Авторы: Бабарахимова Дилноза Абдухаликовна, Эркинов Тулкин

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Бабарахимова Д. А., Эркинов Т. Формирование финансовых ресурсов и активизация инвестиционных процессов в регионах Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 488-491.



Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономики является проведение активной, адресной инвестиционной политики. В целях смягчения воздействия мирового финансового экономического кризиса на экономику Узбекистана были приняты меры по расширению сферы действия финансовых методов и распространения их на различные уровни регулирования экономикой. В этом направлении в Узбекистане предприняты конкретные меры. «Совсем недавно принят и сегодня реализуется Указ Президента Республики Узбекистан по оказанию дополнительной помощи банковским и финансовым структурам, поддержке деловой активности предприятий и компании реального сектора экономики, повышению рентабельности производства и экспортных возможностей, выделению им в этих целях дополнительных налоговых льгот, преференций и реализации наряду с этим других крупномасштабных мер и проектов» [1]. Центральным банком и Министерством финансов реализуются меры направленные на обеспечение финансовой устойчивости областей, городов и регионов.

В этой связи в условиях модернизации экономики процесс регионального накопления предоставляется достаточно актуальным. Именно в регионах создаются финансовые ресурсы для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста. Под региональным накоплением мы понимаем концентрацию определенной части денежных средств, которая идет преимущественно на инвестирование инвестиционных проектов. Концентрация финансовых ресурсов в регионе может происходить следующими основными путями (см. рис. 1.):

− в результате производственной деятельности и сбыта продукции в пределах региона;

− в результате производства в регионе и реализации товаров в других местах;

− путем реализации продукции, произведенной в других регионах и странах;

− вследствие ввоза инвестиций;

− в результате накопления отчислений и трансфертов из республиканского бюджета;

− в результате банковской деятельности;

− путем взимания местных налогов.

Накопление в регионе также связано с вводом в строй новых и реконструкции действующих производственных мощностей. При создании новых производственных фондов и рабочих мест преследуется следующие основные цели:

− удовлетворение регионального потребительского спроса;

− создание новых рабочих мест;

− включение в хозяйственный оборот регионального природно-экономического потенциала для притока инвестиций.

Учитывая, наличие природно-экономического потенциала и специфических особенностей регионов Узбекистана, по существу не возможно разработать единую политику для них в области накопления финансовых ресурсов. Но для всех регионов страны очевидно необходимость стимулирования привлечения как иностранных, так и отечественных инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности даст толчок для развития регионального производства, способствует внедрению инноваций и новой технологии, формированию эффективных механизмов хозяйствования и системы менеджмента.

Проблемы инвестиционной активности в регионах обусловлены: во-первых, недостаточностью научных разработок, касающихся определению сущности и содержания инвестиционного климата в новых условиях рыночного хозяйствования, его место и роль в региональном экономическом механизме; во-вторых, необходимостью приведения в соответствие с изменяющимися внутренними и внешними условиями системы социально-экономических отношений, формирование правил функционирования государственного и негосударственного секторов экономики, а также современных рыночных институтов в регионах; в-третьих, изменением экономической и социальной функций государства, выбором национальной модели экономических реформ, определением границ государственных гарантий и региональных инвестиционных инициатив; в-четвертых, ростом межрегиональной дифференциации социально-экономического развития, не рациональность межбюджетных отношений между республикой и регионами; диспропорции между объемами выполняемых функций и количеством выделенных на эти цели финансовых ресурсов местным органом управления; в-пятых, трансформация экономики достигается, как показала практика мирового развития внедрением достижений научно-технического прогресса новых технологий. Именно это обстоятельство и предлагает активное формирование благоприятного инвестиционного климата на уровне региона; в-шестых, региональная экономика оказывает непосредственное воздействие на экономический рост в целом по стране, что в значительной мере зависит от инвестиционной активности.

Рис. 1. Формирование финансовых ресурсов региона

Разработка методических подходов к процессам выявления сущности и основных свойств инвестиционного механизма в регионе предполагает решение таких задач, как обоснование концептуальных основ инвестиционного развития региональной экономики, формирование источников и условий для инвестирования, оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона, определение направлений эффективного использования внутренних финансовых резервов регионов в целях инвестиции в отдельные сферы экономики.

В научно-методических подходах исследования регионального инвестирования, важное место занимает учет общереспубликанских и региональных интересов. Региональные интересы, прежде всего, вытекают из специфики воспроизводственного процесса, а также особенностей структуры экономики, природно-экономического потенциала, внутренних возможностей, финансовых ресурсов и др.

На социально-экономические процессы в регионе непосредственно оказывают влияние общемакроэкономическая ситуация, отраслевые и межотраслевые пропорции, межрегиональные и внешнеэкономические связи.

Наиболее важно и сложно проблема поиска инвесторов и создание в регионе условий для инвестирования. Эта проблема должна быть решена как на республиканском, так и региональном уровне.

Оценивая перспективы оживления инвестиционной деятельности в регионе, необходимо опираться на спрос и предложение на финансовые ресурсы, источники и величину имеющихся инвестиционных ресурсов, институты, инвестиционного процесса, структура инвестиций, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность.

Основные рычаги активизации процесса инвестирования находится на общереспубликанском уровне. Это эффективная законодательно-правовая база и макроэкономические условия для создания системы льгот и гарантий для инвесторов, денежная-кредитная, бюджетно-налоговая, таможенная и амортизационная политика. Необходим также комплекс мер разработанных и на уровне региона по привлечению инвестиций.

В инвестировании регионов особое место занимает производственная и социальная инфраструктура финансируемый как за счет внутренних и внешних источников. Речь идет о создании благоприятных условий для размещения предприятий и социального климата в регионе. Повышения уровня доходов населения и сбережений, занятости и безработицы, обеспеченности жильем, доступности социальных услуг, состояния здоровья и уровня образования, наличия развитой системы образования должны учитываться при определении направлений инвестиционной политики через республиканский бюджет и местные бюджеты. Принципиальным направлением является дальнейшее укрепление доходной части местных бюджетов и ориентаций на внутренние источники инвестиции. Важно на уровне региона мобилизация сбережений населения в реальные инвестиции.

Определенное место в инвестиционной поддержке региона слабо развитых территорий отводится международным финансовым организациям и зарубежным странам донорам в реализации задач по повышению уровня занятости и развития малого предпринимательства.

Развитие малого бизнеса и частного сектора должны стать важным источником инвестиции через средства предприятий находящийся на территории соответствующего региона. Повышение финансовой устойчивости действующих и новых предприятий служить через амортизационные отчисления вкладывать инвестиции на дальнейшее их развитие.

Для регионов Узбекистана прямые иностранные инвестиции имеет ряд существенных преимуществ в сравнении с другими формами, международного сотрудничества. Во-первых, инвестиции, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а напротив, способствует накоплению средств для его погашения. Во-вторых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивает привлечению новой технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. В-третьих, иностранные технологии приближают регионы к мировой экономике и международным стандартам производства и управления, способствует наиболее интенсивной интеграции местного хозяйства в мировое сообщество.

Здесь речь идет не просто об иностранном капитале, а о стратегических партнерах с большими капиталами, с их большим опытом в соответствующих секторах экономики, знанием и управленческим опытом в различных странах мира.

Для стимулирование притока иностранного капитала предстоит создать благоприятный деловой климат, базирующийся на понятиях для инвесторов принципах, с хорошо предсказуемой политикой на долгосрочную перспективу. Особенно иностранный бизнес заинтересован в государственных гарантиях нрав собственности. К числу направлений привлечения иностранных инвестиций можно отнести создание свободных экономических зон (СЭЗ) и специальных индустриальных зон (СИЗ), открытых для иностранных прямых вложений. В этом направлении уже приняты конкретные меры по созданию индустриально-экономической зоны в Навойской области [2]. Мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств стало создание специальных индустриальных зон — СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференций, обеспечением их за счет средств республики необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой.

Под СЭЗ принято понимать часть территории страны, на которой товары и услуги рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической и инновационной деятельности. К числу таких льгот относятся: фискальные, кредитные и административные льготы, льготы по обеспечению экономической безопасности, льготы в области обеспечения жилищно-коммунальных и других услуг.

В 2014 году объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений, или более 3 миллиардов долларов, составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти — это прямые иностранные инвестиции.

Особое удовлетворение вызывает тот факт, что из года в год в реализации инвестиционной программы все более активное участие принимают прямые частные инвестиции за счет собственных средств предприятий, которые только за истекший год возросли на 10,3 процента и составили в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов, или почти 30 процентов всех объемов инвестиций.

Активизировалась инвестиционная деятельность коммерческих банков, которыми в течение года на инвестиционные цели было направлено 1,7 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем в предыдущем году.

Свыше 73 процентов всех инвестиций было направлено на производственное строительство и около 40 процентов — на приобретение машин и оборудования.

Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием. [3]

В целом систематизация и обобщение подходов по формированию финансовых и инвестиционных ресурсов регионов Узбекистана показала необходимость усиление территориальных аспектов их регулирования и стимулирования. Наряду с государственной поддержкой регионов в решении их социально-экономических проблем, местные органы власти должны мобилизовать внутренние резервы и возможности активизации инвестиционной деятельности. Главным направлением деятельности как на уровне республик так и хокимията регионов формирование благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в различной форме, в первую очередь частных инвестиций.

Литература:

  1. Ислом Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. — Т., Узбекистан, 2009 г., с. 11.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 года «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навойской области».
Основные термины (генерируются автоматически): финансовых ресурсов, регионов Узбекистана, инвестиционной деятельности, инвестиционной политики, миллиарда долларов, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, уровне региона, Формирование финансовых ресурсов, привлечения иностранных инвестиций, природно-экономического потенциала, инвестиционной активности, Президента Республики Узбекистан, Указ Президента Республики, сбалансированного экономического роста, регионов Узбекистана прямые, инвестиционной привлекательности региона, ресурсов регионов Узбекистана, особенностей регионов Узбекистана, специальных индустриальных зон.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос