнь клиента обязан оказать максимальную помощь в обучении его к самостоятельности в решении задач, помочь с адаптацией к изменчивым внешним обстоятельствам, развить необходимые способности и навыки для получения результата. Здесь и используется методика коучинга.

Технология коучинга является инновационной технологией в социальной работе.

Коучинг считается универсальным методом в достижении целей и решении разного рода проблем в любых отраслях человеческой жизни: бизнесе, образовании, физическом здоровье, карьере, межличностных отношениях, семье и др.

Коучинг как социальная технология позволяет формировать социальные реакции индивидов посредством специализации активности.

Использование технологии коучинга в социальной работе позволяет структурировать процесс достижения наилучших результатов.

Технология коучинга обеспечивает долгосрочность достигаемых личностных преимуществ, адаптируя индивида к высокой эффективности [7].

В социальной работе коуч-метод используется таким образом, что на каждой встрече, тренинге клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра [8].

Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.

”Основной отличительной особенностьюкоучингаявляется то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно,коучвовсе не обязательно — эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей» [9].

Цель коучинга — не переделывать человека, а раскрывать его потенциал. Вот почему коуч не дает готовых советов и рекомендаций, а помогает клиенту найти собственные решения актуальных проблем [10].

Фокусом мотивации в стиле коучинг, как отмечалось ранее, является процесс выстраивания сотрудниками организации личностно значимых целей в работе. Цели являются источником мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие как сознательные, так и бессознательные ресурсы личности

Первое, что должен сделать специалист, — обрисовать примерную картину будущего. Это приблизительное представление о том, что человек хочет пережить, где он мечтает оказаться, а не какая-то вполне определенная цель. При этом руководитель-коуч задает вопросы о возможностях (например, «Как вы хотите, чтобы все было?»).

На основе примерной картины будущего руководитель-коуч и сотрудник проводят далее совместную работу над запросом последнего — целью или проблемой. Задача руководителя-коуча здесь (о чем упоминалось ранее) — подвести сотрудника к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работе над целью может быть посвящено несколько бесед.

Итак, клиент с помощью руководителя-коуча сформулировал свою цель. Но для того, чтобы она воплотилась в жизнь, цель должна быть представлена в так называемом «формате конечного результата» [11].

Литература:

  1. (Томашевская Ю. Н. Коучинг как основа инновационного способа развития и управления// Материалы международной научной конференции «Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования». — Санкт-Петербург, 2013 г.
  2. А. Савкин, М. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать», // С-Пб.: Речь, 2003.
  3. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / [сост. М. А. Данилова, Е. В. Фролова]. — СПб., 2003.
  4. Н. Самоукина, Н. Туркулец. “Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса”, // С-Пб.: Питер, 2004.
  5. Рогачев, С. А. Коучинг: возможности применения в бизнесе / С. А. Рогачев. — Ростов н/Д, 2003.
  6. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  7. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  8. (Социальная работа с лицами, пережившими насилие в семье)
  9. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  10. Основы коучинга: учеб.посбие/ Т. А. Никитина, М. А. Шаталина. — Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007.-184 с.
  11. Курпас, Л. В поиске индивидуального стиля коуча / Л. Курпас // Персонал-Микс. — 2002. — № 5. — С. 103.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, клиент, работа, бизнес, Внутренняя игра, примерная картина будущего, проблема, психологическое консультирование, русский язык, спортивный тренер.


Ключевые слова

социальная работа, коучинг, коучинговая технология, коуч-менеджмент, коуч-метод, социальное поведение

Похожие статьи

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Сказкотерапия как метод психологической помощи в коррекции поведения детей

Анализируются различные позиции, существующие в психологии, относительно современной сказкотерапии, с установкой на выявление недостаточно разработанных теоретических основ этого метода. Опираясь на концепции Ф. Е. Василюка относительно важности разв...

Понятие «тренинг» и его структура

В мировой практики тренинговые технологии в обучение применяется уже более 100 лет. Однако, в нашей стране данное направление считается молодым и только формирующимся [10, с. 27]. В связи с этим возникает необходимость дать определение понятию «трени...

Этические и деловые аспекты хайп-маркетинга

В этой статье рассматривается хайп-маркетинг как способ воздействия на покупателя. Даются краткие теоретические основы, а также разбирается пример использования хайпа для продвижения своей продукции на рынке компанией Cylance. Далее предоставляются х...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Похожие статьи

Проблема внедрения коучинга в систему управления персоналом в организации

В данной статье рассмотрены модель коучинга и проблемы внедрения коучинг-метода в обучении персонала организации для повышения профессиональных качеств. Также приводятся пути решения проблем внедрения коучинг-метода.

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Сказкотерапия как метод психологической помощи в коррекции поведения детей

Анализируются различные позиции, существующие в психологии, относительно современной сказкотерапии, с установкой на выявление недостаточно разработанных теоретических основ этого метода. Опираясь на концепции Ф. Е. Василюка относительно важности разв...

Понятие «тренинг» и его структура

В мировой практики тренинговые технологии в обучение применяется уже более 100 лет. Однако, в нашей стране данное направление считается молодым и только формирующимся [10, с. 27]. В связи с этим возникает необходимость дать определение понятию «трени...

Этические и деловые аспекты хайп-маркетинга

В этой статье рассматривается хайп-маркетинг как способ воздействия на покупателя. Даются краткие теоретические основы, а также разбирается пример использования хайпа для продвижения своей продукции на рынке компанией Cylance. Далее предоставляются х...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе

Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Задать вопрос