Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности

Спецвыпуск
08.04.2016
86
Поделиться
Библиографическое описание
Каскина, Д. К. Целенаправленность подготовки студентов на безопасность профессиональной деятельности / Д. К. Каскина, Б. К. Рыскулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.2 (112.2). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28279/.


В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.

Время перемен ставит перед образованием новые задачи. Учитывая геополитическое положение нашего государства, можно с уверенностью сказать, что основная нагрузка при их разрешении приходится на инженерное образование. Формирование личности безопасного типа — одна из основных составляющих в подготовке инженера любого профиля. Авторы научных трудов по данной проблеме доказывают, что такая личность способна гасить источники угрозы собственному и иному существованию в самом себе, своевременно предупреждать напряженность в повседневном общении и строить свое поведение на основе прогноза различного рода опасностей, возникающих вследствие предпринимаемых действий в семейно-бытовой, общественной, учебной, производственной, природной и иных сферах. Это человек, свободно ориентирующийся в конкретных жизненных условиях [1, 2].

Мы придерживаемся мнения представителей данной концепции, которые предлагают исходить из того, что безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от того, как этот человек позиционирует себя в жизни, как ведет себя по отношению к другим людям, в какой культуре он воспитывался и что в ней воспринял в качестве руководства к действию. При этом важен безопасный стиль общения и поведения, что является условием большего взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодействия.

В этой связи Л. А. Михайлов выделяет следующие педагогические задачи в области формирования личности безопасного типа в вузе:

— вооружение студентов психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

— повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

— формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

— формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

— совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции [3].

Ученый и его последователи считают, что к особенностям личности безопасного типа следует относить:

— характерологические особенности человека по разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации в окружающем мире;

— необходимые мотивационные установки, интеллект, эмоции и волевые качества;

— компетентности в обеспечении политической, экономической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека;

— комплекс гражданских качеств;

— уровень культуры общения, взаимодействия, эмоционального самовыражения.

Учитывая особенности личности безопасного типа, можно заметить, что специалист в своей профессиональной деятельности должен быть готов: компетентно решать входящие в должностные обязанности задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности — своей и окружающих; грамотно действовать в опасных ситуациях, условиях чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, зонах радиоактивного и химического заражения, определять способы защиты от них, позволяющие свести к минимуму ущерб личности, обществу и окружающей среде; оказывать само- и взаимопомощь; распознавать и оценивать возможные факторы риска и опасностей повседневной жизни; оказывать помощь терпящим бедствие; при необходимости оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Особого внимания в данном контексте заслуживает исследование проблем безопасности труда в техносфере, предполагающие наличие у студентов необходимых представлений о структуре техносферы: машинах, механизмах, их действии и возможных опасностях, сопровождающих технологические циклы [4,5].

Для человека, взаимодействующего с механизмами, необходимо наличие умений представить и спрогнозировать возможные варианты развития технологических ситуаций и связанные с ними опасности для работающих.

Рассматривая понятие «развитие направленности студентов на безопасность профессиональной деятельности», считаем необходимым остановиться на соотношении понятий «формирование» и «развитие». Понятие «развитие» в педагогической науке тесно связано с понятием «формирование», но, будучи взаимосвязаны они, как отмечает В. А. Беликов, не тождественны друг другу [6].

Развитие в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой толкуется как процесс закономерного изменения, переход из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [7]. Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта — его состава и структуры [8]. Развитие в философии определяется как процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований индивидов с момента их зарождения до конца жизни. Формирование же представляет собой процесс придания определенной формы [9]. Понятие формирования как отмечает В. А. Беликов, обоснованно употребляется в отношении таких сторон личности, как формирование характера, формирование умений, навыков и т. п. Понятие развитие употребляется в отношении, в первую очередь, способностей и качеств личности.

А. В. Хуторской под развитием понимает процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения [10].

С точки зрения уровневого подхода, развитие рассматривается как переход от одного уровня к другому, к более сложному и качественно отличному. Его определяют как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной, духовной жизни человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения В. В. Давыдова, который полагает, что в процессах развития автономных и суверенных систем присутствуют моменты формирования некоторых их составляющих, а в процессах формирования наблюдаются моменты развития отдельных его компонентов [11].

В соответствии с таким подходом развитие направленности на безопасную профессиональную деятельность подчиняется определенным закономерностям, что обусловливает в процессе личностного развития все большую роль его внутренних движущих сил. В качестве регулятора и механизма такого развития выступают ценностные ориентации личности, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате достижения стимулируя постановку новых значимых целей. Достигнутый уровень развития личности, отмечает М. С. Яницкий, последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования ее ценностных ориентаций [12].

Таким образом, понятие «развитие направленности студентов на безопасность профессиональной деятельности» в своем исследовании мы будем трактовать как процесс необратимого, направленного, закономерного, качественного изменения направленности личности на безопасность профессиональной деятельности, переход из одного состояния в другое, более совершенное.

Литература:

  1. Михайлов, Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. … д-ра пед. наук / — СПб, 2003. — 340 с.
  2. Шершнев Л. И. Безопасность человека. / — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. — 478 с.
  3. Михайлов, Л. А. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»:Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2007. — 204 с.
  4. Белов П. Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996. — 424 с.
  5. Горина Л. Н. Проблемно-ролевая игра «Проведение экологической экспертизы объекта»: Метод. указания. — Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1997. — 31с.
  6. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / — М.: Владос, 2004. — 357 с.
  7. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. /– М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  8. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл., 1997. — 1456 с.
  9. Дуранов, М.Е., Жернов, В.И., Лешер, О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / — Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.
  10. Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / — М.: Высш. шк., 2007. — 639с.
  11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  12. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореф. дис. … докт. психол. наук. / — Новосибирск, 2000 г. — 41 с.
  13. Трайнёв, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. — 2-е изд., / — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 280 с., С.84
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.2. 41-43):
Спецвыпуск 2 (79 с.)

Молодой учёный