Автор: Альсеитова Лидия Артуровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Альсеитова Л. А. Проведение физкультминуток на уроках математики в старших классах // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 1-3.



В настоящее время педагогами нашей страны уделяется особое внимание изучению вопроса влияния условий и факторов школьной жизни на здоровье детей.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Перед каждым педагогом стоит важная задача – организация учебной деятельности с учетом здоровьесбережения. Основными составляющими здесь являются:

- определение дозировки учебной нагрузки в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,

- проведение урока с учетом работоспособности детей,

- соблюдение гигиенических требований: чистота кабинета, хорошая освещенность, проветривание, оптимальный тепловой режим,

- благоприятный эмоциональный настрой на каждом уроке и взаимоотношений обучающихся и педагога, в целом,

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

В своей статье мы уделим внимание вопросам проведения физкультминуток и динамических пауз на уроках математики в старших классах. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только ученику начальной школы, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Не всем учащимся легко дается математика – это один из самых сложных предметов школьного курса обучения, изучение которого требует постоянного внимания, активной работы. Именно поэтому проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

- активизацию внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала,

- эмоциональную разгрузку детей, возможность «сбросить» накопивший груз отрицательных эмоций и переживаний.

Предлагаемые упражнения для физкультминутки непосредственно вплетаются в темы уроков математики. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, познакомившись с определениями и закрепив первично материал, для проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

Для развития воображения учеников предлагаем упражнение “Буратино”. Например, после введения нового понятия параллельных прямых, проговаривания этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой геометрические фигуры. Необходимо мысленно раскрасить их поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Их можно соотнести с темами, изучаемыми на уроках математики. Выделим следующие упражнения:

1) движения глаз вверх-вниз, вправо-влево – «Координатная плоскость», «Формулы приведения»;

2) вращение глазами по часовой стрелке и против – «Окружность», «Поворот точки вокруг начала координат»;

3) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты, проводятся с целью расширения зрительной активности, снятия утомления на уроке.На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физкультминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.

http://filippovarf.ucoz.ru/figurki.bmp

Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка» также проводятся с целью снятия зрительного напряжения.

Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру8.

Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности .

Упражнение «Цифровые таблицы».Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Интересны для ребят старшего школьного возраста и упражнения на релаксацию. Например, упражнение “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука», «Верно-неверно»). Для этого упражнения можно взять задания из блока «Анализ геометрических высказываний» подготовки к итоговой аттестации в 9-м классе.

Упражнение. Укажите верные утверждения:

1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

2) Вертикальные углы равны.

3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.

При выполнении такого упражнения в случае верного ответа на вдохе поднимается правая рука, в случае неверного – левая. Можно поднимать сначала одну руку вверх, потом ее опускать, потом выполнять упражнения для другой руки.

В приведенных примерах упражнений физкультминуток для учащихся старших классов рассмотрены лишь некоторые возможности учителя по организации здоровьесбережения на уроках математики. Организация учебной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий позволит обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569-575.
  2. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270
  3. Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  4. Новиков, В.С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В.С. Новиков, А.А. Благинин, Е.Б. Шустов, В.Ю. Чепрасов, М.Ю. Бахтин, В.О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  5. Соловьев, А.В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82-85.
  6. Соловьев, А.В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67-73.
  7. Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 38-46.
  8. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  9. Сорокина, Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114-116.
  10. Сыромятникова Л.И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.
Основные термины (генерируются автоматически): уроках математики, движениями глаз, проведение физкультминуток, физкультминутки профилактические упражнения, динамических пауз, старших классах, Молодой ученый, педагогического университета, Российская оториноларингология, учебной деятельности, физкультминутки следующее упражнение, здоровья учащихся, следующие упражнения, высшей школы, отрицательных чисел ученики, Простейшие упражнения, различные цветные фигуры, Упражнение «Цифровые таблицы».Цель, биссектриса равнобедренного треугольника, ученику начальной школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос