Автор: Милославский Владимир Германович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Милославский В. Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 594-597.



Молодежное предпринимательство, и предпринимательство как таковое является одной из актуальных сфер поддержки, как на региональном, так и на федеральном уровне. Главное противоречие предпринимательства как такового: с одной стороны, представители малого и среднего бизнеса в цивилизованном мире представляет основу среднего класса, основу стабильности общества, а с другой, — в нашем обществе ограничены условия и возможности для развития молодежного предпринимательства.

Проблематика молодежного предпринимательства приобретает все большую актуальность, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Действующие предприниматели видят в молодежи, очень мощный и динамичный ресурс развития. Молодежь крайне восприимчива к новым технологиям, активно ими пользуется, и не видит рамок при взаимодействии с новыми ресурсами при их возникновении. Мир информационных технологий, который сейчас активно проникает во все сферы жизни — это мир молодежи и подрастающего поколения. Для реализации потенциала молодежного предпринимательства следует следовать трем приоритетам: вовлечение молодежи в социальную практику и его информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Важным эффективным механизмом реализации этих направлений является вовлечение молодых людей в предпринимательство — основной ресурс инновационного развития экономики и общества при переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу развития общества.

Новый средний бизнес это основа среднего класса, который должен составлять 60–80 %, а в РФ он составляет не более 20–25 %. Основная проблема заключается в том, что существуют противоречия между необходимостью формирования среднего класса, и ограниченностью условий развития молодежного предпринимательства, а также, к сожалению, во многом формальный подход в его продвижении.

Молодежь привлекает в малом бизнес те возможности, которые предоставляет рыночная экономика, новые пути самореализации и достижения жизненного успеха. У молодых людей больше шансов сделать карьеру в бизнесе, что связано с распространенной в молодежной среде ориентацией на успех, на сегодняшний день присущие большинству молодых людей и девушек, как: инициативность; мобильность; склонность к риску; способность учится и переучиваться; стремление к новизне и другие.

Результаты социологического опроса проведанного среди студенческой и рабочей молодежи показали, что подавляющее число респондентов (56 %) от числа опрошенных хотели бы занимается предпринимательской деятельностью [2].

Даже в тех регионах, которые являются стратегическими в плане освоения территорий существует нереализованность потенциала как населения так и территорий. Согласно статистическим данным количество зарегистрированных малых предприятия на 1 января 2011 года [3], в расчете на 100 тыс. населения на территории ДФО составило — 154, 5.

Исходя из системных представлений, целесообразно рассмотреть задачу вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность на нескольких уровнях (анализа): личность субъекта деятельности; Мотивация субъекта деятельности; среда, в которой ему предстоит действовать.

Для ведения бизнеса необходимо совпадение, по крайней мере, 3-х условий: наличие у субъекта индивидуально-психологических свойств, личностных особенностей, способностей и т. д.; мотивация субъекта (может быть внутренний и/или внешней); наличие среды, которая характеризует определенный набор свойств, показателей и характеристик. Именно свойства и особенности среды предприниматель использует для решения своих задач, в том числе и для «изобретения» нового бизнеса.

Также, стоит отметить, В настоящее время существует ряд показателей, определяющих степень благоприятности инновационной среды для предпринимательства: экономическая свобода; конкурентная среда; совокупность условий для развития малого бизнеса; правовые основы защиты интеллектуальной собственности; доступность венчурного капитала; отсутствие бюрократических барьеров; защищенность от криминала и коррупции; лояльное отношение общества к коммерческому успеху; механизмы исполнения контрактов [8].

В каждом конкретном случаи получается своя совокупность этих условий и соответственно, свой эффект (в виде той или иной степени успеха). Наибольший результат как для самого предпринимателя, так и для его окружения (экономики, социума в целом) обеспечить такое сочетание основных условий осуществления предпринимательской деятельности, когда будут взаимодополняющим благодаря чему усиливаются позитивные факторы, и нейтрализуются негативные.

В связи с тем, что далеко не каждый молодой человек, изначально обладает набором всех этих свойств и качеств, необходимо проводить подготовку молодежи, а именно: в школах и высших учебных заведения должно проводится бизнес обучение; гарантированное поддержание таланта в школах, ссузах, вузах; организация встреч молодежи с успешными бизнесменами. В результате, в совокупности всех обучающих, воспитательных, развивающих и иных воздействий, формируется личность предпринимателя, с определенным набором, совокупности личностных качеств.

Эта модель способна обеспечить единство всего образовательного пространства — процессов создания, восприятия, оценки, освоения и практического применения знаний, когда инновационный процесс начинается с формирования предпринимательского мышления, и сопровождается, на некоторых его этапах, производством и реализацией инновационной продукции.

С точки зрения партнерских отношений между обществом, властью и бизнесом в модели Государственно-частного партнерства (ГЧП), на которое делается большая ставка, есть развитие, однако происходит оно крайне медленно. Основной причиной является не заинтересованность регионов ускорено вводить показатели KPI по внедрению ГЧП, а также целый ряд вопросов который встает из-за внедрения, а также декларативность уже принятых показателей и планов по ним: в ряде регионов отсутствуют инвестиционные площадки, планы развития инвестиционной политики: несовершенство законодательной базы в области предпринимательства, ГЧП и инвестирования, несовершенство законодательства в области молодежного предпринимательства; декларативность мер поддержки, декларативность намерений к изменениям; апробация проводится лишь в части регионов, а опыт не ретранслируется; наличие административных барьеров; истории успеха молодых предпринимателей с государственной поддержкой более единичны, нежели системы, однако активно продвигаются в СМИ и медиа [9]; противоречия в региональных элитах.

Важнейшей особенностью малого и среднего бизнеса является его к освоение инвестиций, высокая скорость оборота средств, активная инициативная деятельность. Вместе с тем, ему свойственны, относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложность внедрения новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск.

Анализ проблемы и предлагаемые пути решения. Серьезной проблемой в развитии бизнеса, наряду с коррупцией, стала проблема преодоления так называемых административных барьеров. Под ними понимаются специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенствованием государственного регулирования и контроля, либо сознательное ущемление отдельных органов или чиновников.

Можно сгруппировать существующие проблемы предпринимателей в пять основных видов:

− законодательный (связанный с недостаточность финансовых ресурсов для развития бизнеса, инфляция, сложность получения кредита и его высокая процентная ставка, высокая стоимость аренды и оборудования);

− административный (связанный с наличием административными барьерами и коррупцией.);

− кадровый (связанный со сложностью в подборе квалифицированных кадров для бизнеса, самой подготовкой предпринимателей, а также подготовкой специалистов, органов государственной власти и местного самоуправления взаимодействующие с предпринимателями, по роду выполняемых функций;

− информационный (связанный с отсутствием или проблемами в получение информации о поддержки бизнеса, существующих программах, семинарах, правовой документации и тому подобному).

Наиболее значимой проблемой для развития предпринимательства является — экономика. Предприниматели на первое место определяют проблемы «высоких налогов».

Актуализация предпринимателями проблемы «высоких налогов» носят под собой объективную основу, так с 2010 году ЕСН (Единый социальный налог) заменен оплатой страховой взносов в ПФ (Пенсионный фонд), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а с 1 января 2011 года размер страховых взносов для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, увеличился с 26 % до 34 %. В результате всех нововведений, налоговая нагрузка на бизнес возросла на бизнес в 2011 году в 2–2,5 раза. А с 2012 года увечилась в 3–3,5 раза. С 2016 года планируется очередное повышение. А к 2021 нагрузку на ИП предлагают удвоить в рамках антикризисного плана, что по большому счету противоречит «антикризисности» с одной стороны, и если такие меры будут введены, то если и принесет пользу бюджету, то лишь на оперативном уровне, в перспективе малое и среднее предпринимательство будет истощаться как класс [4]. С 2012 по 2013 по данным СМИ закрылось 650.000 ИП [5], тенденция к закрытию наблюдалась и в 2014 и в 2015 годах [6]. Сегодня данные меры не только не способствуют бизнесу, они «просто смертельны для российского предпринимательства», малый бизнес оказывается не только в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а по сути, на грани банкротства и «вымирания».

Наряду с налоговыми проблемами, вызывает озадаченности и такие проблемы, как: подбор квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, высокая стоимость аренды помещения, нехватки оборотных средств, проблема в получении кредита.

В России действуют малые предприятия, основная специфика которых — торговля [1]. Необходимо создавать предприятия производственного сектора экономики. Для этого необходимо: отменить налогообложение для молодых предпринимателей сроком на 5 лет, но только в производственном секторе, а также увеличить доступность льготного кредитования на открытие бизнеса; расширить спектр объема и доступность банковского кредитования; снижение банковских процентных ставок за счет дальнейшего развития гарантийного механизма и субсидирования банковских процентных ставок; упростить процедуру получения микрозаймов малому и среднему бизнесу, развивать новые кредитные продукты, в том числе предоставлять беззалоговые займы; использовать механизмы кредитования под государственные и муниципальные заказы.

Молодым предпринимателям необходима финансовая, информационная и консультационная поддержка, но мало кто к ним прибегает, так как помощь, как показывает практика, чащу всего, выборочная и не системная. Это свидетельствуют об отсутствии стратегии системность и комплексности поддержки, обеспечивающие пропорционально развитие элементов внешней и внутренней предпринимательской среды.

Предложения по развитию молодежного предпринимательства:

− введение факультативных занятий с целью профориентации «Основы предпринимательской деятельности» «профориентация и обзор рынка труда»;

− организация на базе образовательных учреждений учебно-деловых центров молодежных инициатив, основной целью которых является формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства, и умение применять их на практике при организации нового бизнеса; организация регулярных встреч в учебных заведениях с молодежью успешных бизнесменов региона; для создания и развития инфраструктуры начинающих предпринимателей, на территории городов необходимо создавать советы молодых предпринимателей; посредством СМИ формировать «моду» на молодежное эффективное предпринимательство.

На территории РФ есть значительный потенциал реализации молодежи, которая проявляет рыночную активность, и желание занимается предпринимательской деятельностью. Такую тенденцию и настроения можно проследить по количеству аудитории предпринимательских сообществ и их популярность. В среднем по результатам поиска в социальной сети «Вконтакте» по поисковым запросам «миллионер», «бизнес сообщество», «бизнес для молодежи», «бизнес с нуля», «инвестиции», «бизнес успех» аудитория превышает 1 млн. человек на 1 группу [7].

Роль государственной политики в отношении начинающих предпринимателей, должна заключатся в том, что в рамках мер поддержки для открытия собственного бизнеса, следует предусматривать взаимоувязку бизнес обучения бизнес консультирования и предоставление льгот и кредитных гарантий. Молодежное предпринимательством же можно воспринимать при грамотное поддержки, снятии административных барьеров, создание оптимальных и удобных условия для ведения деятельность в производстве как будущий средний класс, который принесет государство гораздо большее со временем, чем и сейчас через повышение нагрузки через различные инструменты.

Литература:

  1. Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: http://dmoshans.ru/ Дом молодежных организаций «Шанс» [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: http://pandia.ru/ Платформа авторских материалов «Пандиа» [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/ [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Газета.ру» http://www.gazeta.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «РБК» http://www.rbc.ru/ [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: https://vk.com социальная сеть «Вконтакте» [Электронный ресурс]
  8. Теория и практика управления в социально-экономических системах: Материалы четвертой научно-практической конференции (10.03.10) Челябинский государственный университет. — Челябинск, 2010. Под редакцией к. т. н. Старцева Ю. Н.
  9. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. — М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016 http://p3institute.ru/netcat_files/18/28/raytingREG2016_B5_Block_04_04_2016_web_1.pdf [Документ электронного доступа]
Основные термины (генерируются автоматически): молодежного предпринимательства, развития молодежного предпринимательства, среднего класса, молодых людей, молодых предпринимателей, административных барьеров, развития ГЧП», «Центр развития ГЧП», Молодежное предпринимательство, Ассоциация «Центр развития, развития бизнеса, высокая стоимость аренды, проблемы «высоких налогов», среднего бизнеса, Проблематика молодежного предпринимательства, развития предпринимательства, банковских процентных ставок, потенциала молодежного предпринимательства, развития среднего класса, развития малого бизнеса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос