Система маркетинга и ее внедрение на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 08.04.2016

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. А. Система маркетинга и ее внедрение на предприятии / А. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 636-638. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28327/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современных условиях экономики большинство российских промышленных предприятий в качестве стратегической цели ставят задачу “выжить любой ценой”. Столь незавидное состояние руководители объясняют, в первую очередь, наличием проблем, связанных с реализацией своей продукции.

Несмотря на то, что трудности в области сбыта продукции могут порождаться различными причинами, решение на первом этапе очень часто сводится к одной схеме — к внедрению системы маркетинга в виде обособленного отдела или группы маркетинга с наделением их соответственно функциями сбыта. Логика простая: у компании существует проблема сбыта, отсюда основная функция вновь организованного отдела — тоже сбыт. Иногда функция сбыта дополняется аналитической, которая очень быстро вырождается, потому что никто не знает, что делать с маркетинговой информацией, приводимой в аналитических справках, и какие решения должны быть не только подготовлены, но и выполнены, с последующей оценкой их результативности. Более того, очень часто отдел наделяется ответственностью за расширение сбыта, но при этом, как правило, права в принятии и реализации маркетинговых решений не передаются. Результат от такого нововведения зачастую отрицательный и вызывает новую “головную боль” у руководителя. Это провоцирует его в дальнейшем либо расформировать отдел или, в лучшем случае, придать его другому подразделению. Процесс решения проблемы сбыта стопорится, возникает еще большая неопределенность — что делать дальше?

Неопределенность дальнейших действий в основном порождается отсутствием у менеджеров компании однозначного ответа на следующие вопросы:

– Что понимать под системой маркетинга, принятой к внедрению в компании?

– Что должно произойти в результате ее внедрения?

– Какой должна быть последовательность внедрения системы маркетинга в компании?

Поиск ответов на эти вопросы иногда вынуждает менеджеров компании обращаться к консультантам. Опыт подобных консультаций подсказывает, что порой устных консультаций недостаточно, и требуются специально разработанные под клиента, достаточно подробные методические указания с ответами на поставленные вопросы и с практическими примерами решений подобных проблем.

Под системой маркетинга (СМ) понимается подсистема управления (менеджмента) компании, которая приводит процессы внутренней среды в соответствие с целевыми планами или программами действий компании по отношению к внешней среде. Регулирование осуществляется на основе анализа реакций внутренней и внешней среды.

Под процессом внедрения системы маркетинга понимается создание, корректировка и поддержание работоспособности такого “механизма” в системе управления компании, который обеспечивал бы не только осуществление стратегических и тактических целей компании, но и создание условий для их достижения.

Под таким механизмом подразумевается некоторая система компонент — маркетинговых целей, задач, функций, структур управления, людей, документов, процедур и программ.

Создание (разработка) модели такого механизма предполагает определение конкретных значений перечисленных компонент и последовательное документальное закрепление этих значений:

– на этапе описания условий функциональной поддержки бизнеса в системе координат “цели — задачи — функции” (ЦЗФ);

– в процессе описания системы управления бизнесом на уровне структурной, функциональной и организационной схемы (СФО) компании, а также положений о ее подразделениях и штатного расписания;

– в процессе уточнения функций поддержки бизнеса до уровня функциональных обязанностей и их распределения между специалистами компании, в рамках штатного расписания;

– на этапе группировки и трансформации функциональных обязанностей в должностные инструкции и квалификационные требования;

– в процессе уточнения технологии исполнения распределенных функциональных обязанностей и бизнес-цепочек, с точки зрения управленческого цикла;

– в процессе перехода к методам стратегического маркетинга или к программно-целевому планированию, согласованному с системой ЦЗФ.

Целесообразно до проведения работ по внедрению СМ описать действующее состояние бизнеса, хотя бы в системе ЦЗФ и в схемах СФО. Это описание будет соответствовать стартовым условиям внедрения СМ.

Для описания стартовых условий разработки и внедрения СМ предлагается следующая последовательность действий:

– описание действующих (если отсутствуют, то определение) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, задач и функций компании;

– описание основных функций компании;

– описание структурной схемы компании;

– описание организационной схемы компании;

Разработка СМ. Описание целевых условий бизнеса:

– описание планируемых долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей и задач СМ, исходя из стратегических целей и задач бизнеса:

– определение планируемых основных функций СМ;

– определение структурной схемы службы маркетинга;

– разработка организационной модели службы маркетинга;

– распределение основных функций СМ по подразделениям компании и службы маркетинга;

– детализация или экспликация основных функций;

– разработка положения о службе маркетинга;

– бизнес-моделирование деятельности службы маркетинга.

Внедрение и корректировка СМ:

– подготовка приказа руководителя о ликвидации службы сбыта и сокращении ее сотрудников с правом участия в конкурсе на вакантные места компании;

– подготовка приказа об организации службы маркетинга;

– объявление о конкурсном наборе сотрудников в службу продаж;

– проведение конкурса на основе квалификационных требований;

– корректировка (изменение, дополнение, удаление) функций сотрудников службы маркетинга и при необходимости ее реструктуризация.

Корректировка выполняется в процессе деятельности или функционирования службы ее руководителем или специалистом по реструктуризации предприятия.

Логическая схема разработки СМ приведена ниже на рис. 1 и призвана отобразить логическую последовательность действий, взаимосвязь результатов работ, выполненных на тех или иных этапах, и место формирования тех или иных материалов, составляющих основную документацию по внедрению СМ.

Рис. 1. Логическая схема разработки системы маркетинга

Основные функции службы маркетинга могут быть связаны с территориальным управлением продаж — доставкой необходимых покупателю товаров с целью удовлетворения его потребностей. Поэтому эти функции могут быть выражены через следующие ключевые действия: подготовка и обеспечение продаж, продажа, доставка товара и ее диспетчеризация.

Рис. 2. Функциональная схема службы маркетинга

Если функциональная схема службы маркетинга отвечает на вопрос: “Что необходимо делать?”, то структурная схема призвана ответить на вопрос: “Кто должен делать или исполнять основные функции службы продаж?”.

Рис. 3. Структурная схема службы продаж

Литература:

  1. Е. П. Голубков. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1998, раздел 2.6.4, стр. 74–76.
  2. А. И. Ковалев, В. В. Войченко. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, раздел 1.2, стр. 14–25.
  3. Серия статей “Семь нот менеджмента”, опубликованных в журнале “Эксперт” в 1998–1999 гг.
Основные термины (генерируются автоматически): внедрение СМ, описание, внешняя среда, компания, менеджер компании, основная функция СМ, система маркетинга, служба маркетинга, функциональная схема службы маркетинга, функция сбыта, штатное расписание.


Похожие статьи

Современное значение маркетингового управления...

– формирование и совершенствование системы сбыта продукции

Как система управления компанией маркетинг, по мнению Моисеенко Ж. Н., призван обеспечить

Возлагается на специально созданное подразделение — службу маркетинга.

Связи между маркетингом и логистикой | Статья в журнале...

Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно?»; функции логистики вторичны, она отвечает на вопрос «как это сделать?». Маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого — системы реализации продукции...

Связь стратегии и статуса службы маркетинга на предприятии

Статус службы маркетинга на этом уровне предполагает некоторую самостоятельность и ответственность этой службы. Ключевая компетенция компании предполагает функциональное сотрудничество службы маркетинга со всеми подразделениями...

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

Основная цель службы маркетинга на строительном предприятии — это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого...

Особенности использования маркетинговых коммуникаций на...

- предоставление лицензии на использование фирменных символов компании или продукта. - прямой маркетинг.

‒ на крупном промышленном предприятии для повышения эффективности продаж возможно только построение вертикальных интегрированных систем сбыта

Место и роль маркетинга в деятельности предприятия

Таким образом, маркетинг на предприятии в лице маркетинговой службы является своеобразным мозговым центром – на основании информации, поступающей от менеджеров по маркетингу, формируется производственная, научно-исследовательская, сбытовая, кадровая...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях...

Маркетинг непосредственно участвует в стратегическом планировании компании.

Это обусловлено количеством проектов, которые постоянно осуществляет служба маркетинга.

Таким образом, внедрение маркетинга как основной функции предприятия необходимо для...

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

Библиографическое описание

1) непонимание сущности маркетинга большинством компаний

Маркетинг ограничивается в основном сбытом, при этом планирование и анализ сбыта не осуществляются.

Маркетинг в деятельности кадровых структур | Статья в журнале...

Библиографическое описание

В статье раскрыто понятие кадрового маркетинга, определена его цель, рассмотрены основные маркетинговые коммуникации в рамках кадрового маркетинга.

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области.

Похожие статьи

Современное значение маркетингового управления...

– формирование и совершенствование системы сбыта продукции

Как система управления компанией маркетинг, по мнению Моисеенко Ж. Н., призван обеспечить

Возлагается на специально созданное подразделение — службу маркетинга.

Связи между маркетингом и логистикой | Статья в журнале...

Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно?»; функции логистики вторичны, она отвечает на вопрос «как это сделать?». Маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого — системы реализации продукции...

Связь стратегии и статуса службы маркетинга на предприятии

Статус службы маркетинга на этом уровне предполагает некоторую самостоятельность и ответственность этой службы. Ключевая компетенция компании предполагает функциональное сотрудничество службы маркетинга со всеми подразделениями...

Особенности организации службы маркетинга на строительном...

Основная цель службы маркетинга на строительном предприятии — это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого...

Особенности использования маркетинговых коммуникаций на...

- предоставление лицензии на использование фирменных символов компании или продукта. - прямой маркетинг.

‒ на крупном промышленном предприятии для повышения эффективности продаж возможно только построение вертикальных интегрированных систем сбыта

Место и роль маркетинга в деятельности предприятия

Таким образом, маркетинг на предприятии в лице маркетинговой службы является своеобразным мозговым центром – на основании информации, поступающей от менеджеров по маркетингу, формируется производственная, научно-исследовательская, сбытовая, кадровая...

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях...

Маркетинг непосредственно участвует в стратегическом планировании компании.

Это обусловлено количеством проектов, которые постоянно осуществляет служба маркетинга.

Таким образом, внедрение маркетинга как основной функции предприятия необходимо для...

Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности...

Библиографическое описание

1) непонимание сущности маркетинга большинством компаний

Маркетинг ограничивается в основном сбытом, при этом планирование и анализ сбыта не осуществляются.

Маркетинг в деятельности кадровых структур | Статья в журнале...

Библиографическое описание

В статье раскрыто понятие кадрового маркетинга, определена его цель, рассмотрены основные маркетинговые коммуникации в рамках кадрового маркетинга.

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области.

Задать вопрос