Система оценки результатов внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Елистратов, С. А. Система оценки результатов внеурочной деятельности / С. А. Елистратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28676/ (дата обращения: 16.04.2024).



Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Вучилище реализуетсяинтегрированная модельвнеурочной деятельности, которая оказалась наиболее приемлемой для довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т.д.

Преимущества интегрированной модели состоит в:

- создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении;

- содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений; предоставлении широкого выбора для суворовца на основе спектра направлений детских объединений по интересам;

- возможности свободного самоопределения и самореализации суворовца;

- привлечении к осуществлению внеурочной деятельности различных категорий педагогических работников образовательного учреждения, в том числе педагогов системы дополнительного образования.

В ходе реализации интегрированной модели внеурочной деятельности создаются условия для достижения следующих результатов:

- развитие индивидуальности каждого суворовца в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- приобретение суворовцем социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- формирование позитивных отношений суворовца к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, области, городу, училищу;

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности суворовцев;

- увеличение числа обучающихся, охваченных организованным досугом;

- воспитание у суворовцев толерантности, навыков здорового образа жизни;

- создание оптимальных условий для развития и отдыха обучающихся;

- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

- творческая самореализация суворовцев;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищенность каждого суворовца;

- сохранение имиджа училища как общественно-активной, развитие традиций училища;

- формирование единого воспитывающего пространства;

- развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

- использование потенциала открытого образовательного пространства.

В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

- представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т.п.);

- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:

- комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы во внеурочной деятельности;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;

- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации Программы при интерпретации результатов педагогических измерений.

Формы представления результатов определяются педагогами при разработке рабочих программ внеурочной деятельности.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. В связи с тем, что внеурочная деятельность является обязательной, то общий учет часов освоения рабочих программ за весь цикл обучения в основной школе предполагается проводить еще и в личном деле суворовца.

Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в Приложении к Программе внеурочной деятельности.

Для оценки эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям.

Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности

суворовца 5 А класса

Алексеева Ивана Александровича

Направления внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

в неделю

Общий объем

(в час.)

Спортивно-оздоровительное

«Спорт для всех»

1

34

«Стрельба пулевая (пневматика)»

1

34

Духовно-нравственное

«Дорога в мир жизненных навыков»

1

34

Социальное

«Быть гражданином»

(общественно-полезная практика)

1

34

Общеинтеллектуальное

«Живая планета»

1

34

«Мастерская Самоделкина»

1

34

Общекультурное

«Смысловое чтение»

1

34

«Основы танцевального искусства»

1

34

Итого

7

272

Общая карта занятости во внеурочной деятельности

суворовцев 5 «А» класса

п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности

Общий объем

(в час.)

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

1

Всего:

Для представления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Система оценки результатов внеурочной деятельности

Система оценки результатов

Индивидуальная оценка

Коллективный результат

Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности

Основные функции оценки

Диагностирующая

Диагностирующая и корректирующая

Диагностирующая и контролирующая

Форма предоставления результатов

Портфолио

Творческий отчет/ презентация и пр.

Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления)/

Содержание

-Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).

-Участие в мероприятиях различного уровня.

-Дипломы, сертификаты, награды и пр.

-Самоанализ.

-Другие.

Продукт совместной деятельности/ проекта.

Внешняя экспертиза коллективного творчества.

Награды, сертификаты, поощрения.

Материалы рефлексии.

-Индивидуальные результаты в рамках одного направления (методист УО)

-Продукт мультипроекта – проекта, организованного в рамках одного направления (куратор проекта).

Этапы диагностики

Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)

В конце года или отчетного периода.

В конце года.

По окончании мультипроекта.

Формы оценивания

Персонифицированная и неперсонифицированная

Неперсонифицированная

Неперсонифицированная

Инструменты оценивания

Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

Критерии оценки продуктов деятельности (Положения о творческих мероприятиях училища).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности

Задачи мониторинга:

- получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в училище;

- отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;

- организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;

- подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;

- подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Основные принципы организации и проведения мониторинга

- использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;

- осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;

- взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях, иерархичность построения системы мониторинга, подчиненность «нижних» уровней «верхним».

Критерии мониторинговых исследований:

- личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

- сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);

- качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности ОУ.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации Программы:

- рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

- удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

- востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;

- расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;

- положительная динамика участия суворовцев в творческих коллективах, студиях и т.п. системы дополнительного училищного, муниципального, городского (регионального) уровней;

- положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. училищного/ муниципального/ городского (регионального) уровней;

- успешность участия суворовцев в проектах различного уровня: училищного, муниципального, городского (регионального) уровней (победители в % к общему количеству суворовцев);

- расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;

- повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;

- расширение социально-педагогического партнерства;

- общественная экспертиза внеурочной деятельности училища (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.);

- расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности училища;

- сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Педагогический коллектив училища стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости суворовцев во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Суворовцы идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для каждого обучающегося создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Изучая методические рекомендации, анализируя лучший опыт коллег по организации внеурочной деятельности, наша задача - выстроить такую систему работы, чтобы процесс дальнейшей ее реализации в училище был более продуктивным и оптимальным.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Демакова И.Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования // Методист. – 2008. – № 7. С. 14-19.
Основные термины (генерируются автоматически): оценка, внеурочная деятельность, образовательное учреждение, интегрированная модель, лист оценки, работа, рамка, социальная реальность, уровень.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях

- расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Критерии оценки (личностные качества). Показатели оценки личностных и метапредметных результатов

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах...

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная работа, внеучебная деятельность, образовательное учреждение, ИКТ, ISAPI, API

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Этим определяется выбор курсов компонента образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Интеграция дополнительного и общего образования...

При организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательными учреждениями используются возможности учреждения дополнительного образования детей.

- на уровне школьника (индивидуальный маршрут в рамках образовательной программы).

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Определены основные параметры для оценки качества образовательной деятельности.

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях

- расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Критерии оценки (личностные качества). Показатели оценки личностных и метапредметных результатов

Комплексная работа — средство формирующего оценивания достижения

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

3. Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах...

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная работа, внеучебная деятельность, образовательное учреждение, ИКТ, ISAPI, API

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Этим определяется выбор курсов компонента образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Интеграция дополнительного и общего образования...

При организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательными учреждениями используются возможности учреждения дополнительного образования детей.

- на уровне школьника (индивидуальный маршрут в рамках образовательной программы).

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Определены основные параметры для оценки качества образовательной деятельности.

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Задать вопрос