Автор: Горбунова Ирина Львовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Горбунова И. Л. Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 10-12.



Так как реализация физиологических потребностей первостепенна для человека, как и для любого живого организма, то, таким образом, основой здоровьесберегающего образования, является, прежде всего, диагностика и коррекция функционального состояния школьников. В данной связи следует отметить, что подход к здоровьесбережению, как к эффективному средству педагогического воздействия отражен в Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения (далее ФГОС ООО 2-го поколения). Он основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатах обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности позиционируемые методики должны способствовать формированию ценностей здоровьесбережения, целевых установок направленных на сохранение и приумножения соматического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса, а также ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья.

В процессе создания новых образовательных парадигм, что обусловлено интенсификацией образовательного процесса в соответствии с запросами общества и государства, первостепенное внимание должно быть обращено на «вопросы здоровьесбережения». Таким образом, школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом. И первым шагом к достижению обозначенной цели явилась реформа российского образования в контексте внедрения ФГОС ООО 2-го поколения, которые позволяют оценивать не только успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов обучения при освоении школьниками основных образовательных программ, но и выступают эффективным средством внедрения здоровьесберегающих методик на уровне основной школы. Таким образом, стандарты являются важнейшим условием для решения новых задач в системе школьного образования, задавая ценностно-смысловые ориентиры его содержания, направленные на развитие личности учащегося.

Одной из основных образовательных задач на современном этапе развития общего среднего образования является необходимость формирования таких личностных характеристик, в соответствии с которыми выпускники основной школы и учащиеся старших классов станут осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного как для человека, так и для окружающей его среды. Однако, реализация новой для нашей страны образовательной парадигмы требует не только значительных материальных и финансовых затрат, но и активного развития интеллектуального потенциала педагогических кадров. Эффективное использование «Человеческого фактора», таким образом, становится главным условием реализации программ здоровьесбережения и достижения нужного педагогического результата.

Здоровьесбережение должно стать неотъемлемой частью школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться комплексно, т. е. с использованием различных методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья. При этом как уже отмечалось, первостепенным условием необходимым для реализации методик здоровьесбережения является диагностика функционального состояния организма. В тоже время диагностика и коррекция функционального состояния субъектов образовательного процесса на сегодняшний день остается как одной из самых актуальных, так и одной из самых труднореализуемых педагогических задач. Это обусловлено тем, что проводить диагностику и коррекцию функционального состояния школьников необходимо на основе комплексного использования современных методов и подходов, что на наш взгляд в условиях современной школы достаточно сложно.

Так, современные подходы диагностики функционального состояния, школьников основаны на использовании как минимум четырех основных показателей: антропометрия, нейродинамика, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и оценка питания. Исследование целесообразно проводить с использованием комплекса адаптированных методик самими учащимися под контролем педагога, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет сформировать ценностное отношение к своему здоровью по средствам специфического психоэмоционального восприятия школьником процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют учащемуся установить совой тип здоровья на основе балльно-рейтинговой системы включающей следующие оценочные диапазоны: дисгармоничный низкий, компенсированный низкий, гармоничный, компенсированный высокий или дисгармоничный высокий. При самостоятельной диагностике определенного типа здоровья у школьника формируется устойчивая мотивация на ведения здорового образа жизни, а также целевые установки, направленные на сохранение положительных показателей.

Коррекцию функционального состояния также необходимо проводить комплексно, с использованием трех групп методов: психоэмоциональных. дидактических и психофизиологических.

Первая группа методов: психоэмоциональные методы коррекции функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными в образовательном процессе могут стать: арттерапия; музыкотерапия; аутогенная тренировка; ролевая игра; психогимнастика.

Вторая группа методов: дидактические методы коррекции функционального состояния — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения ученика к энергичному, целенаправленному учению. При этом в образовательном процессе целесообразно использовать следующие группы методов, доказавших свою высокую эффективность рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов; постановка вопросов, сравнительный анализ, моделирование, описание, проектирование; проблемное изложение. Мозговой штурм, учебная дискуссия, доказательство, наблюдение, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, также в некоторых случаях, в соответствии с конкретной дисциплинарной спецификой могут найти применение в рамках образовательного процесса.

Третья группа методов: психофизиологические методы коррекции функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными в контексте образовательного процесса являются: воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, а также сочетания вышеуказанных методов.

В заключении необходимо отметить, что реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения должна быть тесным образом увязана с вопросами здоровьесбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального состояния школьников, способствующая реализации потенциала личности осознанно выполняющей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни. Всестороннее развитие здоровьесберегающего образования, таким образом, должно стать основной целью государственной политики в сфере образования.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  7. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): функционального состояния, коррекция функционального состояния, функционального состояния школьников, коррекции функционального состояния, образовательного процесса, 2-го поколения, методы коррекции функционального, образования 2-го поколения, функционального состояния организма, общего образования 2-го, основного общего образования, образовательных стандартов основного, государственных образовательных стандартов, стандартов основного общего, субъектов образовательного процесса, функционального состояния субъектов, коррекцию функционального состояния, диагностика функционального состояния, здоровьесберегающего образования, Коррекцию функционального состояния.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос