Авторы: Соколова Вера Николаевна, Рубцова Валерия Федоровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Соколова В. Н., Рубцова В. Ф. Народная музыка в системе патриотического воспитания школьников // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 33-34.



Музыкальное воспитание –одно из направлений общей системы воспитания младших школьников. Особую актуальность на современном этапе приобретает патриотическая направленность искусства в целом и музыкального искусства, в частности, на художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним, формирование культуры чувств у младших школьников, эмоциональной сферы, его ассоциативного мышления, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств с национальной и мировой музыкально-художественной культуры.

Социокультурная и педагогическая значимость музыкального искусства школьников, его практическая результативность позволяет подойти к музыке как системе патриотического воспитания. Отражая жизнь общества и личности своими специфическими художественно-образными средствами, музыка способствует глубокому эмоциональному восприятию данного обобщенного музыкального образа, воплощенного в музыкальном произведении. Музыка формирует личность образованную, культурную, музыкальнограмотную, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные общенациональной культурой.

Убедительно звучат слова Д. Б. Кабалевского: «Первые же встречи с искусством — с первыми сказками, песенками и картинами... ставят перед детьми важнейшие морально-этические проблемы, учат их понимать, что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство, а что такое подлость» [1, с.45].

Патриотизм –одно из существенных, коренных свойств человеческой личности. В патриотизме выражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация личности, ее жизненная позиция, практическое поведение. А так как искусство обладает свойствами всестороннего воздействия на человека, необходимо при этом обеспечить единство эмоций, вызываемых музыкой, с собственно эмоциями познания. Это удивление, сомнения, эмоции эвристического поиска и т. д. –те эмоции, которые сопровождают школьника на пути искания истины.

Именно музыка способна выражать идею патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью. Патриотическая тема Родины, любовь к Отечеству передается в музыкальных произведениях через призму собственных переживаний композитора или раскрывается через картины народной жизни, природы.

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения, навыки музыкально-художественной деятельности в системе, обеспечивающей младшим школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Общепризнана роль народного творчества в истории музыкального искусства. Свое яркое и полное выражение народная музыка нашла не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом, т. е. в песне. Народная песня –это, основной и главный по своему художественному значению вид народной музыки. Зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, она неуклонно развивалась, эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, неизменно находящих отражение и в текстах песен, и в напевах.

В музыкальном энциклопедическом словаре в понятие «народная музыка» включается как песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Ее жанры складывались веками в зависимости от разнообразия социально-бытовых функций народной музыки, связанных с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования этической общности.

«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, — писал известный русский педагог С. Миропольский. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться... Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца... Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа» [2].

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный — двух- и трехдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие. Таким образом во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей [36].

Песня — сложная форма народного поэтического творчества. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Слова песен, условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия, в песнях воспроизводится поэтическая картина природы; в песнях опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания [4].

Влияние музыки на сознание и поведение школьников основывается на закономерностях воспитания личности и прежде всего — ее нравственных чувств. Вне этого условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как «музыка подействовала», «заставила пережить», «взволновала», «повлияла», может ровным счетом ничего не значить для возвышения слушателя [3, с.43].

Задача патриотического воспитания средствами народной музыки состоит в том, чтобы, установив соответствие тех или иных произведений уровню учащихся, отбирать те, которые наиболее эффективно воздействуют на ум и чувства, поведение детей и способствуют формированию патриотического сознания.

Формирование мировоззрения и воспитание чувств средствами народной музыки осуществляется в единстве — их нельзя отделить друг от друга. Идейное воспитание средствами искусства может успешно осуществляться лишь в том случае, когда у детей воспитываются способности активного эстетического восприятия произведений искусства, эстетического переживания этих произведений как единства их идейного содержания и художественного воплощения в определенных формах.

Воспитание средствами народной песни неразрывно связано с воспитанием художественного вкуса. Художественный вкус — это способность отличать, ценить и любить такое искусство, которое правдиво отражает действительность, волнует своей идейностью, глубоким содержанием, отражающим идеалы общества, лучшие чувства и мысли народа, выраженные такими художественными средствами, которые, будучи доступными, заставляют наиболее интенсивно, эмоционально и эстетически переживать произведение искусства и наслаждаться им. Эти способности, характеризующие уровень художественного вкуса, необходимо развивать и укреплять [39].

Успешно осуществить воспитание средствами народной песни и развить музыкальный вкус возможно лишь при наличии у объектов этого воспитания интереса к музыке, любви к ней. Эту любовь к музыке, так же, как к литературе, живописи, театру, нужно пробудить и развить. Нужна подчас большая и упорная работа, чтобы музыка стала по — настоящему жизненной потребностью человека, а вместе с этим и подлинным средством его воспитания. Для этого необходимо не только любить музыку и эмоционально ее воспринимать, но и понимать ее идейную сущность и ее язык, ее музыкальные образы и наслаждаться ими.

В народной песне определенно присутствует патриотическая идея, она и обусловливает воспитательную функцию подрастающего поколения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что народное музыка, в частности, народная песня, может служить основой патриотического воспитания младших школьников на музыкальных занятиях в начальных классах общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.

Литература:

  1. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В. И. Викторов. — М.: Просвещение, 1984. — 206с.
  2. Миропольский С. И. Народная песня в воспитании // Беседа. — 1972. — № 10—С. 5–9.
  3. Соколова В. Н. Роль народной мифологии в духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 43–47.
  4. Соколова В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре// Начальная школа. — 2002. —№ 9. — С.85–92.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, патриотического воспитания, средствами народной, народной музыки, воспитания младших школьников, системе патриотического воспитания, средствами народной музыки, средствами народной песни, патриотического воспитания школьников, музыкального искусства, воспитания средствами народной, воспитание средствами, воспитание средствами народной, младших школьников средствами, Народная песня, музыкального искусства школьников, патриотического воспитания младших, чувств средствами народной, Воспитание средствами народной, системы воспитания младших.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос