Формирование информационной культуры суворовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ганина, Г. Г. Формирование информационной культуры суворовцев / Г. Г. Ганина, Л. П. Иванова, И. Н. Христофорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28621/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня книги и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше — зайди в библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить такое время, когда книга была большой редкостью.

С помощью библиотеки можно во внеурочное время успешно развивать познавательную деятельность и активность учащихся, интерес к чтению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге.

Одним из основных направлений работы нашей библиотеки является приобщение суворовцев к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания, формирование информационной культуры.

Одной из главных форм работы является библиотечный урок, который знакомит суворовцев с библиотечно-библиографическими понятиями, учит работе со справочно-библиографическим аппаратом и книгой в частности, воспитывает уважение к книге и труду библиотекаря, привлекает суворовцев к чтению.

Главная задачабиблиотечного урока — выработать способность суворовцев самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить их систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Ежегодно проводятся занятия по курсу «Основы информационной культуры» на темы: «Знакомство с библиотекой УГСВУ», «Виды справочных изданий», «СБА библиотеки», «Методы самостоятельной работы с литературой», «Научно-познавательная литература», «Структура книги», «Библиографический аппарат письменной работы», «Информационные ресурсы библиотеки».

Впервые зайдя в уютное помещение со стройными стеллажами книг, суворовцы узнают, из чего состоит фонд нашей библиотеки, правила пользования абонементом и читальным залом, как читать книги и журналы, в чем заключается работа библиотекаря.

Работники библиотеки стараются превратить ее в уютный уголок, сделать привлекательной для читателей, чтобы можно было сюда прийти, взять с полки любимую книгу, с пользой провести свободное время.

За последние годы фонд библиотеки пополнился большим количеством ярких, красочно изданных художественных произведений для младших курсов, новыми современными энциклопедиями, справочниками, имеется много интересных и полезных журналов. И поэтому в библиотеку суворовцы идут с удовольствием, предчувствуя встречу с книжным богатством.

На библиотечном уроке «Структура книги» пятиклассники совершают путешествие по книге, узнают, из каких элементов она состоит, что такое титульный лист и форзац, аннотация и иллюстрация, предисловие и содержание. Для закрепления полученной на уроке информации суворовцы отгадывают сканворд, состоящий из библиотечных терминов. Библиотекари проводят соревнование, где из разрозненных элементов дети собирают небольшую книжку. Занятие завершается веселой «Песенкой про читателей», которой суворовцы с удовольствием подпевают. С помощью полученных знаний ребята смогут самостоятельно выбрать для себя что-то интересное и полезное для чтения. Ведь теперь они знают, какие элементы книги говорят о ее содержании.

Для суворовцев 6 класса проводятся библиотечные уроки «Виды справочных изданий» и «Научно-познавательная литература». Расширить знания суворовцев о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привить интерес к ним, научить ими пользоваться — такова цель этих уроков. Когда и кем создавались словари и энциклопедии, для каких целей они существуют, как располагается в них материал, какие вспомогательные указатели есть в справочных изданиях, и многое другое узнают суворовцы на занятиях. Они выполняют и практические задания — ищут информацию в справочной литературе для ответа на специально подготовленные вопросы: объясняют значение фразеологических оборотов, подбирают синонимы к словам, объясняют значение слов, расставляют ударения. Мероприятия сопровождаются электронной презентацией, которые наглядно демонстрируют все виды справочных изданий от первых справочных книг «азбуковников» до современных электронных энциклопедий и справочников.

Чем отличается научно-познавательная литература от художественной, о чем она рассказывает читателю, каково ее назначение и практическое применение в учебе — об этом и не только говорится на библиотечном уроке «Научно-познавательная литература». Суворовцы узнают о разнообразии видов литературы, которая возникла благодаря умению авторов совмещать энциклопедические знания и яркий талант рассказчика, совершают путешествие по страницам книг серий «Я познаю мир», «Зачем и почему», «Самые красивые и знаменитые», «Узнай мир», учатся, как правильно читать научно-познавательные книги, как выбрать книгу по интересующей теме. А завершается мероприятие вновь практическим заданием: используя научно-популярные издания, нужно найти материал для стенгазеты ко Дню защитника Отечества.

Для суворовцев 7 класса проводится урок «Справочно-библиографический аппарат библиотеки». Библиотекарь рассказывает, что такое справочно-библиографический аппарат, какие каталоги, картотеки, базы данных, справочный книжный фонд имеет наша библиотека. В ходе занятия суворовцы узнают принципы расстановки карточек в алфавитном и систематическом каталогах, какую информацию можно извлечь из каталожной карточки, что такое шифр и индекс книги, учатся пользоваться каталогами, знакомятся с тематическими картотеками, рекомендательными списками литературы, отыскивают информацию в справочниках, энциклопедиях и словарях, чтобы ответить на вопросы, которые задает в ходе урока библиотекарь. В конце занятия суворовцы приходят к выводу: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Эти слова принадлежат Георгу Зиммелю, немецкому философу.

Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. Чтобы успешно учиться, необходимо в совершенстве владеть всеми приемами работы с книгой. Ведь, как говорил Д. И. Писарев:«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, которые умеют читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте». Обучению методике составления плана книги, тезисов, конспекта, реферата посвящен библиотечный урок «Методы самостоятельной работы с книгой» для суворовцев 8 класса. Суворовцы узнают, какие бывают цели чтения, как правильно делать записи по тексту, как составить план, чем отличается конспект от реферата, как рационально работать с текстом, книгой. Прослушав рассказ, прочитанный библиотекарем, суворовцы вместе составляют план рассказа, закрепив этим полученные на уроке знания.

Урок-практикум «Библиографический аппарат письменной работы: правила оформления списка литературы» предназначен для старшеклассников. Его целью является обучение суворовцев правилам грамотного оформления списка литературы к любому источнику информации (докладу, реферату, выступлению). Библиотекари стараются довести до понимания суворовцев то, что библиографическое описание — это визитная карточка книги, точнее, её «паспорт». В описании книги важна каждая буква и запятая, точка и тире. Суворовцы должны помнить, что необходимо следовать принятым правилам описания книг и статей — государственным стандартам, а при включении в текст своей работы цитаты следует использовать ссылку на тот источник, из которого она взята. На уроке при помощи электронной презентации подробно изучаются основные правила библиографических записей, приемы описания книг под заголовком, книг одного и нескольких авторов, описания статей из газет, журналов и сборников, правила оформления цитат и ссылок. В конце занятия суворовцам предлагается сделать самостоятельно библиографическое описание нескольких книг, а также сделать правильную расстановку источников в библиографическом списке.

Урок «Информационные ресурсы библиотеки» направлен на повышение информационной культуры старшеклассников. Навыки и умения, приобретенные учащимися на этом занятии, должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы с информацией из любых источников (книг, периодики, компьютера). На занятии дается классификация источников информации, имеющихся в библиотеке, говорится о таблицах «Библиотечно-библиографической классификации» и их использовании в библиотеке, об информационно-поисковой системе библиотеки, об информационных продуктах и библиотечных услугах. Приобретенные на занятиях навыки помогут суворовцам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.

Все библиотечные уроки, описанные выше, способствуют выполнению важнейшей задачи — подготовить суворовцев к жизни в информационном обществе, научить ихориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо. Приобретенные умения позволят им эффективно находить, оценивать, использовать информацию на уровне, который требуется для включения в разнообразные виды деятельности.

При проведении занятий библиотекари используют современные образовательные технологии и нетрадиционные модели библиотечных уроков, например, библиографический квест «Курс навигации в море информации» для 6 и 7 классов.

В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать — предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.

При разработке сценария проведения квеста библиотекари определили, что суворовцы будут искать книгу Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Во-первых, потому, что в 2016 году нашему земляку Н. М. Карамзину исполняется 250 лет, а во-вторых, у нас в библиотеке есть замечательное подарочное издание этой книги. Настоящий клад!

В результате поиска суворовцы должны были составить ключевую фразу — назвать автора и заглавие книги. А так как квест был библиографический, то и поиск необходимо было вести с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки — каталогов, картотек, энциклопедий, справочников, словарей и интернета.

Были разработаны маршрутные карты путешествия в поисках сокровища к библиографическим островам: «Острову книжных джунглей», «Острову каталогов», «Острову аннотаций», «Острову Всезнаек» и «Острову справочников». Островами стали помещения библиотеки. На каждом кабинете имелись указатели.

Каждое слово ключевой фразы было зашифровано по-разному. Например, задание по поиску имени автора книги звучало так: «Среди книг на первом стеллаже у окна есть произведения Николая Носова. В одном из них есть рассказ, в котором мальчик ведет свой дневник. Узнайте и запишите, как зовут этого мальчика». Чтобы найти нужную книгу («Дневник Коли Синицына»), суворовцы заглядывали в содержание каждой книги Николая Носова, предлагали разные варианты ответа, пока не добрались до нужного произведения.

Далее нужно было найти отчество и фамилию автора. Их суворовцы искали в каталоге и в литературной энциклопедии. На «Острове каталогов» суворовцы искали в алфавитном каталоге карточку на книгу писателя Ярошевского об известном русском биологе (М. Г. Ярошевского «Иван Михайлович Сеченов»). На «Острове справочников» ребята среди нескольких литературоведческих энциклопедий и справочников выбирали книгу, в которой была спрятана фамилия Карамзин.

Перед началом поиска на каждом «острове» библиотекари повторяли с суворовцами понятия «каталог», «справочник», «энциклопедия», «аннотация», «вспомогательные указатели» и т. д. Если суворовцы затруднялись с ответом, то обращались к толковым словарям.

Название книги Н. М. Карамзина, каждое слово из которого было зашифровано отдельно, ребята искали с помощью аннотаций различных произведений. Пример задания: «Второе слово скрыто в аннотации на книгу, в которой прослеживается боевая летопись Вооруженных Сил России с древности до XIX века. Это слово находится на 10 строке сверху, седьмое слева». Казалось бы, задание не сложное, но часто суворовцы ошибались в выборе книг, т. к. они были разные, похожие по тематике. Чтобы найти нужную, мало было просто прочитать ее заглавие, надо было обязательно обратиться к аннотации.

И еще один этап — поиск информации в интернете. Библиотекари загадали количество страниц в карамзинской «История государства Российского» (это была цифра 1224) и сопоставили с событием, происшедшим в 1224 году. Задание звучало так: «В каком году рыцари-меченосцы захватили главную русскую крепость Юрьев в Прибалтике? Найдите информацию в интернете».

И вот наступил момент, когда были найдены все части ключевой фразы. Теперь нужно было разыскать в библиотечном фонде саму книгу! Она не только не была спрятана, но и находилась на всеобщем обозрении, на выставке, посвященной 250-летию Николая Михайловича Карамзина. Там было 3 разных издания данной книги и только по количеству страниц можно было определить нужную. Суворовцы с азартом включились в игру и успешно справились со всеми заданиями.

Результативность библиотечного урока зависит от таких моментов, как эмоциональность подачи материала и познавательная активность учащихся. Надо сказать, что обычный библиотечный урок не всегда вызывает интерес суворовцев, хотя библиотекари используют презентации, видеоматериалы, а часть урока обязательно носит деятельностный характер. Но постижение основ библиотечно-библиографической грамотности не такая занимательная штука. Использование же в библиотечной работе игровых методик способствует активизации познавательной деятельности. Квест «Курс навигации в море информации» наглядно это доказал. И теперь мы будем стараться вносить в сценарии библиотечных уроков игровые методики.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, суворовец, библиотека, библиотечный урок, библиотекарь, ключевая фраза, познавательная деятельность, урок, энциклопедия, Библиографический аппарат.


Задать вопрос