Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 1781 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, И. А. Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ / И. А. Зайцева, С. С. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 950-955. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28568/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлена модель урока РКИ на основе рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Кратко рассмотрены теоретические положения, обосновывающие целесообразность использования художественных текстов на уроках РКИ при обучении разным видам речевой деятельности. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Ключевые слова: текст, обучение чтению, художественное произведение, предтекстовая работа, притекстовые задания, послетекстовая работа.

Вопросы, связанные с чтением художественных текстов на уроках русского языка как иностранного, приобретают всё большую актуальность. Художественное произведение — это не только богатый источник культуроведческой информации. Оно способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, формирует их эстетический вкус, а также воздействует на эмоции. Кроме того, аутентичный художественный текст даёт возможность обучать речевому общению, то есть реализует главную цель изучения русского языка как иностранного. Исходя из этого, преподаватель часто предлагает учащимся произведения русской литературы, не обращая внимания на то, что на данном этапе такая работа вызовет у них значительные затруднения и, как следствие, нежелание выполнять её в будущем. Однако это не говорит о том, что использование таких текстов невозможно на ранних этапах обучения русскому языку. Главное — подбор корректной методики, которая даёт возможность учащимся самостоятельно понять текст, а не превращает урок в лексико-грамматический анализ или перевод текста.

При обучении чтению художественного произведения особое значение приобретает его выбор. Необходимо, чтобы текст был не только интересен учащимся, но и обогащал их языковые и страноведческие знания, тем самым мотивировал к изучению русского языка.

В нашем понимании работа над текстом традиционно состоит из трёх этапов: предтекстовая, притекстовая и послетекстовая. Цель предтекстовой работы мы видим в том, чтобы заинтересовать учащегося в прочтении предложенного текста, для чего может быть использована информация биографического характера. После первого прочтения текста преподавателем начинается притекстовый этап работы, на котором выбранное художественное произведение делится на небольшие смысловые части, которые ещё раз прочитываются, затем анализируются. Завершается всё послетекстовой работой, во время которой рекомендуется предложить учащимся разные виды творческих заданий.

В качестве примера предлагаем модель урока РКИ на основе одного из романтических рассказов Максима Горького «Макар Чудра». Модель урока содержит текст рассказа, упражнения для пред-, при- и послетекстовой работы, а также ключи к заданиям.

На этапе предтекстовой работы возможно предложить учащимся следующие вопросы:

— Вы знаете, кто такой Максим Горький? Что вы знаете об этом человеке?

Возможно, ответы учащихся будут следующими:

— Ничего не знаем о нём.

— Писатель.

— Известный русский писатель.

— …..

Далее можно прочитать небольшой текст, рассказывающий о жизни известного писателя Максима Горького. В ходе предтекстовой работы преподаватель пишет на доске фамилию, имя, годы жизни писателя. Также на данном этапе урока возможна работа с иллюстративным материалом, которым может послужить портрет Максима Горького. Учащиеся описывают внешность писателя, размышляют о том, что можно рассказать о его характере и жизни, глядя на его портрет. В любом случае вопросы не должны быть трудными. Их цель — поддержать интерес к произведению, которое предстоит прочитать.

Следующий этап — притекстовая работа. Она может состоять из следующих заданий.

Задание 1. «Макар Чудра» — это название первого рассказа Максима Горького, который он издал. Макар Чудра — это имя главного героя рассказа. Как вы думаете, о чём может идти речь в этом рассказе? Редко или часто это имя встречается в настоящее время?

(– Это рассказ о жизни Макара Чудры.

— Никогда не слышали такого имени. Наверное, оно редкое…

— Вероятно, это необычный человек, раз у него такое необыкновенное имя.)

Задание 2. Посмотрите, правильно ли вы предположили. Прочитайте рассказ Максима Горького целиком.

МАКАР ЧУДРА

(1) С моря дул влажный, холодный ветер; была осенняя ночь, и слева я видел бесконечное море и прямо напротив меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана.

— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол.

Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!

— Жизнь? Другие люди? — продолжал он, выслушав моё возражение на его «так и надо». — А тебе что до этого? Разве ты сам не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому. Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты её запомни и, как запомнишь, — всю свою жизнь будешь свободной птицей.

(2) «Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар.

Вся Венгрия, и Чехия, и всё, что кругом моря, знало его, — удалой был малый! Он любил только коней и ничего больше, и то ненадолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьмёт. Вот он какой был, сокол!

Раз — ночью весенней — сидим мы: я, Данило, солдат и Hyp старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка.

О ней, этой Радде, словами не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает. Много сердец молодецких были влюблены в неё! Ого, как много!

(3) Вот из темноты выехал конь, а на нём человек сидит и играет. Остановился у костра, улыбаясь, смотрит на нас.

— Эгё, Зобар, да это ты! — крикнул ему Данило радостно. Так вот он,

Лойко Зобар!

Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это сделал тебе скрипку такую звонкую?» А тот смеётся: «Я сам делал! И сделал её не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из её сердца».

Но — не на ту напал. Радда отвернулась в сторону и, зевнув, сказала: «А ещё говорят, что Зобар умён и ловок, — вот лгут люди!» — и пошла прочь.

— Эгё, красавица, у тебя остры зубы! — сверкнул глазами Лойко, слезая с коня. — Здравствуйте, братья! Вот и я к вам!

— Просим гостя! — сказал Данило в ответ.

(4) Живём мы да живём на том месте, и Зобар с нами. Это был товарищ! И все любили его, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня; но, если бы только это, а то ещё и подсмеивается над ним. Крепко задела за сердце Зобара, то-то крепко! Уйдёт ночью далеко в степь, и плачет до утра его скрипка. А мы лежим, слушаем и думаем: как быть? И знаем, что, если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя. Так и шло дело.

(5) Вот сидели мы, все в сборе, и говорили о делах. Скучно стало. Данило и просит Лойко: «Спой, Зобар, песенку, повесели душу!» Тот посмотрел на Радду и ударил по струнам:

Гей-гей! В груди горит огонь,

А степь так широка!

Как ветер, быстр мой борзый конь,

Тверда моя рука.

Гей-гей! Летим и встретим день.

Взвивайся в вышину!

Да только гривой не задень

Красавицу луну!

А Радда и говорит:

— Ты бы не залетал так высоко, Лойко, упадёшь, да — в лужу носом.

Зверем посмотрел на неё Лойко, а ничего не сказал — стерпел парень.

— Может быть, ты, Радда, кнута хочешь? — потянулся Данило к ней, а

Лойко бросил на землю шапку, да и говорит, весь чёрный, как земля:

— Стой, Данило! Горячему коню — стальные удила! Отдай мне дочку в жёны!

— Вот сказал речь! — усмехнулся Данило. — Да возьми, если можешь!

— Добро! — сказал Лойко и говорит Радде: — Ну, девушка, послушай меня немного! Много я вашей сестры видел, эгё, как много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Ну что ж? Чему быть, так то и будет! Беру тебя в жёны перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри — я свободный человек и буду жить так, как хочу! — И подошёл к ней, стиснув зубы, сверкая глазами. Смотрим мы, вдруг видим, взмахнул он руками и — грох!..

Что за диво? А это Радда захлестнула ему кнут за ноги, да и дёрнула к себе, — вот отчего упал Лойко.

Мы смотрим, что будет, а Лойко сидит на земле и сжал руками голову. А потом встал тихо, да и пошёл в степь, ни на кого не глядя. Hyp шепнул мне: «Смотри за ним!» И пополз я за Зобаром.

(6) Шёл Лойко нога за ногу, повеся голову и опустив руки, и, придя к ручью, сел на камень и охнул. У меня сердце кровью облилось от жалости.

Вдруг вижу: от табора быстро Радда идёт. Вот она подошла к нему, вздрогнул Лойко и поднял голову. И как вскочит, да за нож! Я уж хотел побежать к ним, вдруг слышу:

— Брось! Голову разобью! — Смотрю: у Радды в руке пистолет.

— Не убить тебя я пришла, а мириться, бросай нож! — Тот бросил и хмуро смотрит ей в глаза.

— Ну, слушай меня, Лойко: я тебя люблю! — говорит Радда. Тот только плечами повёл, точно связанный по рукам и ногам.

— Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом.

Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю!

Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. Впереди тебя ждут мои поцелуи да ласки... Крепко целовать я тебя буду, Лойко! Забудешь ты свою удалую жизнь... Так не теряй даром времени: поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой. — Вот чего захотела!

Крикнул Лойко на всю степь, как раненный в грудь. Дрогнула Радда, но не выдала себя.

— Ну, так прощай до завтра, а завтра ты сделаешь, что я сказала тебе. Слышишь, Лойко!

— Слышу! Сделаю, — застонал Зобар и протянул к ней руки. Она и не оглянулась на него.

(7) Когда собрались все мы вечером вокруг костра, пришёл и Лойко. Похудел за ночь страшно; он опустил глаза и, не поднимая, сказал нам:

— Вот какое дело, товарищи: смотрел я в сердце этой ночью. Радда там живёт только — и всё тут! Она любит свою волю больше меня, а я её люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, чтоб все видели, как её красота покорила удалого Лойку Зобара, который до неё играл с девушками. А потом она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что и воли моей я не пожалею! Так ли, Радда? — Он поднял глаза и посмотрел на неё. А мы ничего не понимали. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно.

— Ну! — крикнула Радда Зобару.

— Эгё, не торопись, успеешь... А остаётся попробовать, такое ли у

Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же,

— простите меня!

Мы и догадаться ещё не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у неё торчал нож Зобара.

Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану своими чёрными волосами, улыбаясь, сказала громко:

— Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!.. — да и умерла...

— Эх! Да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! — на всю степь крикнул Лойко да и поцеловал ноги мёртвой Радды. Мы сняли шапки и стояли молча.

А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него. А потом подошёл Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз напротив сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!..

Лежала Радда, прижав к груди руку, и открытые глаза её были в голубом небе, а у ног её лежал удалой Лойко Зобар. На лице его были кудри, и не было видно его лица. Вот и всё, сокол!»

(8) Макар замолчал. Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала красивая и гордая фигура Радды, и сквозь её пальцы сочилась кровь, падая на землю огненно-красными звёздочками.

А за нею плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди чёрных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слёзы...

Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.

Задание 3. Читайте ещё раз последовательно фрагменты текста и постарайтесь ответить на вопросы.

Прочитайте фрагмент 1. Постарайтесь ответить на вопросы:

1.1. Кто такой Макар Чудра? Что думает о жизни Макар Чудра? Что для него самое главное?

1.2. Кто такой сокол? Почему Макар Чудра называет рассказчика соколом?

1.3. Что значит слово «доля»? Почему Макар Чудра называет её «славной»? Что значит «славная доля»?

Прочитайте фрагмент 2. Постарайтесь ответить на вопросы:

2.1. Кого называют удалым малым? Какое имеет значение слово малый в данном контексте?

2.2. Кого Макар Чудра называет молодецкими сердцами?

Прочитайте фрагмент 3. Постарайтесь ответить на вопросы:

3.1. Кто главные герои рассказа? Какими качествами обладает герой рассказа Лойко Зобар? Как Макар Чудра описывает красоту Радды? Что вы можете сказать о её характере?

3.2. Что произошло при первой встрече между Раддой и Лойко? Как вела себя Радда? Как вы думаете почему?

3.3. Почему Лойко говорит, что у Рады «остры зубы»? Что это значит?

3.4. Какое значение имеет глагол «сверкать»? Что можно сказать о Лойко и его чувствах, если автор пишет, что он «сверкнул глазами»?

Прочитайте фрагмент 4. Постарайтесь ответить на вопросы:

4.1. Как вы понимаете выражение «Это был товарищ!»? Как жил Лойко в таборе старого цыгана Данило? Что ему было особенно неприятно?

4.2. Какое значение в данном контексте имеет часто повторяющееся слово «крепко» («крепко любили», «крепко задела за сердце»)? Какие синонимы этого слова вы можете назвать? Зачем Макар Чудра так часто использует это слово? Что можно сказать о чувствах героев?

4.3. Какое значение в данном контексте имеет глагол «плакать»? Как характеризует чувства героя его плачущая скрипка?

4.4. Что значат слова Макара Чудры о том, что, если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя?

Прочитайте фрагмент 5. Постарайтесь ответить на вопросы:

5.1. Какое значение имеет выражение «ударить по струнам»? Почему Макар Чудра использует именно это выражение?

5.2. О чём поётся в песне Лойко? Как вы понимаете её смысл?

5.3. Объясните значение выражения «упасть в лужу носом».

5.4. Как характеризует чувства Лойко его взгляд? В каком состоянии человек «смотрит зверем»?

5.5. Что такое удила? Объясните значение выражения «Горячему коню — стальные удила». О ком говорит Лойко?

5.6. Какие синонимы слова «диво» вы можете назвать? Какое диво произошло? Что произошло между Раддой и Лойко? Почему Рада совершила такой поступок? Как отреагировал Лойко? Почему?

5.7. Почему сказано, что Макар Чудра пополз за Лойко?

Прочитайте фрагмент 6. Постарайтесь ответить на вопросы:

6.1. Что значит «идти нога за ногу»? Что можно сказать о чувствах героя, если он шёл «нога за ногу, повеся голову и опустив руки»?

6.2. Почему автор пишет, что Лойко был «точно связанный по рукам и ногам»? Рад ли был Лойко Зобар тому, о чём ему сказала Рада?

6.3. Зачем Радда пошла за Лойко? Что она ему сказала и о чем попросила сделать?

6.4. Что значит глагол «стонать»? Почему Зобар застонал, когда Рада ушла?

Прочитайте фрагмент 7. Постарайтесь ответить на вопросы:

7.1. Почему Радда, зная, что Лойко убьёт её, потребовала, чтобы он поклонился ей в ноги? Как к этому требованию Радды относится Макар Чудра и другие цыгане? Что вы думаете об этом? Почему Лойко сначала согласился, а потом убил Радду? Что заставило его поклониться в ноги мёртвой Радде? Почему Данило убивает Лойко?

Прочитайте фрагмент 8. Постарайтесь ответить на вопросы:

8.1. Как вы думаете, понравилась ли рассказчику (автору) история Макара Чудры? Почему? О чём думал автор? Как вы понимаете фразу, которой заканчивается рассказ, «никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой»? Как вы думаете, смогли ли Лойко и Радда быть вместе?

Далее следует этап послетекстовой работы.

Задание 4. Прослушайте рассказ ещё раз целиком. Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто из главных героев вам нравится больше, Радда или Лойко, и почему?

Задание 5. Ответьте на следующие вопросы:

Почему рассказ называется «Макар Чудра»? Какое название предложили бы вы?

Задание 6. Прочитайте два монолога Лойки Зобара. Первый из них начинается словами «Ну, девушка, послушай меня немного! Много я вашей сестры видел, эгё, много!», второй — «Вот какое дело, товарищи: смотрел я в сердце этой ночью». Что общего между ними, и чем они отличаются?

В качестве домашней работы предлагается выполнить письменно следующее задание: Согласны ли вы с фразой Макара Чудры: «Если два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя»? Как вы думаете, можно было бы изменить ход событий в этой истории? Придумайте свой вариант развития события этой истории и запишите его.

КЛЮЧИ:

Задание 3.

1.1. Макар Чудра — старый цыган. Он считает, что нужно спокойно идти по жизни, наблюдая за ней, а когда придет время, спокойно можно умереть. Каждый человек — самостоятельная отдельная жизнь. Любой человек может прожить без других людей. А самое главное для человека — это свобода, поэтому он рассказывает рассказчику одну историю о гордости и любви к свободе.

1.2. Сокол — это птица гордая, красивая, вольная. Макар Чудра так называет рассказчика, потому что он молодой парень. Для молодого человека это похвала. На Руси сокол был символом отваги и мужества.

1.3. Доля — это часть чего-то, а также слово доля — синоним слова судьба, участь. Выражение славная доля имеет значение хорошая судьба, удачная жизнь. Макар Чудра, таким образом, даёт одобрительную оценку рассказчику, который выбрал себе жизненный путь свободолюбивого, независимого ни от кого человека.

2.1. Удалой — значит смелый. Малый — однокоренное слово со словом маленький. Малый может быть синонимом словом маленький, но кроме того, обозначает молодого человека. В русском языке есть выражения мал, да удал; сокол мал, да удал. Удалой малый — это молодой отважный человек. Таким был Лойко Зобар — главный герой рассказа.

2.2. Молодецкие сердца — значит молодые сердца. Макар Чудра подчеркивает, что много парней были влюблены в красавицу Радду.

3.1. Главные герои рассказа — Радда, Лойко Зобар и Данило. Все они свободолюбивые гордые цыгане. Лойко любил только коней, а Радда была самой известной красавицей. Многие были влюблены в неё. Данило — это старый цыган. Он отец Рады.

3.2. Радда недружелюбно встретила Лойко, она всем своим видом показывала, что ей скучно. Конечно, это задело гордого молодого человека, который кичился своими любовными подвигами. Конечно, и Лойко, и Радда обратили друг на друга внимание с первого раза, только они не хотели этого никому показывать. Слишком гордыми были оба.

3.3. Остры зубы — так говорят о человеке, который едко шутит, остроумно говорит. Лойко не ожидал такого поведения от девушки, которая ему понравилась, ведь раньше девушки сами хотели завоевать внимание Лойки, а теперь Радда даже не смотрит на него.

3.4. Сверкать глазами — выражать глазами чувство возмущения, гнева. Лойко злиться на Радду, но ничего уже не может поделать, слишком сильно он её уже любит.

4.1. Товарищ — значит друг. Лойко был приветлив со всеми, все любили его, поэтому Макар Чудра называет его товарищем. Лойко жил весело в таборе старого солдата и цыгана Данило. Все любили разговаривать с ним и проводить время. Но особенно неприятно ему было, что Радда не обращает внимание на него. Лойко грустил, поэтому один уходил в степь и там пел песни.

4.2. В данном контексте синонимом слова крепко являются слова очень, сильно. Макар Чудра подчеркивает, что все очень сильно любили Лойко, а вот он очень любил Радду. Выражение крепко задела за сердце можно понять так: Рада действовала на самолюбие, гордость Зобара. Лойко был унижен Раддой, этого он не мог ей простить.

4.3. Плакать — значит издавать звуки, похожие на завывания, всхлипывания. Когда на музыкальном инструменте исполняется грустная песня, человеку кажется, что плачет человек. Лойко пел грустные песни, ему было тяжело. Он не мог плакать по-настоящему, поэтому вместо него плакала скрипка.

4.4. Все понимали, что Лойко и Радда небезразличны друг другу, но никто не хотел ставать между ними, потому что это было опасно. В любой момент могло вспыхнуть пламя.

5.1. Ударить по струнам — значит начать играть на гитаре или другом музыкальном инструменте. Именно этим выражением возможно подчеркнуть, насколько сильны были страдания Лойко, насколько было плохо и тяжело ему. Лойко хочет в своей песне выразить все свои чувства, именно поэтому он ударяет по струнам.

5.2. Лойко поёт в песне о таком же удалом молодце, каким является он сам. Выражение вгруди горит огонь означает, что у молодого человека много сил для новых свершений. Конь его борзый, то есть смелый, а рука тверда (это значит, что он отважен и уверен в себе). Конь летим на самый верх и несет туда своего седока. Грива — это волосяной покров головы и шеи лошади. Последние строки песни предупреждают героя о том, что его гордость может помешать ему и навредить. Можно сказать, что герой песни очень похож на Лойку.

5.3. Рада использует именно выражение упасть в лужу носом, потому что хочет как можно больнее задеть Лойку, унизить его как можно сильнее. В данном случае выражение означает опозориться, перестать гордиться тем, что тебе не принадлежит или недоступно.

5.4. Смотреть зверем — выражать своим взглядом недовольство, неприязненное отношение к кому-либо. Лойко злится на Радду, но ничего не может с этим сделать.

5.5. Удила — это часть конской сбруи. Именно с помощью них лошадь взнуздывают, то есть подчиняют. Горячий конь — значит конь, не желающий починяться. Стальные удила самые крепкие. Если конь не управляем, то ему нужны самые крепкие удила. Лойко сравнивает Раду с таким конем.

5.6. Диво — это чудо, что-то необыкновенное. Дивом Макар Чудра называет неожиданный поступок Радды, желающей показать всем, что она в любом случае победит Лойко. Радда своим поступком показала, что она может легко взять верх над Лойко, а он даже ничего не сможет противопоставить ей, ведь он любит её

5.7. Глагол ползти означает медленно почти лёжа передвигаться. Макар Чудра должен был следить за Лойко, потому что цыгане боялись, что он сделает какую-нибудь глупость, поэтому он пополз за ним так, чтобы Зобар не заметил его.

6.1. Идти нога за ногу — идти так, что у тебя заплетаются ноги, задевают одна за другую. Походка становится похожей на ходьбу пьяного человека. Так может идти человек, который плохо себя чувствует, неуверенно держится на ногах. Лойко идёт так, потому что у нет больше сил, ему так больно и плохо. Все его тело говорит об этом: он опустил руки и повесил голову. У нет сил и нет надежды.

6.2. Выражение точно связанный по рукам и ногам подчеркивает, что Лойко был несвободен. Он был как будто бы в плену. Кажется, он совсем не рад словам Радды, потому что понимает, что это может закончиться плохо.

6.3. Радда пошла за Лойко, чтобы сказать ему о том, что она его любит. Однако она не хотела так просто сдаваться: она попросила при всех поклониться ей в ноги, что, конечно, было почти невозможно для гордого удалого цыгана. Лойко застонал в ответ.

6.4. Стонать — это не только издавать протяжные звуки, но и в переносном значении это значит мучиться, страдать. Лойко страдал, он был как раненый зверь. Он понимал, что он не может сделать того, о чём его попросила Радда, и не может жить без неё. Это был стон большого страдания.

7.1. Радда понимала, что её гордость не позволит ей покориться Лойко, поэтому она поставила перед ним такие условия. Ей легче умереть, чем расстаться со своей свободой. Цыганам жалко было Лойко и даже стыдно, потому что всё так произошло. Лойко тоже не мог смириться с тем, что ему придется расстаться со своей свободой, а ещё и показать всем, что он покорён женщиной, поэтому он убивает Радду. Для них обоих, как им видится, это лучший выход, потому что они не могут быть вместе и не могут быть отдельно. Лойко всё же поклонился в ноги ей мертвой, потому что любил её. Данило убивает Лойко, потому что он её отец и должен отомстить за неё. Лойко и Радда остались лежать вместе.

8.1. Скорее всего автору понравилась история, рассказанная Макаром Чудрой. Неслучайно он не хотел спать, а сидел и представлял себе фигуры Лойко и Радды, которые гуляли по степи. Настолько рассказчик был впечатлён историей цыган. Наверное, Радда и Лойко и после смерти не смогли быть вместе: рассказчику представляется, как Лойко горько плачет и никак не может догнать свою гордую красавицу, хотя всё время приближается к ней.

Литература:

  1. Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. — СПб.: Златоуст, 2001.
  2. Попадейкина И. Художественный текст на занятиях по русскому языку как иностранному (Интернет-источник).
Основные термины (генерируются автоматически): нога, русский язык, выражение, главный герой рассказа, друг, задание, какое значение, работа, рука, старый цыган.


Ключевые слова

текст, обучение чтению, художественное произведение, предтекстовая работа, притекстовые задания, послетекстовая работа., послетекстовая работа

Похожие статьи

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах

В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...

Модель занятия по РКИ на основе песни

В данной статье представлен материал урока, который включает грамматический комментарий, список слов, текст песни и систему упражнений, направленных не только на актуализацию и закрепление грамматических навыков и умений, но и на развитие навыков ауд...

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования

В статье рассматриваются основные этапы работы обучения грамоте в условия билингвального образования. Выделяются и описываются характерные особенности преподавания неродного (татарского) языка. Автором предложены различные формы и приемы обучения, ис...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Похожие статьи

К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ

В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...

Использование песен на уроках РКИ

В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...

Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Использование наглядных пособий в развитии устной речи в 3–4-х классах

В данной статье рассматриваются проблемы использования наглядных пособий при развитии устной речи. Дается общее о методах работы над устной речью, а также подбор развивающих игр, которые могут быть использованы на уроках по чтению. Большое внимание у...

Модель занятия по РКИ на основе песни

В данной статье представлен материал урока, который включает грамматический комментарий, список слов, текст песни и систему упражнений, направленных не только на актуализацию и закрепление грамматических навыков и умений, но и на развитие навыков ауд...

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования

В статье рассматриваются основные этапы работы обучения грамоте в условия билингвального образования. Выделяются и описываются характерные особенности преподавания неродного (татарского) языка. Автором предложены различные формы и приемы обучения, ис...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Задать вопрос