Автор: Юлдошев Исмоил Абриевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Юлдошев И. А. Внедрение сетевых технологий в обучение курса «Информатика и информационные технологии» // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1072-1076.



Реформа системы образования, внедрение в учебный процесс средств информационных технологий и за счет использования их обеспечить эффективное прохождение уроков подтверждается в законе «Национальной программы подготовки кадров» Республики Узбекистана. В нем приведена фраза: “На основе современных информационных технологий, компьютеров и компьютерных сетей будет развиваться предоставления информации в процесс обучения».

С этого видно что, предусмотрено использование компьютерных сетей в процессе учебы, и в тоже время создание информационного пространства в системе образования и планомерного формирования.

Годы идут, меняется наша жизнь, меняются и технологии в различных областях деятельности человека, в том числе, и в сфере информационных технологий. Существовавшие до сих пор методики обучения устарели, и на смену им пришли новые, которые становятся подходящим инструментом для осмысленного, заинтересованного обучения.

В настоящее время во многих учебных заведениях существует компьютерный класс, оснащенный сетевыми компьютерами, а то и несколько таких классов. Практически одновременно с появлением компьютера возникла проблема передачи информации между ними. Можно передавать информацию с помощью машинных носителей информации. Но этот способ достаточно медленный и неудобный. Значительно лучше связать сетевыми кабелями, чтобы они обменивались информацией самостоятельно, без участия человека. Если соединить две компьютера и написать программу для передачи информации, то можно получить простейшую вычислительную сеть. Когда соединяются вместе несколько компьютеров, обмениваться информацией становится сложнее. Но, несмотря на возникающие проблемы, принципы соединения множества компьютеров в сеть остаются те же, что и для двух. То есть, компьютеры должны быть соединены с помощью линий связи. Для подключения линий связи к компьютерам используются специальные электронные устройства, и кроме того на каждом компьютере устанавливаются программы для совместной работы в сети.

Итак, компьютерная сеть — это объединение компьютеров, линий связи между ними, и программ, обеспечивающих обмен информацией. В зависимости от удалённости компьютеров, объединённых в сеть, в качестве линий связи могут использоваться кабели, телефонные линии, радиосвязь, с том числе спутники, а также оптоволоконная связь, в которых информация передаётся с помощью света.

Компьютерные сети бывают локальными и распределёнными. Локальной называется компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в одном здании или в соседних зданиях. Если же соединённые компьютеры находятся в разных частях города, а иногда и в разных городах и странах, то такие сети называют распределёнными. Иногда распределённые сети называют также территориальными. Часто к распределённой сети подключаются не отдельные компьютеры, а локальные сети. Таким образом можно создавать корпоративные сети для предприятий, имеющих филиалы в других городах. Распределённые сети мирового масштаба также называют глобальными сетями. Интернет и является самой известной глобальной компьютерной сетью.

На кафедре «Прикладная математика и информатика» Каршинского ГУ разработана методика использования локальной сети в обучении учеников педагогических, профессиональных колледжей и академических лицеев по курсу «Информатика и ИТ». С этой целью созданы разработки уроков. В каждой разработке уроков имеются технологические карты прохождения урока и методика внедрения инновационных педагогических технологий.

На примере темы: “Современный процессор таблица” (разчитан на 2 академических часа) приведем общую структуру эксперементальной разработки урока по курсу “Информатика и ИТ” для студентов колледжей и академических лицеев.

Цель урока:

а) образовательный:

– использование сетевой технологии в обучении учащихся к алгоритму отправления и приёма информации;

– объяснить ученикам суть системы;

– ознакомить учащихся с понятием электронная таблица;

– формирование у учащихся понятий современный программыMSExcel.

б) воспитательный:

– формирование у учащихся культуры и интереса обмены необходимой информации с помощью сетевой технологии;

в) развивающий:

– развитие алгоритмического мышления, расширение кругозора.

Тип урока: урок — закрепление изученного.

Вид:урок-практикум.

Содержание урока:учитель рассказывает, как работает сетевая технология, даёт информацию о современном процессор таблице, ячейки, строки, столбцы, формулы, функции, диаграммы, сортировки, фильтр и т. д.

Методы применяемые на уроке: с использованием сетевой технологии и педагогических технологий: умственная атака, кейс технология и др.

Оснащение урока:компьютеры (10–12 штук) подключенные к локальной сети, визуальные текстовые средства, визуальные изобразителные средства, видеопроектор. Сетевая топология — “Звезда”. Стандартные программы операционных систем MicrosoftWindows, специализированные программы поддержки образовательного процесса в локальной сети: Radmin.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо надо знать и выполнять следующие правила:

Нельзя самостоятельно без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры;

Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;

Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде;

Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;

Нельзя ходить по классу, вставать со своего места;

В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя.

  1. Фронтальный опрос.

Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы изучали и говорили о дополнительных возможностях EXCEL. На дом были даны вопросы исследовательского характера. Давайте обратимся к ним. Учитель опрашивает учеников по домашним заданиям и их оценивает. Походу объяснения темы, учитель проводит опрос учеников с помощью локальной сети по технологии «Умственная атака и кейс технология» (по одному ученику выходят по сети к главному компьютеру и отвечают):

Ответы на вопросы:

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Для чего нужна программа Excel?

Ученик (А— Клиент)— (Ответ) Для создания таблиц, графиков и диаграмм. Показывает таблицу, график, диаграмму, созданную в Excel.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Как вы понимаете термин «деловая графика»?

Ученик (B— Клиент)— (Ответ) Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?

Ученик (C— Клиент)— (Ответ) Спомощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, измеряя размеры и расположение на листе, и вставляя диаграммы в нужное место листа.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?

Ученик (D— Клиент)— (Ответ) Спомощью кнопки вызова Мастера диаграмм. Ответ демонстрируется на компьютере.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ученик (E— Клиент)— (Ответ) Внести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.

Изложение нового материала.

Учитель:Мы с вами повторили данные вопросы. А как вы думаете, для чего нам нужны они?

Ученик: Ответ: для изучения сегодняшней темы.

Учитель:Тема сегодняшнего урока «Современный процессор таблица». В этом мне будут помогать ученики — консультанты:

1 Консультант по математике и 2 Консультант по информатике.

1 Консультант.Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Для начала вспомним виды уравнений:

y=kx+b — линейное; y=ax2+bx+c — квадратичное; y=x3 — кубическое.

Если мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения называется графическим. Для нахождения корней системы уравнений графическим методом рассмотрим систему:

Преобразуем данную систему в приведенную

Далее в системе координат строим функции y=x2 и y=2x+9. Точки пересечения графиков и будут решением данной системы.

2 Консультант. (проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учеником — консультантом). С помощью программы Excel можно строить практически любые графики.

Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу: Первая строка — строка заголовок. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы: При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= — 10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;

При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и так же копируется до ячейки С23.

С помощью мастера диаграмм видно выберем тип диаграммы точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решения.

На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения — эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получим приближенные значения решений. Решением системы будут координаты точек пересечения графиков: х1=4,2; у1=4,8; х2=4,2; у2= 17,5.

Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение. У вас индивидуальные карточки, начнем работу по ним. У кого будут затруднения, я буду помогать.

Закрепление новой темы. (Метод применяемый на закрепление новой темы технология «Кейс технология») Для закрепления пройденной темы, учитель отправляет ученикам (клиентам) проблемное задание в приведенной форму через сервер. Процесс выполнения и их результаты контролирует учитель с помощью программы управления локальной сети. Соответственно он поэтапно оценивает ответы учеников.

Ученик (С— Клиент IP адрес-192.168.0.7)Какие адреса имеют указанные ячейки;

Рис. 1.

Ученик (J— Клиент IP адрес-192.168.0.11) Введите адрес активизированной ячейки (Рис.1);

Ученик (JКлиент IP адрес-192.168.0.12) Спомощью какой клавиши лента выполняются следующие операции (Рис. 2):

 Загрузка таблицы с диска;

 Вычисление суммы столбца;

 Создание нового листа;

 Запись таблицы на диск.

Рис. 2. Кнопка «Office» и главная лента в программы MSExcel

Опорные понятия: таблица, ячейки, функция, формула, диаграмма, графика, сортировка, фильтр и др.

Поощрения учащихся (оценка знаний учащихся проводится по утвержденной системе баллов).

Домашнее задание:

  1. Написать в тетради о современной процессор таблицы.
  2. Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.

Литература:

  1. Абдукадиров А. А., Юлдошев И. А. Методика преподавания информатики (при помощи локальных и глобальных сетей).- Учеб.мет. пособие. -Т.: Наука и технология, 2010.-28–32 с.
  2. Юлдошев И. А. Современные технические средства и технологии в образовании. — Монография. –Т.: Наука и технология, 2015.- стр. 210.
  3. www.ziyonet.uzРесурсным центром сети.
  4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
Основные термины (генерируются автоматически): локальной сети, Сервер-главный компьютер)—, линий связи, заполнении столбца, точек пересечения, координаты точек пересечения, точек пересечения графиков, информационных технологий, помощью локальной сети, использования локальной сети, педагогических технологий, компьютерная сеть, управления локальной сети, помощью программы, академических лицеев, помощью программы excel, Распределённые сети мирового, обучении учеников педагогических, новой темы, значения точек пересечения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос