Современные технологии сохранения и укрепления здоровья воспитанников в Севастопольском президентском кадетском училище | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Шрамкова, Е. А. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья воспитанников в Севастопольском президентском кадетском училище / Е. А. Шрамкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1067-1072. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28100/ (дата обращения: 18.11.2024).



Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Децим Юний Ювенал

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 01.06.2012 года (№ 761, с.25), необходимо распространение здоровьесберегающих технологий на все образовательные организации. В президентских кадетских училищах здоровьесберегающие технологии лежат в основе образовательной и воспитательной деятельности педагогов-предметников, педагогов-организаторов и воспитателей. Целью данной статьи я не ставлю рассказать читателю о том, что такое «технологии», «методика», «здоровьесберегающие технологии», и не собираюсь перечислять основные нормативные документы, регламентирующие педагогическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Я адресую статью педагогу, заинтересованному находить новые подходы, методы, приёмы, которые помогут сохранить здоровье наших детей и заинтересовать самих воспитанников сохранять и преумножать своё здоровье. Рассуждая о существующих и используемых на практике общепедагогических технологиях, принципиальным для которых является следующее положение: «здоровьесберегающая образовательная технология — качественная характеристика любой образовательной технологии», я соглашусь с Н. К. Смирновым, что «сертификат безопасности» для здоровья — совокупность принципов, приёмов, методов работы, дополняют задачи здоровьесбережения и традиционные технологии обучения, воспитания, развития. Это означает, что не существует отдельных общепедагогических здоровьесберегающих образовательных технологий. Все образовательные технологии, учитывающие физиологические и психологические особенности личности ребёнка и личности педагога, являются здоровьесберегающими, что называется, «по определению». (Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. 288с.).

Анализируя литературу и основываясь на личном опыте, каждый может констатировать факт наличия огромного количества разработок, методик в этой области, которые можно классифицировать следующим образом: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, технологии ОБЖ и образовательные (в том числе организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные). Я вам предлагаю к рассмотрению одну внеурочных форм физкультурно-оздоровительных технологий. Конкурс «А ну-ка, парни!» — это традиционная форма внеурочной деятельности для воспитанников любых возрастов всех образовательных учреждений, начиная со школы (в дошкольных учреждениях «А ну-ка, мальчики» или «Весёлые старты»), продолжая в студенчестве, в армии, да и во взрослой жизни настоящие мужчины всегда с удовольствие соревнуются в командных эстафетах и конкурсах капитанов. Главное спортивные этапы подобрать в соответствии с возрастом, физическим развитием, и не забыть о здоровьесберегающей основе мероприятия.

Вот как проходит военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!», являясь зрелищным и захватывающим мероприятием воспитательной работы, в Севастопольском президентском кадетском училище. Военно-спортивный конкурс включает в себя восемь состязаний: четыре эстафеты, конкурс капитанов, ответы на вопросы, перетягивание каната. Подбор конкурсных эстафет и состязаний сориентирован на особенности физического развития юношей 7–8 классов, при подборе команд учитываются весовые категории участников, спортивная подготовка, поэтому проведение конкурса между сборными командами данных классов является наиболее целесообразным. Команды за день до состязаний тренировались в прохождении этапов конкурса.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий на данном мероприятии являются следующие:

  1. Создание образовательно-воспитательной среды, которая обеспечила отсутствие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса (санитарное состояние спортивного зала):

 освещение, температура, система циркуляции и кондиционирования воздуха в соответствии с нормами СаПиНа;

 чистота и порядок в спортивном зале.

  1. Уровень рациональности организации мероприятия.

Содержание мероприятия включает в себя различные эстафеты, вопросы и загадки, шутки, конкурсы, показательные спортивные выступления, элементы строевой подготовки. Команды, судьи и болельщики являются активными участниками мероприятия.

  1. Смена видов деятельности (подвижные задания, координация движений, умственная деятельность, внимательность во время выполнения последовательности действий эстафет, просмотр показательных выступлений спортсменов и т. п.) способствуют избеганию переутомления участников и зрителей. Смена видов деятельности происходила каждые 7–8 минут.
  2. Доброжелательная, позитивная атмосфера, поддержка болельщиков оказывали положительное влияние на психофизиологическое состояние всех присутствующих.

Творческий характер образовательно-воспитательного процесса.

Реализация творческих задач достигалась с использованием активных методов и форм обучения, а именно — ведущим мероприятия являлись кадеты, которые импровизировали, и в некоторых заданиях подавали пример импровизации участникам. В ходе конкурса участникам приходилось активно применять не только физическую ловкость и сноровку, но и творчески подходить к выполнению заданий.

Осознание кадетом успешности влюбых видах деятельности.

На протяжении всего военно-спортивного конкурса преобладали положительные эмоции. Ведущий, арбитры, судьи, болельщики использовали вербальные и невербальные средства общения.

Рациональная организация двигательной активности.

Динамические паузы являются неотъемлемой частью любого рода деятельности. На данном мероприятии такая пуза была важна для зрителей. В середине мероприятия физминутку провели команды для своих болельщиков, а судьи смогли увидеть слаженность выполнения движений обычных элементов утренней зарядки и поблагодарить болельщиков обеих команд за активное участие в мероприятии.

Итак, конкретизируем цель и задачи данного мероприятия.

Цель:Военно-патриотическое воспитание кадет, способствующее всестороннему гармоничному развитию, вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом, воспитание у допризывной молодёжи готовности к защите Отечества.

Задачи:

 повышение уровня физического и гражданско-патриотического воспитания кадет;

 укрепление здоровья и уровня физической подготовки кадет;

 привлечение кадет к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта;

 пропаганда и популяризация здорового образа жизни;

 воспитание физических качеств силы, быстроты и ловкости;

 воспитание чувства коллективизма и сплоченности.

В спортивном зале по периметру расставлены скамейки для команд и болельщиков, зрители занимают места в зале. Звучат позывные к началу игры.

Ведущий 1: Сегодня не просто февральский день. Сегодня День российского кадета. С праздником, кадеты Севастопольского президентского кадетского училища.

Ведущий 2: Приближается главный праздник настоящих мужчин — День защитника Отечества.Испокон веков русский матрос и солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли.

Кому не известны сегодня великие события русской военной истории —Куликовская битва, Полтава, Бородино!..

Россия гордится своими великими полководцами: Александром Васильевичем Суворовым, Михаилом Илларионовичем Кутузовым, Георгием Константиновичем Жуковым, и великими флотоводцами: Павлом Степановичем Нахимовым, Фёдором Фёдоровичем Ушаковым — принесшими славу русскому оружию и российскому флоту.

Ведущий 1: История кадет в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Кому как не нам — кадетам Севастопольского президентского кадетского училища стать преемниками славных воинов-защитников, которые мужеством и доблестью, не щадя жизни, отстаивали независимость нашей Родины — России.

Ведущий 2: Итак, мы открываем второй военно-спортивный конкурс

Ведущий 1: «А ну-ка, парни!».

Звучат фанфары.

Ведущий 2: В соревнованиях участвуют сборные команды кадет 7-х и 8-х классов. Приглашаем команды на построение.

Команды кадет 7-х и 8-х классов проходят по периметру спортивного зала и становятся перед скамейками, напротив друг друга.

Ведущий 1: Справедливое судейство соревнований обеспечит компетентное жюри. (Ведущие представляют председателя жюри, главного судью соревнований и арбитров.)

Ведущий 1: Перед началом конкурса я хотел бы сказать…

Ведущий 2: Отставить! Нет такого в Уставе — «я хотел бы сказать».

Есть «разрешите доложить».

Ведущий 1:Разрешите доложить: «В военно-спортивном конкурсе «А ну-ка, парни» сегодня соревнуются две команды. Победителем соревнований станет команда, набравшая большее количество баллов. За победу в каждом конкурсе команда получает 1 балл. В конкурсе капитанов можно заработать максимально два балла.В первом конкурсе-приветствии команды представляют своё название, девиз, приветствие соперникам, капитаны команд рапортуют о готовности к участию в соревнованиях главному судье.

Конкурс-приветствие так и называется «Разрешите доложить».

Приветствие «Разрешите доложить».

Капитаны команд докладывают о готовности к соревнованиям главному судье соревнований.

Форма рапорта: Товарищ главный судья! Команда кадет ___-__ курса на военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», посвященные Дню защитника Отечества и Дню российского кадета построена. Капитан команды__________________

Главный судья соревнований докладывает председателю жюри о готовности к соревнованиям.

Председатель жюри комментирует конкурс «Разрешите доложить», объявляет победителя первого конкурса и открывает соревнования.

Звучат фанфары.

Ведущий 1:Все мы знаем, что здоров будешь — всё добудешь. Кто из нас не помнит экзамен по физической подготовке при поступлении в училище?.. Жарко, солнце светит, на море бы искупаться. Ан –нет, надо подтянуться на турнике, а потом кросс пробежать. Не всем легко давались эти испытания. Зато сейчас мы и подтягиваемся, и отжимаемся, да мы всё можем. Второй конкурс –разминка.

Ведущий 2:В каждой команде по шесть человек. Участники команд выполняют по одному из упражнений. Первый — принимает упор лёжа и отжимается, второй — приседает, третий — выполняет упражнения на пресс из положения лёжа, четвёртый — подтягивается, пятый — выполняет упражнения на пресс на гимнастической стенке, шестой — выполняет упражнение «сгибание — разгибание рук на брусьях». Длительность выполнения упражнения 30 секунд. Начало и окончание выполнения упражнения по свистку арбитра. Судьи подсчитывают общее количество сделанных упражнений. Наибольшее число выполненных упражнений приносит команде победный балл.

Конкурс «Разминка».

Ведущий 1:объявляет команду, победившую в конкурсе.

Ведущий 2:Воинская дисциплина обязывает каждого солдата и матроса стойко переносить трудности военной службы. Для этого нужна необыкновенная сила духа. А здоровый дух, как известно, — в здоровом теле. Поэтому занятия спортом — неотъемлемая часть повседневной жизни военнослужащего. Третий конкурс –силовая эстафета.

Ведущий 1:В каждой команде по шесть человек. Эстафета проходит в 5 этапов. На первом и втором этапе команды разбиваются в группы по три человека. Двое участников соединяют руки крест на крест и несут третьего до противоположного конца зала и обратно. На 3–5-ом этапе команды разбиваются парами и «крокодилом» пробегают ту же дистанцию, на обратном пути участники меняются местами.

Победит та команда, которая быстрее пройдёт все пять этапов.

Силовая эстафета.

Физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты.

Ведущий 1: Фитиль гранаты надо было поджечь, как следует, чтобы он не погас при броске; но и медлить не следовало, иначе граната могла взорваться прямо в руках.Нашим «гренадерам» не придётся метать гранаты. Они продемонстрируют свою меткость кидая теннисный мяч.

Ведущий 2: Вэстафете каждый участник преодолевает дистанцию следующим образом: сначала два медбольных мяча и один баскетбольный мяч необходимо перенести до отметки (медбольные мячи в руках, баскетбольный между ног), затем подбрасывая на ракетке теннисный мяч бежите до следующей отметки, у которой теннисным мячом попадаете в щит.

В обратном порядке, выполняя те же действия возвращаетесь к команде и передаёте эстафету.

Ведущий 2: Гренадерами назывались в русской армии XIX века рослые,

Ведущий 1: Побеждает команда, которая первой пересекла линию финиша.

Оборудование и инвентарь: 4 медбольных мяча, 2 баскетбольных мяча, 2 теннисных мяча, 2 теннисные ракетки.

Эстафета «Меткий стрелок».

Ведущий 1:По традиции давних времен, военное сражение должно было начаться с поединка между представителями двух армий.

Всем известен знаменитый поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой. Одновременно ринулись поединщики вперед и пронзили друг друга копьями.

Тяжко пришлось в той битве руссичам, но они победили.

Полны решимости и наши богатыри. Объявляем поединок капитанов.

Ведущий 2: Пока готовится конкурс капитанов предлагаем командам провести физминутку для своих болельщиков, жюри предлагается оценить слаженность выполнения движений обычных элементов утренней зарядки и присвоить дополнительный бал команде.

Команды проводят физминутку для своих болельщиков.

Ведущий 1: Перед каждым командиром находится гимнастический мат, за которым лежит баскетбольный мяч. По сигналу каждый участник должен сделать кувырок вперёд, затем взять баскетбольный мяч, пройти до следующей отметки «крабом вперёд», бросить мяч в кольцо (обязательно попасть в кольцо, при промахе повторять броски до попадания в кольцо), до стола допрыгать «кенгуру», разобрать и собрать автомат, ударить в склянки. Кто первый ударил в склянки, тот получает для команды один балл.

Ведущий 2: Разборка и сборка автомата оцениваются жюри отдельно. Правильная разборка-сборка — один балл, неправильная — ноль баллов. Ошибками при разборке-сборке считаются:

 нарушение последовательности разборки-сборки;

 перехлест деталей при выполнении упражнения;

 наличие оставшихся после сборки деталей АК.

Участник приступает к выполнению упражнения по команде судьи.

Оборудование и инвентарь: 2 мата, 2 баскетбольных мяча, 2 стола, 2 АК, склянки.

Конкурс капитанов.

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов вашему вниманию предлагается выступление кадет, занимающихся в системе дополнительного образования по направлению «Бокс».

Показательное выступление боксёров.

Ведущий 2:

Там, где десантник не пройдёт,

И бронепоезд не промчится,

Солдат на брюхе проползёт

И ничего с ним не случится.

Ведущий 1: Итак, спортивно-военизированная эстафета:

По команде судьи первый участник передвигается по «кочкам», преодолевает «ручей» (пробегая по скамейки), по-пластунски проползает под барьерами,стараясь их не уронить, берёт баскетбольный мяч и ведёт его к кольцу — бросает мяч в кольцо (обязательно попасть в кольцо, при промахе повторять броски до попадания в кольцо), возвращается тем же путём, ведёт баскетбольный мяч и оставляет его у барьера, перепрыгивает через барьеры,преодолевая «завал», по скамейке ползёт на животе подтягиваясь руками, пробегает по «кочкам», и передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая первой пересекла линию финиша.

Оборудование и инвентарь: 10 колец, 2 скамейки, 8 барьеров,

2 баскетбольных мяча.

Спортивно-военизированная эстафета.

Ведущий 1: Внашей армии служить должны не только сильные мужчины, но и умные, которые сильны еще и умом, смекалкой, эрудицией. Поэтому, парни, сейчас мы проверим ваш интеллект. Объявляем блицтурнир «Что ты знаешь о нашей армии?», каждой команде по очереди задается вопрос. На раздумье 5 секунд. Подсчитывается количество правильных ответов. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. Предлагаем председателю жюри вскрыть конверт, и огласить вопросы конкурса.

Блицтурнир «Что ты знаешь о нашей армии?».

Ведущий 2:

Пока жюри подводит итоги блицтурнира мы приглашаем выступить самых юных кадет — кадет 5-х классов.

Показательный номер «Восточные единоборства».

Ведущий 1: Аплодисменты!!! (Ведущий объявляет победителя блицтурнира). Заключительный конкурс — перетягивание каната, пришедшее в сухопутные части с флота и без которого не обходится ни один армейский спортивный праздник.

Оборудование и инвентарь: канат

Перетягивание каната.

Ведущий 2: Вот и подошёл к концу наш конкурс. Пока жюри подводит итоги дружеских состязаний, вашему вниманию предлагается выступление кадет, занимающихся в системе дополнительного образования по направлению «Самбо».

Показательное выступление кадет, занимающихся вольной борьбой и самбо.

Ведущий 1:

Слово предоставляется жюри.

Выступление жюри и награждение команд грамотами.

Ведущий 1:Поздравляем аплодисментами наши команды. И пусть на щитах наших воинов всегда будет девиз: «Честь и Родина превыше всего!»

Ведущий 2:

Кадеты, наш девиз: «Польза, честь и слава!».

Вместе:

До новых встреч!

Такая внеурочная форма работы, как военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!» продемонстрировали навыки строевой подготовки кадет, ловкость и смекалку, быстроту реакции и знание военных терминов, выдержку и выносливость, командный «дух» и стремление к победе. По итогам соревнований команды награждены грамотами. Победила команда 8-х классов «Победитель».Несмотря на победу команды 8-х классов команда 7-х классов в каждом конкурсе наступала «на пятки» соперникам, а в нескольких конкурсах их обошла. Команды показали себя достойными соперниками друг другу, и команда 7-х классов предложила конкурс- «реванш» команде 8-х классов.

Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиваться положительных изменений в состоянии здоровья кадет и способствует вовлечению их в регулярные занятия спортом.

Какую из урочной или внеурочной форм здоровьесберегающих технологий выберете Вы — решать Вам, руководствуясь словами «Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

Литература:

  1. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008.
  2. Панкова Н. Б. Содержание, формы и методы деятельности образовательных организаций по охране здоровья обучающихся в свете требований ФГОС. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2014 г.
  3. Интернетресусурсы: Ефанова Е. В., Батталова Е. А., Сценарий «Папа, мама, я спортивная семья», Кропоткин 2012, http://do2.gendocs.ru
  4. Интернетресусурсы: Сценарий «Твои защитники» для 9–11 классов., 28.01.2014 г., http://lib2.podelise.ru
  5. Интернетресусурсы: Конкурсная программа «Курс молодого бойца», посвященная Дню защитника Отечества для 7 -11 класса, 10.07.2013 г., http://pochit.ru
  6. Интернетресусурсы: Классный час по истории (5 класс) по теме: классный час на тему: «Я Кадет», 13.02.2014 г.,http://nsportal.ru
  7. Интернетресусурсы: Армейский калейдоскоп.doc, 2012 г., http://edu.of.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ведущий, команда, баскетбольный мяч, конкурс капитанов, конкурс, председатель жюри, Россия, спортивный зал, военно-спортивный конкурс, Севастопольское президентское кадетское училище.


Похожие статьи

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса

Анализ использования в учебном процессе электронных учебников и электронных информационных ресурсов в Казанском суворовском военном училище

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского корпуса

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Мероприятия по усвоению корпоративной культуры в процессе адаптации персонала на Иркутском авиационном заводе

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Мотивационные методы диагностики профессиональной компетентности педагогов Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса

Применение инновационных технологий при организации самостоятельной работы суворовцев

Информационные технологии в сохранении и восстановлении экосистем региона КМВ

Похожие статьи

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса

Анализ использования в учебном процессе электронных учебников и электронных информационных ресурсов в Казанском суворовском военном училище

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского корпуса

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Мероприятия по усвоению корпоративной культуры в процессе адаптации персонала на Иркутском авиационном заводе

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Мотивационные методы диагностики профессиональной компетентности педагогов Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса

Применение инновационных технологий при организации самостоятельной работы суворовцев

Информационные технологии в сохранении и восстановлении экосистем региона КМВ

Задать вопрос