Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Меджидова Э. С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 991-992. — URL https://moluch.ru/archive/112/28280/ (дата обращения: 15.12.2018).



В данной статье представлен материал о чувстве ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, ответственность.

Постановка проблемы: Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека: образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью и способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Фундамент такой личности закладывается в дошкольном возрасте, когда происходит формирование личностных качеств ребенка, предпосылок их дальнейшего развития, умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Воспитание чувства ответственности — одна из сторон этого процесса. Современному ребенку необходимо осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Ответственный ребенок стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения [1, c. 60].

Изучением проблемы воспитания чувства ответственности у детей дошкольного возраста занимались: Л. И. Божович, З. Н. Борисова, В. А. Горбачева, К. А. Климова, В. С. Мухина, Л. И. Дементий, В. П. Прядеин и др. Так же из зарубежных ученых это: Л.Колберг, Ф.Хайдер, Дж.Роттер, Ж.Пиаже и др [2, c.56–70].

Ученые обращают внимание на то что, ответственность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека. Ответственность объективно нужна ребенку, так как закладывает фундамент его успешной взрослой жизни.

Особую роль в воспитании чувства ответственности играет взаимодействие со сверстниками. Это обусловлено тем, что чувство ответственности — это один из важнейших социальных навыков. Взаимодействие со сверстниками наиболее благоприятно для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива. В связи с этим В. С. Мухина отмечает, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения [3, c. 78].

Не смотря на то, что существует много исследований по данной проблеме, вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным. Ученые обращают внимание на то, что наблюдается отсутствие теоретических оснований построения воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования, ориентированного на развитие человека, его самостоятельности, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности.

В практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данной проблемы наблюдается ряд противоречий:

– в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;

– в воспитании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;

– педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не получают должного развития;

– планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;

– в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта [4, c.123].

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в воспитании ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса.

Процесс воспитания ораганизационно-педагогических условий чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками будет протекать более эффективно при следующих условиях:

– организация системы коллективной трудовой деятельности в форме дежурств с вовлечением в нее всех детей (уголок дежурства, график работы);

– установление отношения взаимной ответственности между детьми;

– формирование у детей общественных мотивов деятельности;

– осуществление дифференцированного подхода с учетом уровня сформированности начальных форм ответственности у каждого ребенка [5, c.108].

Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится. Умения определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо» необходимо ребенку и при поступлении в школу.

Литература:

  1. Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева // Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. — СПб.: Речь, 2002. — 60 с.
  2. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 56–60 с.
  3. Ю. В. Василькина // Воспитание ответственности. Мама и малыш, -2007, № 11.-123 c.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 78 с.
  5. А. В. Шестакович, Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А. В. — Москва: Книжный мир, 2001. — 108 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.


Похожие статьи

Формирование ответственности у старших дошкольников

Чувство ответственности не возникает само по себе.

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Воспитание ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно.

 расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство...

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств...

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Формирование ответственности как качества личности...

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая деятельность. В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, действие, хозяйственно-бытовой труд, трудовая деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

− Учите брать ответственность на себя.

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного...

ребенок, детский сад, воспитатель, игрушка, дошкольный возраст, честность, настольно-печатный материал, собственное достоинство, старшая сестра, старший дошкольный возраст.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир. Похожие статьи. Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование ответственности у старших дошкольников

Чувство ответственности не возникает само по себе.

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Воспитание ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно.

 расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство...

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств...

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Формирование ответственности как качества личности...

Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование ответственности, качество личности, трудовая деятельность. В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности...

Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, действие, хозяйственно-бытовой труд, трудовая деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

− Учите брать ответственность на себя.

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного...

ребенок, детский сад, воспитатель, игрушка, дошкольный возраст, честность, настольно-печатный материал, собственное достоинство, старшая сестра, старший дошкольный возраст.

Правовое воспитание детей как инновационная форма...

ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир. Похожие статьи. Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста...

Задать вопрос