Библиографическое описание:

Варюха А. О., Сурженко Л. В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 3-5.



Проблема экономической безопасности стала актуальна в России с начала 90-х годов в момент распада СССР. Такой переход страны на новый лад, как правило, сопровождается развалом устаревших институтов и формированием новых.

Обеспечение экономической безопасности подразумевает гарантию независимости страны, правовую обеспеченность и стабильность общества, защиту от коррупционных составляющих, устойчивую способность государства обеспечить ресурсами граждан и умение реализовать имеющиеся богатства с целью дальнейшего развития не только самой экономики, но и других сфер жизни. Оценка экономической безопасности является определяющим критерием развития государства. Это значит, что экономика охватывает все стороны жизни общества, является звеном каждой функционирующей системы в государстве, поэтому, анализируя одну из этих систем, нельзя обойти ее экономические аспекты [3].

Выделим основные показатели экономической безопасности, характерные для России: достигнутый уровень ВВП (особенно удельный); ВНП; структура экономики страны, в том числе характеристика технологического уровня; структура внешней торговли; расходы государственного бюджета на образование, науку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); валютную и финансовую безопасность; уровень благосостояния населения; достигнутый уровень по каждой из отраслей и многие другие. Именно эти показатели помогают понять текущее состояние экономики и выделить существующие недостатки, которые могут представлять настоящую угрозу для экономической безопасности нашей страны.

Угрозы экономической безопасности — это такие явления и процессы, которые отрицательно воздействуют на экономику страны, препятствуют реализации экономических интересов личности, общества и государства, создают опасность национальным ценностям и дестабилизируют социально-экономическое положение в обществе.

В государственной стратегии экономической безопасности РФ определены наиболее вероятные угрозы, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти. К ним относятся:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения, рост уровня бедности, которые ведут к нарушению общественного согласия и социальной сбалансированности. Относительное социальное равновесие может быть нарушено в результате существования некоторых факторов: разделение общества на богатых и бедных, неуверенных в своем положении в будущем; увеличение числа городских бедных в сравнении с проживающими в сельской местности; рост безработицы; задержка выплаты зарплаты работникам; банкротство предприятий [5].
  2. Деформированность структуры экономики России, вызванная следующими факторами: низкая конкурентоспособность российских предприятий; усиление топливно-сырьевого курса экономики; преобладание добычи полезных ископаемых в сравнении с поисками их новых месторождений; свертывание производства отраслей обрабатывающей промышленности; отсутствие научно-технического прогресса; захват внутреннего рынка России иностранными компаниями, покупка иностранными фирмами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков [9].
  3. Усиление неравномерности экономического развития регионов, которое препятствует межрегиональной интеграции, разрушает единое экономическое пространства.
  4. Криминализация общества и его деятельности.

Таким образом, основными причинами возникновения угроз экономической безопасности России являются:

  1. Отстающий в развитии промышленный сектор страны;
  2. Низкий уровень конкурентоспособности отечественных товаров на мировом и отечественном рынках;
  3. Значительные ценовые диспропорции, обострившиеся в процессе либерализации отечественной экономики;
  4. Сложное положение отраслей, снабжающих потребительский рынок (легкая и пищевая промышленность, машиностроение, отрасли оборонного комплекса);
  5. Развитие теневой экономики [1].

Оценивая некоторые статистические показатели, можно судить о масштабах воздействия угроз экономической безопасности страны. Так, например, по данным Росстата уровень бедности в России достиг своего максимума в 2008 г., а в 2013 г. доход ниже прожиточного минимума был у 12,5 млн. чел., то есть у 9 % населения, в 2014 г. — у 19,8 млн. чел., то есть у 14 %. В 2015 г. этот показатель достиг 16 % (без учета сведений по Крыму и Севастополю). Анализируя эти показатели, можно понять, что с 2013 г. произошел почти двукратный рост числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Причины — повышение потребительских цен и, как следствие, прожиточного минимума. Если в первом квартале 2014г., по официальным данным, можно было прожить на 7688 руб., то год спустя требовалось уже 9662 руб. [2].

Нужно изучить назревшие за последние годы проблемы в экономике страны, чтобы понять причины стремительного увеличения числа бедных. Так, например, экономический рост заметно уменьшился, а потом и вовсе перешел в рецессию. В 2014 г. ВВП России увеличился всего на 0,6 %, в 2015 г.сократился на 3,7 %, а на конец 2016 г. прогнозируют спад ВВП на 0,5 %. Стоит отметить, что в рамках государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации рост ВВП является ключевым моментом, и опыт других стран это подтверждает. Преградой на пути России к выходу из экономического кризиса становится также рост теневых экономических отношений, которые превращают национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики [4, 6, 8].Теневая экономика возникает из-за пренебрежения экономическими интересами населения со стороны государственных органов. А если государство не может насытить общество необходимыми благами сферы потребления за счет легально действующего производства, то неизбежно формируется подпольная экономическая деятельность, борьба с которой не может увенчаться успехом при отсутствии желания самого государства изменить сложившуюся ситуацию, с позиций формирования целесообразного и оправданного налогового режима для национальных производителей товаров и услуг [7].

В современных условиях гарантия экономической безопасности — это главное условие для устойчивого социально-экономического развития национальной экономики. Современные угрозы экономической безопасности проявляются на различных уровнях развития социально-политической системы государства. Основная задача этой системы — обеспечить необходимый учет и контроль установленной системы угроз и своевременная их ликвидация [1].

На наш взгляд, ввиду множества эндогенных и экзогенных факторов и угроз, способных дестабилизировать современное социально-экономическое положение в российском обществе, необходимо консолидировать весь интеллектуальный потенциал нашего общества, а именно силы органов власти, науки и предпринимательства. Развитие принципиально новых форм сотрудничества, ориентированных на конструктивный диалог и сотрудничество органов власти с национальными экономическими субъектами, в вопросах выявления и предупреждения дестабилизирующих факторов, является основой социально-экономической и политической стабильности любого общества.

Литература:

  1. Костин В. И., Косыгин А. Б. О некоторых факторах, влияющих на национальную безопасность России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — 2012. — № 2. — С. 232.
  2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 13.04.2016).
  3. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
  1. Роль маркетинга в повышении эффективности работы предприятия в условиях современной рыночной экономики / Мартынов Д. И., Андреев С. Ю. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа. 2015. — С. 129–132.
  2. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  3. Промышленный шпионаж в современной экономике и угрозы для отечественного бизнеса / Андреев С. Ю., Федянин А. А. // Наука сегодня: проблемы и перспективы развитиясборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 3 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 110–112.
  4. Агропродовольственный рынок России: проблемы и перспективы / Власова Н. В., Шейко Е. В. // Наука сегодня: реальность и перспективы материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». — 2016. — С. 117–119.
  5. Промышленный шпионаж в современной экономике / Красникова А. В., Блоховцова Г. Г. // В сборнике:ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 66–68.
  6. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–2 (18). — С. 258–262.
Основные термины (генерируются автоматически): экономической безопасности, угроз экономической безопасности, научно-практической конференции, прожиточного минимума, экономической безопасности России, социально-экономического развития, Международной научно-практической конференции, международной научно-практической конференции, статей Международной научно-практической, экономической безопасности страны, показатели экономической безопасности, Проблема экономической безопасности, структуры экономики России, Обеспечение экономической безопасности, Оценка экономической безопасности, Угрозы экономической безопасности, стратегии экономической безопасности, структура экономики страны, угрозы экономической безопасности, гарантия экономической безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос