Автор: Сарсембаев Айдар Серикович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Сарсембаев А. С. Феномен статусного дуализма государственного служащего на региональном уровне (на примере Республики Татарстан) // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 772-775.



Рассматривается исключительное явление в служебной практике — одновременное замещение одним лицом должности федеральной государственной службы и государственной должности субъекта РФ — на предмет его правомерности и возможности возникновения негативных системных последствий. Высказываются предложения по внесению изменений в действующее законодательство по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: государственная служба, государственная должность, должность государственной службы, государственный служащий, статусный дуализм, служебный статус, Республика Татарстан.

Республика в составе РФ как особая форма субъекта федерации имеет определенные особенности, в том числе в правовом регулировании государственной службы на ее территории.

Учитывая особую конституционно-правовую природу республики в составе РФ, федеральный центр прибегает к нетипичным способам решения вопросов, связанных с ее самостоятельным статусом, соблюдая баланс между организационным единством системы федеральных органов исполнительной власти и конституционно гарантированным правом субъекта РФ иметь собственную и полноценную систему органов государственной власти.

Часть 6 ст. 1 ФЗ № 184 [1] предоставляет федерации и её субъектам право делегировать друг другу по взаимному соглашению отдельные государственные полномочия, если это не противоречит нормам федерального законодательства. Так в 2011 г. между МЧС России и Кабинетом Министров (Правительством) Республики Татарстан (далее — Кабмин РТ) было заключено соглашение о взаимной передаче осуществления части своих полномочий в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее — Соглашение), которым было обозначено, что начальник Главного управления МЧС России по РТ (далее — ГУ МЧС России по РТ) по должности является Министром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ (далее — Министр ГО и ЧС РТ) и входит в состав Кабмина РТ [2,3,12].

В системе органов исполнительной власти РТ [4] предусмотрен такой орган отраслевого управления как Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ (далее — Министерство ГО и ЧС РТ), руководитель которого (Министр ГО и ЧС РТ) назначается на должность и освобождается от должности «в установленном законодательством порядке» [5]. На основании п. 14 Положения о территориальном органе МЧС России [6] начальник ГУ МЧС России по РТ осуществляет непосредственное руководство деятельностью ГУ МЧС России по РТ. Следовательно, лицо, замещающее должность начальника ГУ МЧС России по РТ, по должности являющееся Министром ГО и ЧС РТ, одновременно возглавляет два совершенно разных по статусу и уровню органа: территориальный орган федерального органа исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно указу Президента РТ от 30.06.10 г. № 415 [7] должность министра РТ относится к категории государственных должностей РТ. Особенность должности Министра ГО и ЧС РТ заключается в том, что он входит в Кабмин РТ на основании Соглашения, в то время, когда для включения в состав Кабмина РТ иных министров РТ предусмотрен более упрощенный порядок — издание соответствующего указа Президента РТ. Процедура освобождения Министра ГО и ЧС РТ от должности и степень участия Президента РТ в ней не отличаются прозрачностью, т. к. абстрактность формулировки «в установленном законодательством порядке» не дает однозначного ответа и заставляет правоприменителя обращаться к самым различным уголкам обширного российского законодательства.

Интеграция должности начальника ГУ МЧС России по РТ (должности федеральной государственной службы) и должности Министра ГО и ЧС РТ (государственной должности субъекта РФ) в одном лице предопределяет не только появление неясности статуса служащего, занимающего «гибридную» должность начальника ГУ МЧС России по РТ — Министра ГО и ЧС РТ, но и способствует сращиванию системы федеральных органов исполнительной власти с системой органов исполнительной власти РТ, что не рассматривается допустимым в федеративном правовом государстве. В соответствии с Соглашением материальное и социальное обеспечение лица, занимающего данную должность, производится исходя из статуса федерального государственного служащего, а регламентация его служебного положения осуществляется на основании норм федерального законодательства. Исходя из приведенного, это должностное лицо практически полностью относимо к категории федеральных государственных служащих даже в условиях одновременного профессионального осуществления им функций Министра ГО и ЧС РТ по остаточному принципу — на общественных началах.

Пункт 1.6 Положения о Министерстве ГО и ЧС РТ [5, п. 1.6] определяет, что Министерство ГО и ЧС РТ осуществляет свои функции во взаимодействии с ГУ МЧС России по РТ и иными органами и организациями, подчеркивая организационное неединство данных ведомств, несмотря на то, что их возглавляет одно и то же лицо. Совмещение функций руководителя двух разных органов в одном лице ставит под сомнение самостоятельность и независимость руководимого им республиканского органа (Министерства ГО и ЧС РТ) от федерального органа исполнительной власти (МЧС России) и чревато фактической потерей контроля над деятельностью республиканского министерства со стороны Кабмина РТ и Президента РТ ввиду особенностей правового положения начальника ГУ МЧС России по РТ как руководителя территориального органа МЧС России. Показателен и тот момент, что на начальника ГУ МЧС России по РТ — Министра ГО и ЧС РТ возлагается обязанность содействовать (курсив наш — А.С.) Премьер-министру РТ в осуществлении его полномочий по руководству гражданской обороной на территории РТ, мерами по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, ликвидацией их последствий, а также координации деятельности органов государственной власти, организаций и должностных лиц в указанных сферах [5, п. 5.3].

Тем временем положениями ФЗ № 58 [8], определяющего правовые и организационные основы системы государственной службы в РФ, не предусмотрен прямой запрет на замещение одним лицом двух разносистемных должностей, однако это еще не говорит о его полном отсутствии. Пункты 9–10 [9] Положения о федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) предусматривают регулирование порядка прохождения службы в ФПС ГПС МЧС России нормами, содержащимися в ФЗ № 342 [10]. Из этого следует, что лицо, имеющее специальное звание и замещающее должность руководителя территориального органа МЧС России по субъекту РФ, попадает под действие норм ч. 2 ст. 14 ФЗ № 342, предписывающих распространение на него ограничений и запретов, установленных ст.ст. 17, 18 и 20 ФЗ № 79 [11]. Подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 79, в свою очередь, устанавливает запрет замещать государственному служащему должность государственной службы в случае его избрания или назначения на государственную должность.

В конечном итоге, нормы заключенного Соглашения, установившие практику одновременного замещения государственной должности субъекта РФ федеральным государственным служащим, возглавляющим территориальный орган федерального органа исполнительной власти, невольно вступают в противоречие с нормами федерального законодательства и приводят к несоблюдению равновесия между установленными ч. 1 ст. 1 ФЗ № 184 принципами единства системы государственной власти и самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

Гарантируя недопущение вмешательства федерального органа исполнительной власти в деятельность органа исполнительной власти субъекта РФ и соблюдение вышеупомянутых принципов функционирования органов публичной власти, федеральному законодателю надлежит установить прямой запрет на подобное одновременное замещение одним лицом государственной должности субъекта РФ и должности федеральной государственной службы посредством внесения соответствующих изменений в рамочный ФЗ № 58, восполнив тем самым имеющийся пробел. Необходимо также принять меры по признанию заключенного Соглашения утратившим силу и внесению соответствующих изменений в связанные с ним нормативные правовые акты в целях предотвращения и дальнейшего исключения практической возможности одновременного совмещения одним лицом двух должностных статусов и недопущения наращивания этого негативного опыта.

Литература:

  1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  2. Об утверждении Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Татарстан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций…: распор. Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 390-р // СПС «Консультант Плюс».
  3. О мерах по совершенствованию системы государственного управления Республики Татарстан в области гражданской обороны, организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий: пост. Кабинета Министров Респ. Татарстан от 30.12.2004 г. № 614 // СПС «Консультант Плюс».
  4. О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан»: указ Президента Респ. Татарстан от 22.04.2010 г. № УП-254 // СПС «Консультант Плюс».
  5. Положение о Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан: пост. Кабинета Министров Респ. Татарстан от 30.12. 2004 г. № 614 // СПС «Консультант Плюс».
  6. Положение о территориальном органе МЧС России: приказ МЧС России от 6.08.2004 г. № 372 // СПС «Консультант Плюс».
  7. О Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан: указ Президента Респ. Татарстан от 30.06.2010 г. № УП-415 // СПС «Консультант Плюс».
  8. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  9. О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы: пост. Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 // СПС «Консультант Плюс».
  10. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  11. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  12. О перечне должностных лиц, входящих в состав Кабинета Министров Республики Татарстан — Правительства Республики Татарстан: указ Президента Респ. Татарстан от 22 апр. 2010 г. № УП-255 // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): МЧС России, ЧС РТ, СПС «Консультант Плюс», ГУ МЧС России, Республики Татарстан, исполнительной власти, государственной службы, Президента РТ, начальника ГУ МЧС, субъекта РФ, государственной должности субъекта, органа исполнительной власти, Кабмина РТ, государственной власти, должности субъекта РФ, органов государственной власти, исполнительной власти РТ, чрезвычайным ситуациям РТ, органов исполнительной власти, состав Кабмина РТ.

Ключевые слова

государственная служба, государственный служащий, государственная должность, должность государственной службы, статусный дуализм, служебный статус, Республика Татарстан

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос