Автор: Наимов Санджар Тулкунович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 09.04.2016

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Наимов С. Т. Способы развития динамических пространственных представлений учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 996-998.



Важнейшая задача обучения черчению развитие статических и динамических представлений учащихся. Сознавая это, надо использовать богатые возможности курса черчение в процессе графической подготовки учащихся. Однако круг используемых задач может быт, значительно расширен и более продуктивно направлен на развитие подвижности пространственных представлений учащихся. Обучение различным преобразованиям осуществляется в учебных разных предметах. Этот вид деятельности учащихся содействует у них таких важных для человека наших дней качеств, как способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи. Сюда же относятся способность к переконструированию, умение воплощать информацию в схематической, «знаковой» форме в более наглядную, готовность к управлению процессами и явлениями, не поддающимися непосредственному наблюдению на основе их образно знаковых моделей, общая творческая направленность мышления учащихся. Процесс трудового обучения и его ориентация на приобщение их к элементам конструирования и творчества органически связывает мысленные преобразования графических изображений с реальной деятельности учащихся.

Углублению работы в этом направлении могут содействовать задания двух видов:

1) связанные с изменением пространственного положения предметов или их частей и

2) связанные с мысленным преобразованием формы изображаемых предметов.

Задания, связанные с изменением взаимоположения частей предметов в результате их сдвига.

Пример первый. (рис.1). мысленно сдвинув часть детали, отмеченную буквой А, так, чтобы ее отверстие совпало с отверстием в основании буквой Б, и выполнить в трех видах чертеж реконструированной детали. Учесть, что отверстия в детали сквозные. Выбор главного вида указан стрелкой.

Пример второй (рис.2) мысленно передвинуть верхнюю часть детали, отмеченную буквой Б, вперед до совпадения с передней границей основания буквой А выполнить в трех видах чертеж реконструированной детали.

Рис. 1.

В процессе выполнения заданий этого вида создаются условия для большего развития пространственных представлений учащихся. Ход решения задач связан с различными по своему содержанию мысленными действиями.

Рис. 2

Деталь состоит из следующих элементов (Рис.3):.

1-часть шестиугольной призмы с отверстием; 5-конус с цилиндрическим отверстием; 2-параллелипед с отверстиями; 6-восмиугольная призма; 3-част полога цилиндра; 7-параллелепипед с отверстием; 4-полый цилиндр; 8-част цилиндра;

В начале — это анализ общей формы предметов, а затем — изучение формы ее частей. В заключении — переработка образа, зрительно воспринимаемого в чертеж в заданном количестве видов. При этом приходиться мысленно отвлечься, не принимать во внимание часть предмета, не мысленно отвлечься, не принимать во внимание часть предмета, не подлежащую сдвигу.

Рис.3

Этот процесс связан с восприятием наглядного изображения в фиксированном положении.

Заключительная часть работы ставит перед учащимся иную пространственную задачу — на «представливание», которая вместе с тем связана и с преобразованием изображением. Учащийся должен мысленно представить часть предмета в новом пространственном положении, сдвинув ее в заданном направлении, а затем завершить выполнение чертежа. Таким образом, пространственные задачи на преобразование одних видов графических изображений в другие, широко используемые в практике обучения черчению, дополняются еще одной задачей, содействующей развитию подвижности пространственных представлений у учащихся.

Есть реальная возможность расширить круг задач, которые полезно использовать в процессе обучения черчению с целью развития пространственных представлений учащихся. Большие возможности для развития подвижности этих представлений имеют задачи двух типов: требующие мысленного преобразования формы предмета или его частей. Те и другие задачи заметно обогащают графическую деятельность учащихся, содействуют повышению их интереса к работе, а сама работа становится более содержательной и продуктивной.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственных представлений учащихся, подвижности пространственных представлений, часть предмета, чертеж реконструированной детали, внимание часть предмета, видах чертеж реконструированной, трех видах чертеж, деятельности учащихся, динамических представлений учащихся, обучения черчению, часть детали, динамических пространственных представлений, графической подготовки учащихся, направленность мышления учащихся, вид деятельности учащихся, реальной деятельности учащихся, развитие подвижности пространственных, графическую деятельность учащихся, развития пространственных представлений, развитию подвижности пространственных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос