Великий учёный и государственный деятель Мирзо Улугбек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 09.04.2016

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Мирханова М. А., Абдуллаев М. Ш. Великий учёный и государственный деятель Мирзо Улугбек // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 821-823. — URL https://moluch.ru/archive/112/28361/ (дата обращения: 19.10.2018).



История мировой науки знает немало имён учёных узбекского народа. Одной из замечательных фигур среди этой плеяды учёных является Улугбек- крупнейший учёный XV века, основавший в своё время величайшую в мире астрономическую обсерваторию в Самарканде, глава астрономической школы тогдашнего Востока. Изучение его научного наследия и государственной деятельности представляет огромный интерес. Немало научных работ и исследований в связи с этим проведены учёными разных стран. Когда Улугбек был назначен правителем Самарканда. Ему было всего 15 лет. До его семнадцатилетия городом правил его опекун. В противоположность своему деду военному деятелю и правителю Тимуру, Улугбек не интересовался военными походами. Он предпринимал поход лишь в случае крайней необходимости: для предупреждения опасности или в целях обороны страны от врагов. Строительная деятельность при Улугбеке велась в двух направлениях: с одной стороны, строились культурные учреждения, а с другой — завершались начатые до него. По его распоряжению строятся медресе в Бухаре и Самарканде. Строились также благотворительные учреждения, бане. В Самарканде строится знаменитая обсерватория. Заканчивается стройка мечети «Биби-Ханим» мавзолея «Гур-и Мир», завершается ансамбль «Шахи-Зинда». Источники сообщают о прекрасных пригородных садах Улугбека.

Медресе Улугбека, согласно надписи на портале, было начато постройкой в 1417 г. и окончено в 1420 г. Первоначальное здание имело два этажа, четыре купола над угловыми аудиториями и четыре минарета по углам.

Медресе Улугбека весьма оригинально как с точки зрения общей архитектурной композиции, так и по качеству изразцовой обработки. Облицовка здания представляет высокую степень художественного совершенства: оно украшено прекрасным сочетанием геометрического и растительного орнамента, а также каллиграфическими письменами изумительной работы. На фасаде над аркой изображено стилизованное звёздное небо в виде орнаментов гирихов(орнаментов из геометрических фигур), символизирующее астрономическую науку. Деятельность Улугбека играл определённую прогрессивную роль в области науки. Действительно, он добился замечательных результатов в области астрономической науки и заслужено пользуется славой мирового учёного.

Характерная черта астрономов мусульманского Востока заключалась в том, что они главным образом разрабатывали наблюдательную астрономию: составлялись астрономические таблицы, каталоги звёзд, трактаты; конструировались и изготовлялись различные приборы и механизмы.

Большую роль в пробуждении жажды молодого учёного к знаниям сыграло его общение с культурными людьми того времени, а также богатая библиотека его отца, собиравшего и приобретавшего уникальные книги и рукописи со всех концов мира. Эта библиотека способствовала расширению умственного кругозора Улугбека, так как большую часть своего времени он проводил за чтением книг. Он, несомненно, был знаком с классическими трудами греческих учёных — Платона, Аристотеля, Птолемея, и прекрасно знал труды своих соотечественников — аль- Фергани, аль-Бируни, ибн Сины, аль-Хорезми.

Личные способности, превосходная память и постепенное накопление знаний привели к тому, что у Улугбека развилось стремление к науке. В результате дальнейших углублённых занятий и систематической упорной работы над собой Улугбек приобрёл огромную эрудицию. Таким образом, духовной пищей Улугбека было главным образом культурное наследие предков — древних народов Средней Азии.

Развитие точных наук в ту эпоху, наличие прекрасных сочинений в этой области, общение Улугбека с видными астрономами и математиками главным образом и определили направление научной деятельности учёного. В то же время он общался с представителями других видов науки, литературы и искусства, деятелями каллиграфии и миниатюры, которыми созданы замечательные виды искусства каллиграфии и новые формы необычайно изящного почерка, и поныне украшающие всякого рода древние памятники (рукописи, резьбу по дереву, мрамору, металлу и др.). Над художественным оформлением книг работали талантливые художники- миниатюристы, создавшие замечательную школу живописи. Лучшие сыны народа трудились, творили, внося свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Развитие науки и культуры приводят Улугбека к решению о создании новой высшей школы — центра научной мысли тогдашнего Востока. В 1417 году он приступает к строительству вышеупомянутой мечети в Самарканде, которое было закончено через три года. Улугбек сам лично занимался подбором и укомплектованием штата медресе из числа лучших учёных. Среди преподаваемых в медресе Улугбека дисциплин одно из видных мест занимала астрономия. Успешная научная и учебная деятельность возглавляемой Улугбеком группы астрономов привела его к мысли создать образцовую обсерваторию, оборудованную более точными инструментами, чем существовавшие до этого времени. Эта идея была им блестяще осуществлена через четыре года после основания вышеупомянутого медресе, когда необходимые подготовительные работы уже были проделаны.

О конструкции обсерватории можно было судить по результатам раскопок, проведённых в начале прошлого века: холм, где найдены остатки обсерватории представляет естественную каменистую возвышенность примерно 21 метр высотой при ширине в основании 85 и 170 метров. С вершины холма во все стороны открывается обширный и живописный горизонт. Во время раскопок было найдено множество изразцовых кирпичиков различного цвета, а также куски изразцовой мозаики, какими украшено медресе Улугбека в Самарканде. Очевидно, здание обсерватории было оформлено согласно господствовавшему архитектурному стилю той эпохи. По утверждению исторических источников, стенная живопись изображала небесную сферу, небесные тела, звёзды. О грандиозности этой обсерватории свидетельствуют размеры главного инструмента, установленного в траншее шириной около 2 метров в холме в направлении меридиана. Инструмент состоит из двух параллельно идущих на расстоянии 51 сантиметра друг от друга барьеров. Раскопки дали возможность установить план обсерватории, который оказался довольно сложным: в нём были большие залы, комнаты, коридоры, переходы, соединяющие эти помещения. Само здание круглой формы. Его середину занимал главный инструмент. Изучив исторические сведения, учёные пришли к выводу, что задача главного инструмента Улугбека состояла в определении основных величин астрономии: наклонения эклиптики к экватору, точки весеннего равноденствия, длины тропического года, выводимых из наблюдений Солнца, то есть инструмент был построен главным образом для солнечных наблюдений вообще, Луны и планет в частности. В эпоху Улугбека (и даже гораздо позднее) астрономические наблюдения проводились невооружённым глазом. Поэтому масштабы и конструкции астрономических инструментов играли важную роль. Грандиозные размеры секстанта, тщательная его конструкция, а также высокое искусство наблюдения самаркандских астрономов давали им возможность получать максимально достижимую для того времени точность наблюдений.

Вышеизложенное является частью сведений о великом учёном. Улугбек внёс определённый вклад в развитие точных наук, в частности астрономии, математики. Во времена его правления в государстве Моверонахр развивались наука, культура, искусство, архитектура. Под его руководством строились медресе (образовательные учреждения), где наряду с религиозными дисциплинами преподавались точные науки — астрономия, математика.

Для научных целей была построена обсерватория и необходимые инструменты. Улугбеком была создана астрономическая школа, где вели научную и педагогическую деятельность многие учёные Востока.

В наши дни архитектурный облик обсерватории Улугбека восстановлен, проведены реставрационные работы. Обсерватория Улугбека является историческим памятником. Он олицетворяет преданность науке, мужество, самоотверженность на благо всего человечества.

Литература:

  1. К. Бесембиев. Великие учёные Средней Азии и Казахстана. Изд-во «Казахстан», 1965 г.
  2. М. А. Ахадова «Урта Осиёлик машхур олимлар ва уларнинг математикага доир ишлари», Тошкент 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): Самарканд, главный образ, астрономическая наука, наука, медресе, инструмент, главный инструмент, время, астрономическая школа, тогдашний Восток.


Похожие статьи

Улугбек как покровитель науки и искусный дипломат

В 1417–1420 гг. он построил медресе в Самарканде. Медресе Улугбека стало настоящим центром дискуссий и полемики, научных и творческих изысканий

Данное произведение успешно используется знатоками астрономической и календарной науки» [1, c. 379].

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной...

В XV веке в Самарканде Улугбек организовал свою академию. В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

Ключевые слова: Амир Тимур, Мирзо Улугбек, академия, медресе, Самарканд, Бухара, образование. Одной из эпох развития науки и

Следует отметить, что наличие подобных надписей каллиграфическим узором, оставленных на главном портале бухарского медресе...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Значительный вклад в астрономическую науку внес Ахмад ибн Наср Даниш Бухари (1828–1897).

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Султан Али, долгое время проводивший врачебную практику в Самарканде, составил в 1526 г...

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

В этих городах библиотеки при медресе были уничтожены полностью.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное...

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Главная его задача в этой области — составление зиджа, т. е. астрономических тригонометрических таблиц

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Хорезм, Книга, VIII, Багдад, наука, арабский язык, латинский язык, практическая астрономия, Восток.

Астрономия как наука в системе современного естествознания...

Особенно важные события в астрономии, которые коренным образом преобразовали древнюю науку о небе, произошли после окончания второй мировой войны.

1.Значение астрономических знаний для общественной практики во все времена было очень велико...

Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное...»

Основные сочинения: “Геммы мудрости”, “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, “Трактат о классификации наук”, “Большая книга о музыке”.

Д) В медресе Улугбека. Приложение 1. В Узбекистане сформировалась собственная астрономическая школа...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

Теория арабесок становится наукой, выполнение — искусством.

первоначальное ее назначение — перешла в кирпичную мозаику, которая наносилась на стену главным образом с целью...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Улугбек как покровитель науки и искусный дипломат

В 1417–1420 гг. он построил медресе в Самарканде. Медресе Улугбека стало настоящим центром дискуссий и полемики, научных и творческих изысканий

Данное произведение успешно используется знатоками астрономической и календарной науки» [1, c. 379].

Академия Улугбека | Статья в сборнике международной научной...

В XV веке в Самарканде Улугбек организовал свою академию. В историю наук этот научный центр вошел под именами «Самаркандская академия Улугбека», «Самаркандская астрономическая школа Улугбека».

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

Ключевые слова: Амир Тимур, Мирзо Улугбек, академия, медресе, Самарканд, Бухара, образование. Одной из эпох развития науки и

Следует отметить, что наличие подобных надписей каллиграфическим узором, оставленных на главном портале бухарского медресе...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Значительный вклад в астрономическую науку внес Ахмад ибн Наср Даниш Бухари (1828–1897).

В XVI—XIX вв. определенное развитие получила географическая наука.

Султан Али, долгое время проводивший врачебную практику в Самарканде, составил в 1526 г...

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

В этих городах библиотеки при медресе были уничтожены полностью.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное...

Аль-Хорезми — великий математик и основатель классической...

Главная его задача в этой области — составление зиджа, т. е. астрономических тригонометрических таблиц

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Хорезм, Книга, VIII, Багдад, наука, арабский язык, латинский язык, практическая астрономия, Восток.

Астрономия как наука в системе современного естествознания...

Особенно важные события в астрономии, которые коренным образом преобразовали древнюю науку о небе, произошли после окончания второй мировой войны.

1.Значение астрономических знаний для общественной практики во все времена было очень велико...

Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное...»

Основные сочинения: “Геммы мудрости”, “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, “Трактат о классификации наук”, “Большая книга о музыке”.

Д) В медресе Улугбека. Приложение 1. В Узбекистане сформировалась собственная астрономическая школа...

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

Теория арабесок становится наукой, выполнение — искусством.

первоначальное ее назначение — перешла в кирпичную мозаику, которая наносилась на стену главным образом с целью...

Задать вопрос