Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 887 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. В. Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации / Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28715/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье говорится о культуре общения руководителя с педагогами дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого общения руководителя, вежливость.

В современных условиях, когда человеческий фактор во многом определяет социальное развитие общества, особое значение приобретает личность руководителя, как носителя всего нового и передового. Это он формирует будущего педагога с присущими ему прогрессивными взглядами и убеждениями, нравственной воспитанностью и социальной зрелостью.

Решение этой ответственной задачи требует от руководителя не только управленческих знаний и профессионального мастерства, но и положительных личностных качеств, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе и в культуре речевого общения. Только благодаря непосредственному общению руководителя с педагогом, происходит главное в педагогической деятельности — взаимопонимание и сотрудничество. Общение «руководитель — педагог» — главный инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними и, следовательно, успех всего рабочего процесса. Ведь даже глубокие знания и самые передовые методы эффективны лишь тогда, когда руководитель знает «секреты» общения, умеет пользоваться словом как средством воздействия на всех сотрудников и каждого члена коллектива в зависимости от его особенностей и ситуации.

Но и это еще не все: не может не оказывать влияния на течение педагогического процесса и то, каков уровень культуры речевого общения руководителя со своими коллегами, родителями, администрацией, окружающими людьми. Стиль общения руководителя— пример для педагогов. Очень важно поэтому, наблюдать высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении сотрудников, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри коллектива сотрудников, так или иначе сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи [2].

Уместно затронуть культуру речевого общения как один из немаловажных факторов, свидетельствующих о воспитанности руководителя и, следовательно, о его потенциальных профессиональных возможностях. Культура речевого общения — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. Речевойэтикет — этосистема правилречевогоповедения, нормыиспользования средств языка в определённых условиях. Если к тому же учесть, что внешние проявления есть не что иное, как проявления внутренней воспитанности, то надо ли говорить, какое важное значение имеет для руководителя знание норм словесного общения.

Благодаря усвоенным правилам устанавливаются контакты с окружающими людьми в повседневной жизни и в официальной обстановке, регулируются речевое общение с лицами, старшими по возрасту или занимаемой должности, а также с теми, кто моложе нас или находится в нашем подчинении.

Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость — это «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Вежливость — это еще и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость. Доброе слово, вежливое обращение украшают, располагают и вызывают симпатии к нам. И если это стало нормой для руководителя, значит он делает нравственный вклад в отношения сотрудников, значит, способен предотвратить массу мелких вспышек между «характерами». Недаром принято считать: ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость.

Немалую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность, что в известной мере составляет тот ценный сплав, который принято называть обаянием личности. Руководитель, наделенный деликатностью, проявляет высокую культуру общения, не допустит высокомерия и слов, унижающих другого. Ему присуще чувство собственного достоинства, и потому он старается поддержать это же ощущение и в тех людях, с которыми общается. Он не даст повода к тому, чтобы другие были подавлены его превосходством в умении красиво говорить и рассуждать, считая свое мнение единственно правильным, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. И общение идет естественно, просто, непринужденно.

Чувство такта помогает наладить контакты, является регулятором содержания и форм речевого общения: о чем и как говорить, когда и как вступить в разговор, а когда промолчать, что можно обсудить, а что недопустимо, как вести полемику, как отстаивать свое мнение, не унижая своих оппонентов, как разрешить острую ситуацию и какие при этом найти слова, чтобы убедить и одновременно не обидеть человека [3].

К сожалению, не каждому руководителю дано быть обаятельным благодаря наличию того или иного упомянутого качества. И тогда некоторые руководители стараются создать обаятельный облик за счет внешних деталей — специально подобранной одежды, прически и т. д. И надо признать, что это тоже немаловажно, но... Но разве не бывает так? Стоило человеку заговорить — и привлекательность исчезла: речь убогая, засорена жаргонными словечками, запас слов не богатый, интонации вульгарны, да и «раскованность» манер и жестов оставляет желать лучшего.

Обаяние руководителя как личности... В чем оно? Прежде всего, в оптимальном речевом общении с коллегами и сотрудниками коллектива, умении воздействовать на них словом так, чтобы нравиться им, быть для них интересным человеком и профессионалом своего дела.

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь в виду, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Сюда входят «все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы... организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

В силу рабочих отношений руководитель, хочет он того или нет, повседневно соприкасается со своим коллективом — воспитателями, администрацией, обслуживающим персоналом, родителями воспитанников. Работники детского учреждения сообща обсуждают многие педагогические, производственные, текущие вопросы и т. д. Все это обязывает каждого вырабатывать в себе умение ясно и четко выразить мысль; не говорить лишнего (т. е. беречь свое и чужое время); быть чутким к слову (сначала подумать — потом сказать); помнить: тот, кто четко излагает, тот ясно мыслит. Нельзя забывать, что новое мышление требует и умения доказательно излагать мысль, владеть живой, острой речью. Речевое производственное общение должно быть содержательно, динамично, немногословно.

Общение в сфере рабочих отношений требует оптимального речевого этикета. И это касается не только культуры речи и речевого поведения, но и других мелочей. Например, не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного), помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением. Такова нравственно-психологическая основа, которую каждый из нас обязан сформировать в себе, для того чтобы речевое общение не зависело от субъективных причин.

Настроение руководителя детского сада. Допустимо ли, чтобы оно отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в свое настроение педагогов или родителей воспитанников? (Нет настроения — и он покрикивает или ему изменяет чувство такта в разговоре и т. д.). Ответ однозначен: нет, нет и нет! Существует вполне устоявшееся мнение: руководитель всегда должен быть еще и немного актером. А это значит уметь владеть собой, быть придирчиво требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и еще одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению внутри коллектива, — проявлять терпимость друг к другу (вне зависимости от субъективных симпатий и антипатий), стремиться понять и принять различия характеров, привычек и манер речевого поведения каждого из них. Иными словами, стараться уважать несходство своих коллег с собственным «я» и соблюдать речевой этикет [1;3].

Тональность речевого общения... Это один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в детском саду, взаимоотношения сотрудников, их работоспособность. Все это в конечном счете влияет и на качество работы.

Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.

Тональность речевого общения во многом зависит от социальных и личностных факторов — от общей культуры человека, его эмоциональной воспитанности, темперамента, лексического багажа и т. д. Воспитанный человек всегда чувствует, как вести разговор в зависимости от обстановки — официальной или неофициальной, от сложившейся ситуации, степени знакомства и даже личных качеств того, с кем он общается.

Культура словесных обращений... Как мы обращаемся друг к другу, к детям, к лицу, старшему по возрасту или занимаемой должности? В обращении к человеку — намерение вступить с ним в речевой контакт. От того, как сформулировано обращение и с какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры человека.

Речевая сдержанность... Одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Как недостает нам иногда этого умения! Вместо логически обоснованного диалога, случается, каждый собеседник «выдает» свой монолог: казалось бы, и тема разговора одна, но каждый торопится высказаться о своем. Почему? Потому, что им изменила речевая сдержанность.

Умение сделать в разговоре паузу, а то и промолчать. Как это необходимо, чтобы вникнуть в суть сказанного и, следовательно, продолжить диалог по существу; чтобы высказать свое уважение и внимание к собеседнику; чтобы не спешить с выводами! Промолчать, чтобы не сказать «сгоряча» слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта.

Задумывались ли вы над тем, что многие недоразумения в коллективе возникают из-за недостаточной культуры речевого общения — неумения владеть эмоциями, отсутствия должного такта, речевой сдержанности?

Самый серьезный экзамен, способный выявить, обладаем ли мы культурой речевого общения, — конфликтная ситуация. (Увы, никто от нее не застрахован!) Но один умеет даже проигрывать с достоинством, а другой, будучи «победителем», выглядит не лучшим образом.

Но может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя бы сгладить ее, погасить? А уж потом, с «холодной головой», разобраться спокойно и по существу? Хорошо бы именно так. Если бы каждый из нас всегда умел мобилизовать чувство собственного достоинства и с его помощью постарался «не заметить» раздраженного тона своего оппонента, не вспыхнуть в ответ на резкое слово, не ответить на грубость и, главное, не поддаваться столь соблазнительному желанию переспорить, перекричать, в общем «скрестить шпагу» в словесном состязании! [3]

Мы часто призываем друг друга к взаимному уважению. Как это понимать? Это значит уметь вести себя достойно и предъявлять высокие требования прежде всего к самому себе. Человек, уважающий себя, не допустит грубости, бестактности, пренебрежительного тона, так как понимает, что этим самым он в первую очередь унижает себя.

Народная мудрость напоминает: «Лишнее говорить — делу вредить», «Корову ловят за рога, а человека за язык», «Слово — серебро, а молчанье — золото».

Неплохо, чтобы каждый из нас пользовался этими изречениями как заповедями в общении с окружающими людьми. Неплохо, чтобы задавал в этом тон руководитель детского учреждения. И тогда любое его требование — обычное рабочее распоряжение или совет, замечание или строгий разговор — станет носить деловой, сдержанный характер. Администратор не позволит себе повысить голос, даже когда раздражен. Он понимает, что требование тогда эффективно, когда оно высказано в корректной, уважительной форме и найдены слова точные, убедительные, аргументированные. Он не побоится поставить перед собой вопрос: всегда ли замечание делу помощник?

Но ошибается тот руководитель, который считает: главное лишь бы работа шла с полной отдачей сил, а внешние проявления взаимодействий с сотрудниками — это мелочи. Так ли уж важно, что повысила на кого-то голос, не задумалась над формулировкой замечания, сказала «под горячую руку» обидное слово? Но может ли в этом случае идти работа с полной самоотдачей? Ведь всякое резкое слово, пусть даже для пользы дела сказанное, — это, увы, не стимул, а тормоз в любом деле.

Каждый руководитель облечен правами администратора. И это естественно. Но случается, что некоторые руководители, к сожалению, забывают о том, что любой член коллектива имеет равные права на уважение человеческого достоинства. И тогда мы слышим, что тон обращений строится в зависимости от субъективной настроенности к тому или иному сотруднику: с одними разговаривает уважительно и спокойно; с другими — покровительственно и снисходительно; с третьими — в приказной форме, а то и высокомерно [2;3].

Уровень культуры речевого общения заведующей с окружающими людьми — один из наиболее ощутимых показателей, на основании которого у сотрудников складывается представление о своем руководителе как об администраторе, педагоге и человеке. Это представление возникает благодаря повседневным речевым взаимодействиям: и тогда, когда заведующая разговаривает с родителями в присутствии работников детского сада, и тогда, когда отдает распоряжение, и когда беседует с воспитателями, проводит педсовет, анализирует состояние воспитательной работы с детьми...

Каждое слово, интонация, жест руководителя, хочет он того или нет, взыскательно оцениваются сотрудниками.

Следовательно, руководитель обязан задавать тон в общении с сотрудниками, который бы способствовал их объединению в единый творческий коллектив. На правах старшего он показывает пример культуры речевого общения. Он всегда доброжелателен, даже делая замечание. Он не станет злоупотреблять приказным тоном. Он всегда помнит о главном: хорошая работа не мыслится без хорошего настроения и вдохновения. Ведь невозможно волей администратора заставить педагога любить детей и свою профессию, работать творчески и с полной отдачей сил. Здесь важны нравственные стимулы, вся атмосфера приветливости, деловитости, создаваемые речевыми контактами «администратор — сотрудники».

Современность призывает нас к критике и самокритике как к одной из движущих сил перестройки в улучшении качества воспитания детей. В этой связи возрастает роль слова, несущего в себе заряд критики. А это обязывает каждого и любого работника уметь высказывать свои критические замечания по-деловому объективно и принципиально, открыто вскрывая недостатки в работе своих коллег. Но означает ли, что можно поставить знак равенства между понятиями «критика» и «бестактность»?

Важен нравственно-этический характер общения в процессе высказывания острых мнений: в каких формулировках и в каком тоне они высказываются. Не менее важно учитывать профессиональные возможности и индивидуальные особенности характера того лица, о работе которого ведется разговор. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего — воодушевить работника, вызвать в нем стремление к перестройке собственной деятельности. Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме, так, чтобы воспитатель правильно и спокойно воспринимал их, без внутреннего сопротивления или несогласия с оценкой его работы. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий в группе, записей в плане, реакций детей и т. п.

Нелегок разговор о неудачах воспитателя, и здесь ведущая роль принадлежит руководителю (заведующей или старшему воспитателю). Нельзя не учитывать, что анализ недостатков воспринимается более безболезненно, если он начинается с констатации достижений и удач педагога; если руководитель призывает его к совместному раздумью над недостатками в работе с детьми; если руководитель говорит вместо: «Я считаю» — «Как Вы считаете?», вместо: «Это было плохо» — «Как Вы сами это оцениваете?», вместо: «Я настаиваю» — «Хотелось бы знать Ваше мнение» и т. п. Он устремлен сделать своим союзником воспитателя в поиске перспектив совершенствования работы. «Давайте вместе подумаем над тем, как…», «Как вы намечаете пути перестройки для того, чтобы…», «Считаете ли вы, что это посильно для вас?» Подобные формулировки нацелены на то, чтобы подчеркнуть: руководитель уважает в воспитателе чувство профессионального достоинства, даже если в его деятельности имеются погрешности.

Одновременно и руководитель благодаря культуре речевого общения косвенно утверждает свое право быть настоящим воспитателем воспитателей, показывает пример отношений с людьми и тем самым создает у педагога нравственные ориентации в подходе к детям и их родителям, к коллегам и всем сотрудникам детского учреждения.

Культура речевого общения не может не зависеть от того, как сумел руководитель наладить нравственно-психологические контакты внутри коллектива сотрудников.

Постоянный контроль руководителя за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность, которые обычно проявляются в речевом общении особенно ярко, мешают руководителю, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе [2;3].

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений — к этому должен стремиться каждый руководитель.

Литература:

  1. Большаков А. С. Менеджмент: Психология успеха. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2002
  2. А. Л. Потеряхин, «Психология управления», Киев, 1999 г., 383 стр.;
  3. Ю. Д. Красовский, «Организационное поведение», Москва, изд. «Юнити», 1999, 471 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, руководитель, культура, речевая сдержанность, слово, детский сад, детское учреждение, речевое поведение, сотрудник, чувство такта.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, понятие руководитель, культура речевого общения руководителя, вежливость

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Похожие статьи

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ

В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Задать вопрос