Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Байбулов А. К., Тлеубергенов А., Казагачев В. Н., Ахметова М. Р. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма // Молодой ученый. — 2016. — №8.2. — С. 70-73. — URL https://moluch.ru/archive/112/28478/ (дата обращения: 18.10.2018).



Рассмотрена задача кинематического анализа рычажного механизма. Определены возможности использования пакетов прикладных программ Mathcad и MSCADAMS для кинематического исследования кривошипно-шатунного механизма.

Ключевые слова: рычажный механизм, кривошипно-шатунный механизм, кинематический анализ.

В настоящее время во многих машинах применяются рычажные механизмы, состоящие из жестких звеньев, соединенных между собой кинематическими парами V класса. Кинематическое исследование такого механизма предусматривает изучение движения звеньев и их особых точек без учета действующих на механизм сил. Задачи кинематики могут быть решены графическим, графоаналитическим и аналитическим методами [1]. Первые два из них используются, главным образом, в учебных целях. Аналитический метод исследования позволяет получить точное решение. Однако непосредственное решение для определения функций положения, скоростей и ускорений приводит к громоздким уравнениям, решение которых порой сопряжено с чрезмерными затратами времени и высокой вероятностью ошибки.

Рассматриваемое устройство представляет собой кривошипно-шатунный механизм, состоящий из шарнирно соединённых звеньев (кривошип ОА длиной l = 0.28 м, шатун AB длиной r = 0.09м и ползун С) (рис.1). Кривошип вращается с постоянной угловой скоростью ω1 = 12 рад/с. Неподвижная система координат имеет начало координат в неподвижном шарнире О. Ось координат x направлена параллельно траектории движения ползуна 3, которая смещена относительно начала координат вдоль оси координат y на расстояние e = 0.05 м. Угол поворота кривошипа отсчитывается от оси x против часовой стрелки. Начальным считается положение механизма, при котором ползун занимает крайнее правое положение и определяется углом

Угол поворота шатуна является функцией угла поворота кривошипа

(1)

Рис. 1 — Схема кривошипно-ползунного механизма

Координата шарнира В по оси x определяется выражением

(2)

Дифференцированием выражения (1) определяются скорости и ускорения ползуна.

Координаты центра тяжести шатуна , расположенного посередине звена, равны

(3)

(4)

Скорости и ускорения этой точки определяются дифференцированием выражений (3) и (4).

Величина перемещения ползуна составляет

(5)

В настоящее время для исследования кинематики рычажных механизмов эффективно используют различные готовые программные продукты. Большое распространение получила система MathCAD, которая позволяет рассчитать координаты звеньев рычажных механизмов в зависимости от изменения угла ведущего звена с любым шагом. Система встроенных функций Mathcad позволяет вычислить скорости и ускорения особых точек рычажных механизмов, что даёт возможность рассчитать траектории заданных точек механизмов [2,3].

Пакет прикладных программ MSC.ADAMS предназначен для создания, тестирования и оптимизации работы моделей механизмов и конструкций, состоящих из абсолютно твердых тел и их соединений [4]. Основной базовый пакет модулей MSC.ADAMS, дающий возможность собирать и анализировать модели, сложность которых ограничивается в основном возможностями компьютера, распространяется на льготных условиях для некоммерческого использования в университетах [4].

Моделирование кривошипно-шатунного механизма проведено с помощью модуля ADAMS/View (рис. 2). Он позволяет анализировать кинематику и динамику систем тел, находящихся под действием внешних задаваемых сил и реакций внешних и внутренних связей.

Рис. 2 — Модель кривошипно-шатунного механизма в MSC.ADAMS

Проведено сравнение результатов расчёта программы MathCAD и модуля ADAMS/View, а также было выполнено графическое исследование. На рис. 3–5 показано сравнение кинематических характеристик кривошипно-шатунного механизма: скорости (рис. 3) и ускорения (рис. 4) ползуна; скорости (рис. 5) центра масс шатуна в зависимости от угла поворота кривошипа.

Рис.3 — Скорости ползуна в зависимости от угла поворота кривошипа, вычисленные в программах MathCAD и MSC.ADAMS

Рис. 4 — Ускорения ползуна в зависимости от угла поворота кривошипа, вычисленные в программах MathCAD и MSC.ADAMS

Рис. 5 — Скорости центра масс шатуна в зависимости от угла поворота кривошипа, вычисленные в программах MathCAD и MSC.ADAMS

При сравнении кинематических характеристик видно хорошее совпадение результатов расчёта, выполненное в разных программах.

Модуль ADAMS/View обладает большими возможностями, но в то же время является и более сложным в изучении. Он позволяет проводить уточнённые расчёты с учётом трения и деформаций и исследовать реальные модели. Поэтому при проектировочных расчётах несложных моделей удобнее и проще пользоваться программой MathCAD, а для выполнения кинематического и динамического анализа сложных моделей целесообразно использовать MSC.ADAMS.

Литература:

  1. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин: — М.: «Наука», 1988–640с.
  2. Котлярский Л. Н. MathСad. Решение инженерных и экономических задач / Л. Н. Котлярский. — СПб.: Питер. — 2005. — 388 с.
  3. Эйзеншпис А. А. MathСad 2000. Руководство пользователя / А. А. Эйзеншпис. — М.: ДМК Пресс. — 2001. — 570 с.
  4. Иванов А. А. MSC.ADAMS: теория и элементы виртуального конструирования и моделирования: Учебное пособие / А. А. Иванов — М.: Московское представительство MSC.Software GmbH, 2003. 97 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ADAMS, кривошипно-шатунный механизм, угол поворота кривошипа, аналитический метод, зависимость, кинематический анализ, MSCADAMS, ось координат, рычажный механизм, Ускорение ползуна.


Ключевые слова

рычажный механизм, кривошипно-шатунный механизм, кинематический анализ

Похожие статьи

Кинематическое исследование гибкого планетарного механизма...

Кинематические исследования можно вести аналитическим, графическим и графоаналитическими методами.

Спроектировав соответствующие радиусы звеньев механизма на выбранные координатные оси (рисунок 1, б), получим параметрическое...

Исследование кривошипно-коромыслового механизма...

В их конструкцию входят кривошип 8, рычаг нитепритягивателя 7 (коромысло), соединительное звено 6, ось 5 и двухколенчатый палец 4.

Иногда для классификации механизма используется также термин «кривошипно-шатунный», т. к. ведомое звено — глазок — расположен на...

Разгрузка кинематических пар кривошипно-ползунного...

ось направляющей, упругая связь, действие силы, центр масс, ускорение, ползун, подвижное звено механизма, кривошип, кинематическая пара механизма, частота вращения кривошипа.

Кинематический анализ замкнутого рычажно-шарнирного...

Кинематический анализ замкнутого рычажно-шарнирного механизма перемещения материала швейной машины.

Ключевые слова: двуплечий рычаг, рейка, кривошип, шатун, амплитуда колебаний.

Изучение конструкции механизмов игл различных швейных машин

Рис. 1. Устройство кривошипно-шатунного механизма. Кривошипом называется рычаг 1, жестко

Для выяснения того, почему необходимо шарнирное соединение шатуна с пальцем кривошипа и пальцем ползуна, посмотрим, как работает кривошипно-шатунный механизм.

Кинематическое исследование кулисного механизма для...

Кривошипно-шатунный механизм применяется для преобразования непрерывного вращения ведущего звена-кривошипа 1 в

частота вращения кривошипа, . Рис. 1. Кинематическая схема кулисного механизма (а) и плана скоростей (б, в) звеньев механизма.

Пути снижения потерь на трение в кривошипно-шатунном...

Ключевые слова:кривошипно-шатунный механизм, двигатель внутреннего сгорания, коэффициент полезного действия, снижение потерь на трение.

Пути снижения динамических нагрузок в кинематических парах механизма иглы швейных машин. Пути и методы снижения...

Пути снижения динамических нагрузок в кинематических парах...

В механизме иглы движения точки игловодителя, будем рассматривать в неподвижной системе отсчета . Определяем ускорения точки игловодителя в крайних ее положениях , предположим, что частота вращения кривошипа . Тогда мы получим зависимость между...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Кинематическое исследование гибкого планетарного механизма...

Кинематические исследования можно вести аналитическим, графическим и графоаналитическими методами.

Спроектировав соответствующие радиусы звеньев механизма на выбранные координатные оси (рисунок 1, б), получим параметрическое...

Исследование кривошипно-коромыслового механизма...

В их конструкцию входят кривошип 8, рычаг нитепритягивателя 7 (коромысло), соединительное звено 6, ось 5 и двухколенчатый палец 4.

Иногда для классификации механизма используется также термин «кривошипно-шатунный», т. к. ведомое звено — глазок — расположен на...

Разгрузка кинематических пар кривошипно-ползунного...

ось направляющей, упругая связь, действие силы, центр масс, ускорение, ползун, подвижное звено механизма, кривошип, кинематическая пара механизма, частота вращения кривошипа.

Кинематический анализ замкнутого рычажно-шарнирного...

Кинематический анализ замкнутого рычажно-шарнирного механизма перемещения материала швейной машины.

Ключевые слова: двуплечий рычаг, рейка, кривошип, шатун, амплитуда колебаний.

Изучение конструкции механизмов игл различных швейных машин

Рис. 1. Устройство кривошипно-шатунного механизма. Кривошипом называется рычаг 1, жестко

Для выяснения того, почему необходимо шарнирное соединение шатуна с пальцем кривошипа и пальцем ползуна, посмотрим, как работает кривошипно-шатунный механизм.

Кинематическое исследование кулисного механизма для...

Кривошипно-шатунный механизм применяется для преобразования непрерывного вращения ведущего звена-кривошипа 1 в

частота вращения кривошипа, . Рис. 1. Кинематическая схема кулисного механизма (а) и плана скоростей (б, в) звеньев механизма.

Пути снижения потерь на трение в кривошипно-шатунном...

Ключевые слова:кривошипно-шатунный механизм, двигатель внутреннего сгорания, коэффициент полезного действия, снижение потерь на трение.

Пути снижения динамических нагрузок в кинематических парах механизма иглы швейных машин. Пути и методы снижения...

Пути снижения динамических нагрузок в кинематических парах...

В механизме иглы движения точки игловодителя, будем рассматривать в неподвижной системе отсчета . Определяем ускорения точки игловодителя в крайних ее положениях , предположим, что частота вращения кривошипа . Тогда мы получим зависимость между...

Задать вопрос