Авторы: Баранник Наталья Валерьевна, Чебарыкова Анна Вадимовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Баранник Н. В., Чебарыкова А. В. Научно-профессиональное сообщество как модель организации профессионального общения будущего специального психолога // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 873-875.



Профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий (педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов и др.) предполагает формирование и развитие у студентов широкого диапазона свойств и качеств, относящихся к социально-психологической компетентности. Образование предполагает реальное соединение знаний с той личностью, которая этими знаниями овладевает, и, соответственно, достижение этой личностью способности компетентно использовать эти знания в практической деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что у значительной части студентов собственный опыт взаимодействия с педагогами (в большинстве своем «профессионально выгоревшими») в условиях образовательных учреждений носит негативный оттенок. Кроме того, опыт общения с практическими психологами у подавляющего большинства студентов либо вовсе отсутствует, либо ограничивается участием в проведении тестирований. По данным проведенного нами опроса ни один из студентов первого курса не имеет клиентского опыта участия в индивидуальных консультациях, а опыт участия в групповых мероприятиях (тренингах) отличается поверхностностью.

Таким образом, не имея ясной и внятной, позитивно окрашенной модели профессионального общения, будущий специальный психолог испытывает значительные трудности в выработке собственного стиля профессиональной деятельности. В сложившихся условиях выходом может стать такая организация образовательного пространства в вузе и на базе проведения практики, которая стала бы моделью полноценного, качественного профессионального общения.

Конструирование образовательного процесса должно строиться на использовании имеющихся ресурсов, основными из которых являются:

– активная жизненная позиция студентов — ответственных субъектов образовательной практики и развития социума в целом;

– высокий уровень развития профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры

– высокий профессионализм методистов образовательного учреждения, где студенты проходят практику.

Освоив эту модель, студенты смогут транслировать ее не только по месту своей будущей работы, но и переносить ее в широкое социальное окружение.

С этой целью был разработан проект, направленный на создание и реализацию особой создание научно-профессионального сообщества как модели взаимодействия студентов-дефектологов (специальных психологов), преподавателей и специалистов-практиков. Мы предполагаем, что созданное нами научно-профессиональное сообщество, включающее студентов разных курсов, различных уровней обучения (бакалавры, магистранты), преподавателей, практикующих в области психологии и смежных научных отраслях, а также специалистов образовательных учреждений (педагогов, психологов, дефектологов) и руководителей (завучей и методистов) позволит разрешить обозначенное ранее противоречие.

В качестве базы реализации проекта нами был определен факультет психологии и социально-гуманитарных технологий (ФПиСГТ) Тихоокеанского государственного университета (ФГБОУ ВО «ТОГУ») и краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат № 5» г. Хабаровска.

Цель проекта: разработать и апробировать модель организации профессионального общения студентов-дефектологов (специальных психологов) и других участников образовательного пространства вуза и школы.

Задачи проекта:

  1. Провести исследование представлений участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, специалистов, руководителей) по вопросам проблем и путей повышения качества профессиональной подготовки будущих специальных психологов.
  2. На основе изучения мнений выявить имеющиеся лакуны и разработать положение о научно-профессиональном сообществе студентов, преподавателей ФПиСГТ и образовательных учреждений.
  3. Разработать программу мероприятий, в рамках которой будут опробованы различные техники и технологии профессионального общения будущих специальных психологов.
  4. Решить вопросы кадровой оснащенности и материально-технического обеспечения программы.
  5. Реализовать программу и представить полученный опыт к обсуждению.

В рамках реализации проекта нами проведено исследование представлений студентов о профессионально важных и личностно важных качествах специального психолога, которые могут быть сформированы в ходе учебного и внеучебного взаимодействия с наставниками (преподавателями и специалистами-практиками); выявлены проблемы, мешающие полноценному профессиональному и личностному общению всех субъектов образовательного пространства. В рамках нашего мини-исследования мы попытались, с одной стороны, привлечь внимание к острым, а порой и болезненным аспектам профессиональной этики взаимоотношения студента и преподавателей, специалистов-практиков, а с другой — проинтерпретировать ту конкретику реального взаимодействия и общения, которая могла бы вскрыть особенности личностного развития студента специального психолога, специфику его профессионального становления в условиях реального образовательного процесса. Остановимся на некоторых результатах.

Что студенты ждут от своих наставников?

– быть внимательнее к каждому студенту — своевременно выявлять «группу риска», оказывать поддержку в трудной жизненной ситуации;

– уделять внимание приемам саморегуляции своего психоэмоционального состояния, контролировать негативные проявления;

– предлагать дополнительные практико-ориентированные курсы, направленные на самопознание, развитие личности, коммуникативной компетентности и пр.;

– расширять возможности внепрофессионального общения.

Что студенты готовы сделать для оптимизации профессионального общения?

– перестать воспринимать учебные дисциплины и практику через призму отношения к преподавателю и специалисту;

– больше доверять наставникам и сокурсникам, делиться с ними своими проблемами и переживаниями, стремиться узнавать новое об окружающих, искать поддержки и помощи ото всех субъектов образовательного процесса;

– самосовершенствоваться через участие в дополнительных занятиях, тренингах, мастер-классах, получать дополнительное образование в сторонних учреждениях;

– задавать больше вопросов, проявлять интерес к изучаемым дисциплинам и практике, стараться найти интересное в предметах, дающихся с трудом;

– не бояться конфликтов, научиться решать их продуктивно, не скрывать свою личностную позицию по ключевым вопросам происходящего;

– бережнее относиться к нервной системе преподавателей, готовиться к занятиям, не разочаровывать их, предупреждать профессиональное выгорание;

– инициировать и активизировать совместную деятельность в профессиональной и научной сфере (формулировать запросы о необходимых тренингах, мастер-классах, кружках и других сообществах, проявлять готовность к деятельности);

– проявлять творчество, совместно с наставниками разрабатывать интерактивные формы проведения занятий.

В качестве значимых результатов реализации проекта мы видим:

– осознание студентами значимости своей профессии, повышение мотивации к ее осуществлению;

– повышение качества образования (по результатам освоения учебных дисциплин и оценки практики);

– совершенствование навыков рефлексии, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование;

– повышение творческой активности при включении студентов в научную и социально-значимую деятельность;

– повышение уровня социально-профессиональной мобильности студентов — включение в процессы планирования и реализации социально-значимых проектов различного уровня (вуз, город, регион, страна).

Дальнейшее развитие проекта предполагает установление тесного взаимодействия с аналогичными студенческими сообществами других специальностей и других вузов.

Литература:

  1. Бехтер, А. А. Акмеологические аспекты подготовки будущего специального психолога / А. А. Бехтер, С. В. Чебарыкова // Акмеология. — 2016. — № 1(57). — С. 144–145.
  2. Бехтер, А.А. Личностная рефлексия как механизм формирования социально-профессиональной идентичности будущего психолога / А. А. Бехтер //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — № 3. — С. 89–92.
  3. Ткач, Е. Н. Развитие рефлексии будущих психологов в практике вузовского образования / Е. Н. Ткач // Научные исследования в образовании. –2007. — № 5. — С. 187–191.
  4. Чебарыкова, С. В. Взаимодействие в системе «студент — преподаватель вуза гуманитарного профиля» как модель организации педагогического общения / С. В. Чебарыкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1(3). — С. 82–84.
  5. Чебарыкова, С. В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста-дефектолога на современном этапе / С. В. Чебарыкова // Организация учреждениями культуры и образования комфортной психологической среды для участников процесса социокультурной реабилитации: сб. ст. по материалам краевой научно-практической конференции (21 октября, 2014 года, г. Хабаровск) / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. — Хабаровск, 2015. — С. 47–53.
  6. Чебарыкова, С. В. Профессиональная этика взаимодействия преподавателя и студента как модель организации педагогического общения будущего дефектолога / С. В. Чебарыкова // Релiгiя, релiгiйнiсть, фiлософiя та гуманiтаристика у сучасному iнформацiйному просторi: національний та iнтернацiональний аспекти: зб. наукових праць за матеріалами VII мiжнародноï науково-практичной конференцiï вiд 26–27 грудня 2013 року / за заг.ред. к.фiлос.н. Журби М. А. — Частина III. — Луганськ: ФОП Котова О. В., 2013.- 231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального общения, образовательного процесса, специального психолога, специальных психологов, организации профессионального общения, образовательного пространства, модель организации, будущего специального психолога, будущих специальных психологов, модель организации профессионального, организации педагогического общения, общения будущего, реализации проекта, образовательных учреждений, профессионального общения будущего, субъектов образовательного, модель организации педагогического, профессионального общения студентов-дефектологов, участников образовательного, профессионального общения будущих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос