Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 4495 раз

Библиографическое описание:

Жадан, В. Н. Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях / В. Н. Жадан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 739-745. — URL: https://moluch.ru/archive/112/27531/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются некоторые проблемы и перспективы в международных отношениях России с европейскими международными организациями на основе международных и российских правовых актов и анализа общетеоретических положений, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: Россия, европейские международные организации, проблемы, перспективы, международные отношения, материалы, подходы, анализ.

Перед Россией в XXI веке, как и в целом перед международным сообществом актуальными являются вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах, но достаточно часто возникают при этом проблемы в международных отношениях. Тому пример являются не простые международные отношения между Россией и государствами, их международными организациями на Европейском пространстве.

Вопросам анализа участия, роли и других аспектов взаимодействия и сотрудничества России с европейскими международными организациями в научной литературе и материалах средств массовой информации (далее — СМИ), посвящено немало публикаций [1], что ни в коей мере не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.

Предметом данного исследования будут некоторые проблемы и перспективы в международных отношениях, характеризующие взаимодействие и сотрудничество России с европейскими международными организациями, и являются продолжением ранее опубликованных исследований о конституционно-правовых основах сотрудничества России с международным сообществом, об участии России в деятельности международных организаций и других.

Общепризнано, что основным международным нормативным правовым актом для международного сообщества, в том числе и определяющим вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций является Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) [2] (далее — ООН). В Уставе ООН определяются основополагающие принципы международных отношений, которые в Декларации о принципах международного права (1970 г.) [3] и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) [4] нашли свое дальнейшее закрепление и дополнение в части обеспечения мира и международной безопасности, определения общих правил поведения субъектов международного права, развитие дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем, от уровня их развития, взаимодействие и сотрудничество государств и международных организаций, участие государств в международном сообществе.

В тоже время деятельность международных организаций должна соответствовать международным нормативным правовым актам, к числу которых относятся: Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Будапештская конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.), а также уставы об их образовании, международные договоры с государствами об их пребывании и другие.

О сотрудничестве государств и международных организаций по политическим, экономическим, социально-гуманитарной и другим сферам международных отношений принято много международных универсальных и региональных, многосторонних и двусторонних договоров и соглашений.

Россия, принимая принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что осознает себя частью международного сообщества. Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [5].

Россия, как евразийское государство взаимодействует и сотрудничает не только с европейскими государствами, но является членом многих международных организаций на Европейском пространстве. К числу европейских международных организаций, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие.

В системе международных региональных организаций и принимающих решения по поддержанию мира, безопасности и сотрудничества государств ведущее место занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная организация была создана по инициативе СССР и социалистических государств Европы, как постоянно действующий международный форум.

1 августа 1975 года в ходе совещания в Финляндии (г. Хельсинки) представители 33 европейских государств, в том числе СССР, а также США и Канады подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [4]. Исходя из названия совещания данная организация получила и свое наименование Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — СБСЕ). Главной целью СБСЕ было определено — выработка мер по поддержанию мира и безопасности в Европе.

В 1994 году в ходе Будапештского саммита (встречи на высшем уровне) было принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 года в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ), а также была принята политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху». В качестве органов ОБСЕ действуют: саммиты (встречи на высшем уровне) с участием глав государств и правительств государств-членов ОБСЕ; Совет министров иностранных дел (встречи министров иностранных дел) государств-членов ОБСЕ; Постоянный совет под руководством действующего председателя; Форум по сотрудничеству в области безопасности; Верховный комиссар по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ; Парламентская ассамблея ОБСУ; Представитель по вопросам свободы СМИ и другие.

В современное время ОБСЕ, как международная региональная организация по безопасности и сотрудничеству включает 57 государств из Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Предусматривается в ОБСЕ также участие 11 государств как партнеров по сотрудничеству — Австралия, Алжир, Афганистан, Израиль, Марокко, Тунис и другие. В качестве основных целей ОБСЕ определены — обеспечение мира и безопасности в Европе; поддержание разрядки международной напряженности; обеспечение соблюдения прав человека; соблюдение в отношениях между государствами принципов международного права. В свою очередь основными направлениями деятельности данной организации являются — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов и т. д.

Россия сотрудничает с ОБСЕ, в том числе участвует в переговорах, миротворческих акциях, выработке резолюций, принятии правовых актов т. д. В качестве примеров, можно привести: с 2015 года при разрешении кризисной ситуации на территории Донбасса (восточная часть Украины), на линии разграничения сторон сил самообороны (ополченцев) и украинских вооруженных сил находятся наблюдатели ОБСЕ, которые осуществляют патрулирование, устанавливание камер наблюдения и т. д., в числе военных специалистов есть и российские военнослужащие; 5 декабря 2015 года была принята Декларация о совместном противодействии терроризму, которую инициировала Россия на совещании Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ и т. д.

Как известно из истории XX века, в период «холодной войны» в Европе были созданы военно-политические блоки Организация Североатлантического договора (далее — НАТО) и Организация Варшавского договора (далее — ОВД). После распада СССР и социалистической системы ОВД была распущена, НАТО не прекратила свое существование, а расширяет количество государств-членов и территорию своего влияния, и при этом проводит достаточно агрессивную политику в отношении России, о чем рассматривалось автором этих строк в предыдущем исследовании.

В системе международных региональных организаций и оказывающих содействие в сотрудничестве между европейскими государствами важное место занимает Совет Европы, который был создан 5 мая 1949 года. Устав Совета Европы [6] подписали 10 европейских стран, а в дальнейшем присоединились к нему и другие государства. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств, население которых составляет более 800 млн. человек. В Совете Европы предусматривает также участие государств как участников партнерских программ — Алжир, Египет, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и другие.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» [7].

Устав Совета Европы (1949 г.) [6] в качестве целей определяет: укрепление мира, международного сотрудничества и единства между государствами-членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием и содействие их экономическому и социальному прогрессу, признание принципа верховенства права и принципа защиты прав и основных свобод человека и т. д.

В качестве органов Совета Европы функционируют: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Европейский Суд по правам человека, секретариат и другие. Комитет министров Совета Европы является руководящим органом и состоит из министров иностранных дел всех государств-членов и собирается на сессии один раз в год. Консультационным органом является Парламентская ассамблея Совета Европы (далее — ПАСЕ), которая состоит из представителей парламентов всех стран-членов, а государственные делегации должны включать представителей из всех партий, представленных в парламентах стран-членов.

При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе соблюдать Устав Совета Европы (1949 г.), ратифицировать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколы к ней [8], что однозначно является положительным, так как предусматривало сотрудничество России в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах, а как следствие участие России в Европейской интеграции. Важное значение для России имела возможность граждан РФ обращаться с индивидуальными (групповыми) жалобами в Европейский Суд по правам человека и т. д. В связи с этим проводится мониторинг ПАСЕ выполнения Россией взятых обязательств. Под мониторингом ПАСЕ находятся и другие государства, вступившие в Совет Европы — Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Сербия и Украина.

Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколов к ней Россия ратифицировала 30 марта 1998 года [9], а в дальнейшем ратифицировала Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления, присоединилась также к Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и т. д.

Автор разделяет научный подход, что в России после ратификации указанных актов были заложены правовые основы для реализации норм и стандартов европейского права, которые должны быть реализованы в принимаемом российском законодательстве и других правовых актах.

За время участия в работе ПАСЕ представители российской делегации неоднократно выступали с докладами и отчетами о выполнении взятых Россией обязательств, о законодательной деятельности по реализации стандартов европейского права, проведении судебно-правовой реформы, по ситуации на Северном Кавказе и т. д. При этом на ПАСЕ часто принимались антироссийские резолюции.

Так, в 2009 году на ПАСЕ обсуждалась ситуация по военному конфликту, связанному с нападением вооруженных сил Грузии на Южную Осетию и была принята резолюция с грузинской поправкой, в которой осуждается признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, о соблюдении суверенитета и территориальной целостности Грузии, нерушимости ее границ. В 2012 году ПАСЕ в своей резолюции продлила процедуру мониторинга в России и при этом отметала, что в России нормативно не отменена смертная казнь, российские войска не выведены из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, запрещается проведение гей-парадов и принимаются законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и т. д. Еще более антироссийские резолюции на ПАСЕ были приняты в апреле 2014 года по ситуации на Украине, а именно «решительно осуждается российская военная агрессия и аннексия Крыма» и как «явное нарушение» международного права в части Устава ООН, Хельсинского акта ОБСЕ и основных правил Совета Европы; признала легитимность новых властей в Киеве; российская делегация за присоединение Россией Крыма была лишена права голоса в ассамблее, исключена из всех руководящих органов, а также участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ до конца года [10].

Автор разделяет научный подход, что в ПАСЕ представителями парламентов европейских стран применяются так называемых «двойные стандарты» в международном праве и тому примеры по ситуации в бывшей Югославии, связанной с ракетно-бомбовыми ударами НАТО г. Белграда и других городов Сербии в марте 1999 года, межэтническим конфликтом на территории Косово и других территориях бывшей Югославии и приведшим к «этническим чисткам» в отношении сербского населения, провозглашение независимости Косово и ее признание большинством стран Европы и т. д., которые не нашли соответствующей критической оценки в резолюциях ПАСЕ.

В 2015 году ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса и участия во всех органах и миссиях, что естественно предполагает отказ участия делегации в ее работе. Аналогичное решение в отношении российской делегации было принято ПАСЕ и в январе 2016 года, а как следствие делегация снова покинула ассамблею.

В Совете Европы предусматривается и межгосударственный судебный орган — Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ), действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) [6] (далее — Конвенция) и другими актами. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на государства-члены, входящие в Совет Европы и ратифицировавшие Конвенцию. Россия также ратифицировала Конвенцию, а поэтому на нее распространяется юрисдикция ЕСПЧ.

Вопрос о взаимодействии России и ЕСПЧ требует самостоятельного исследования, так как имеется достаточно большая практика обращения граждан РФ в этот межгосударственный судебный орган, в том числе есть проблемы с исполнением и соответствием принимаемых решений Конституции РФ, и решениям Конституционного Суда РФ.

В 1993 году на основе Европейского экономического сообщества было создано политическое и экономическое образование европейских государств, которое называется Европейский союз (далее — Евросоюз, ЕС). Россия не является членом Евросоюза и тому есть причины, которые автор этих строк не ставит перед собой для данного исследования.

В международном праве Евросоюз определяется как международное сообщество государств, сочетающее признаки международной (межгосударственной) организации и государства (так как имеются надгосударственные органы), однако формально не является ни тем, ни другим. В Евросоюз входят 28 государств — Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония, в которых проживает более 500 млн. населения и с долей в мировом ВВП около 23 %. Есть несколько Европейских государств, которые числятся кандидатами и ассоциированными членами — Албания, Македония, Молдавия и другие.

25 июня 1988 года между Европейским экономическим сообществом и СССР было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве, а между Евросоюзом и Россией соглашение о партнерстве и сотрудничестве — 24 июня 1994 года, которое вступило в силу 1 декабря 1997 года. В свою очередь первое заседание Совета сотрудничества Евросоюза и России состоялось 27 января 1998 года в Великобритании (г. Лондоне). Данное сотрудничество осуществляется, прежде всего, по экономическим вопросам, из ЕС поставляются оборудование, машины, товары широкого потребления и т. д., а из России — энергоресурсы, пищевая, химическая и металлургическая продукция, древесина и т. д.

Не осталось без внимания сотрудничество между Россией и ЕС на парламентском уровне. Представители российской парламентской делегации неоднократно выступали с докладами в Европарламенте по международно-европейским социально-гуманитарным, экологическим и иным проблемам, а делегации Европарламента в комитетах и комиссиях Федерального Собрания РФ. При этом Европарламент в 1999–2001 годы в адрес России принимал часто критические резолюции по ситуации на Северном Кавказе и другим вопросам.

В 2005 году между Россией и ЕС было подписано соглашение о стратегическом партнерство через формирование четырех общих пространств: экономического; внутренней безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Планировалось, что такое партнерство должно было привести к сближению экономик России и ЕС, сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом и незаконной миграцией и т. д. Как указывается в официальных источниках, объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличился в 3,5 раза — с 64,5 до 213 млрд. евро, а по объему экспорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место [11].

В 2014 году в связи с ситуацией на Украине, как указывается в СМИ, Европарламент принял резолюции, в которых «решительно осуждает Российскую Федерацию за ведение необъявленной «гибридной войны» против Украины с использованием регулярных российских вооруженных сил и поддержкой незаконных вооруженных формирований», призвал ЕС переосмыслить отношения с Россией, отказаться от концепции стратегического партнерства, отменить запланированные соглашения с Россией в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу Южный поток [12] и т. д. Позиция ЕС и Европарламента по сотрудничеству с Россией не изменилась и в настоящее время.

В 2014 году по инициативе руководства США и с целью международной изоляции России были введены экономические, индивидуальные (в отношении конкретных российских лиц и организаций) и иные санкции, к которым присоединился ЕС, страны «Большой семерки» и некоторые другие государства. Введение санкций против России обосновывались в связи с присоединением Крыма к России, провозглашением на территории Донбасса Донецкой и Луганской народных республик, как пророссийских, а затем и «оккупированных Россией», и военным конфликтом на Донбассе. Естественно, это не могло не вызвать ответных мер со стороны России с введением соответствующих санкций.

Как следует из материалов СМИ, по мнению одних экспертов санкции стали одной из причин финансового кризиса в России, а, по мнению других экспертов, причиной кризиса были не санкции, а снижение цен на нефть. При этом все эксперты одинаковы в оценке, что ЕС испытывает негативные последствия, как от своих санкций, так и от ответных действий России [13].

Следует также обратить внимание на новые проблемы в международных отношениях, которые инициирует ЕС в отношении России.

Так, 14 марта 2016 года главы министерств иностранных дел ЕС приняли 5 принципов построения международных отношений с Россией, а именно: 1) полная имплементация минских соглашений как ключевой элемент любого изменения в отношениях с Россией; 2) укрепление связей с общими соседями; 3) увеличение устойчивости ЕС в области энергетической безопасности и т. д.; 4) необходимость «избирательного взаимодействия» с Россией по вопросам внешней политики — ситуации вокруг Ирана, КНДР, Сирии, по миграции и противодействию терроризму и т. д.; 5) желание поддержать российское гражданское общество [14] (по мнению автора, имеется в виду поддержка представителей российских оппозиционных движений, например, проведение семинара в феврале 2016 года в Литве (г. Вильнюс) с названием «Подготовка наблюдателей»; для каких целей проводился семинар понятно, что это связано с подготовкой к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания РФ).

Еще дальше пошел ЕС в части ухудшения международных отношений с Россией 18 марта 2016 года. Как известно в России в это время отмечалась вторая годовщина присоединения Крыма к России. При этом ЕС выступил с заявлением, осуждающим присоединение Крыма к России, считающим вхождение Крыма в состав России «нарушением международного права» и «прямым вызовом международной безопасности», а также призвал страны-члены ООН присоединиться к санкциям против России [15].

Автор разделяет научный подход, что в настоящее время в международных отношениях между Россией и ЕС имеются значительные проблемы, которые инициированы ЕС. Поэтому взаимодействие и сотрудничество России с ЕС переживает не лучшие времена по многим направлениям, и прежде всего в усилении напряженности и противопоставлении инициативам и подходам России по разрешению ситуации в Сирии и на Украине, причин малоэффективных политических и социально-экономических мер, связанных с захлестнувшим Европу потоком беженцев из Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран Азии и Африки. Такое состояние международных отношений между Россией и ЕС приводит также к сокращению экономического и социально-гуманитарного сотрудничества, существенному снижению торгово-товарного оборота, что может быть выгодно только для США.

Что касается внешней политики России по указанным проблемам и ее возможного изменения в сторону зависимости от США, НАТО и ЕС, то она основывается на безусловном соблюдении всеми государствами принципов и норм международного права, исключении из международной практики «двойных стандартов и подходов» (что достаточно часто имеет место в практике США и ЕС), и как следствие остается последовательной, конструктивной и направленной на поддержание мира и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества государств и международных организаций на Европейском и всем мировом пространстве.

Россия принимает участие и в таких региональных европейских организациях как Совет государств Балтийского моря (далее — СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (далее — ЧЭС). СГБМ был основан в 1991 году, а ЧЭС — в 1992 году и целью этих организаций является сотрудничество в политических, экономических, социально-гуманитарных, культурно-туристических, экологических и иных сферах.

Как известно из отечественной истории XX века, 8 декабря 1991 года главами государств России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук) с целью сохранения и развития экономического и политического сотрудничества на пространстве бывших союзных республик СССР было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств («Беловежское соглашение») [16] (далее — СНГ). 21 декабря 1991 года главы 11 государств (из числа бывших союзных республик СССР) Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписали Протокол к Соглашению и Декларацию. В 1993 году к учредительным документам СНГ присоединилась Грузия.

На основании Устава СНГ и Декларации предусматривалось, что СНГ не является государством или надгосударственным образованием, не обладает СНГ и наднациональными полномочиями. Тем самым СНГ является международной межправительственной организацией, имеющей координационный характер, членство в которой основано на началах суверенного равенства государств и с правом свободного выхода из организации. Основными целями СНГ определены: сотрудничество в политической, экономической и иных сферах; общая таможенная политика; свободное передвижение граждан на ее пространстве; оборонная политика и охрана внешних границ; согласованная политика в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружением; строительство вооруженных сил, создание коллективных сил по поддержанию мира; мирное урегулирование споров и другие.

Учитывая данные обстоятельства, международное сотрудничество на пространстве СНГ взаимовыгодно как для России, так и других государств-членов СНГ, а поэтому в рамках содружества заключено более 1000 многосторонних и двусторонних договоров.

К числу наиболее важных договоров в политической и экономической сферах, подписанных государствами-членами СНГ, следует отнести: Соглашение о правовом статусе границ СНГ (1991 г.), Договор о коллективной безопасности (1992 г.), Соглашение о принципах таможенной политики (1992 г.), Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств СНГ (1994 г.), Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), Соглашение о создании зоны свободной торговли (1994 г.), Концепция коллективной безопасности (1995 г.), Концепция об охране границ государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (1999 г.) и другие.

В качестве основных органов СНГ функционируют: Совет глав государств, Совет глав правительств, Исполнительный комитет, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Совет министров обороны, Совет министров внутренних дел, Совет командующих пограничными войсками, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Межпарламентская ассамблея, Экономический Суд, Антитеррористический центр государств СНГ и другие. В системе управления СНГ предусматриваются также около 50 специализированных органов, которые обеспечивают координацию деятельности ведомств государств-членов СНГ по отдельным направлениям взаимодействия и сотрудничества.

Как указывается в СМИ и специальной литературе, СНГ имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами, что заставляет лидеров государств-членов СНГ искать альтернативные интеграционные модели сотрудничества. Тем самым на пространстве СНГ сформировались несколько новых организаций с более конкретными общими целями и направлениями скоординированного сотрудничества.

К числу таких организаций, которые основываются на более заинтересованном двухстороннем сотрудничестве на постсоветском пространстве между Россией и Белоруссией является подписание 2 апреля 1997 года главами государств России (Б. Ельцин) и Белоруссии (А. Лукашенко) Договора о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 года — Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии [17]. На основании этого договора было создано Союзное государство России и Белоруссии (далее — Союзное государство), которое предусматривало поэтапную организацию единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, правового, гуманитарного и культурного пространства. Но с 2010 года между главами государств России и Белоруссии отношения осложнились, что привело к практической остановке межгосударственной интеграции.

25 февраля 2016 года Президент РФ В. Путин посетит Белоруссию с рабочим визитом, где встретился с Президентом Белоруссии А. Лукашенко, а также участвовал в заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. В ходе заседания были приняты бюджет Союзного государства на 2016 год, утверждена Программа согласованных действий в области внешней политики на 2016–2017 годы, обсуждены итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за прошлый год и ряд других двусторонних вопросов [18]. Данная встреча позволяет говорить о дальнейшем развитии сотрудничества России и Белоруссии в рамках Союзного государства.

В научной литературе и СМИ много пишется о жизнеспособности СНГ на постсоветском пространстве. Так, Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [19, с. 59].

Но есть и другой подход в части СНГ, что при распаде СССР планировалось создание конфедеративного Союза Суверенных Государств, но проект реализован не был, а было создано малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств [20].

Автор разделяет научный подход, что для России имеет стратегическое значение участие в СНГ и Союзном государстве, а также важное политическое и экономическое значение участие в Европейской интеграции. При этом Россия проводит взвешенную, последовательную, конструктивную и независимую политику с целью устранения однополярного мира, противостояния политическому влиянию США, НАТО и ЕС, активно осуществляет взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах с большинством государств и международных организаций, как на Европейском, так и на всем мировом пространстве.

Таким образом, данное исследование представляет собой анализ общетеоретических положений и материалов из СМИ, а также научных подходов об участии России в международных организациях и авторского понимания о взаимодействии и сотрудничестве России с европейскими международными организациями — ОБСЕ, Совет Европы, ЕС, СНГ, Союзное государство и другими.

Литература:

  1. См.: Зуева К. ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 4. — С. 39–46; МИД РФ: Совет Европы должен функционировать без «двойных стандартов» // Российская газета. 24.02.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2016/02/24/mid-rf-sovet-evropy-dolzhen-funkcionirovat-bez-dvojnyh-standartov.html (дата обращения: 20.03.2016); Россия и Евросоюз // Российская газета. 11.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2016/03/11/glavy-mid-es-reshili-vyiasnit-otnosheniia-mezhdu-soboj-iz-za-rossii.html (дата обращения: 20.03.2016) и др.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, с измен. от 16.09.2005) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 20.03.2016).
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.10.1970) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 20.03.2016).
  4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=15395&req=doc (дата обращения: 20.03.2016).
  5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012279 (дата обращения: 20.03.2016).
  6. Устав Совета Европы (Подписан в г. Лондоне 05.05.1949) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901954 (дата обращения: 20.03.2016).
  7. Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=15675 (дата обращения: 20.03.2016).
  8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4.11.1950) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_29160/ (дата обращения: 20.03.2016).
  9. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 20.03.2016).
  10. Каталог NEWSru.com: Резолюция ПАСЕ по Украине: Крым «аннексирован», аргументы России «не соответствуют действительности» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newsru.com/world/09apr2014/paserez.html (дата обращения: 20.03.2016).
  11. Экспорт из России в Европейский союз — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения: 20.03.2016).
  12. Европарламент принял резолюцию с критикой России — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://korrespondent.net/ukraine/politics/3420644-evroparlament-prynial-rezoluitsyui-s-krytykoi-rossyy (дата обращения: 20.03.2016).
  13. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.03.2016).
  14. Главы МИД ЕС приняли пять принципов построения отношения с Россией.14.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160314/1389738298.html (дата обращения: 20.03.2016).
  15. Евросоюз призвал страны ООН присоединиться к санкциям против России. 18.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160318/1392180048.html (дата обращения: 20.03.2016).
  16. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Заключено 08.12.1991) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900745 (дата обращения: 20.03.2016).
  17. Договор между Российской Федерации и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» (Подписан в г. Москве 08.12.1999) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=25282 (дата обращения: 20.03.2016).
  18. INTERFAX.RU. 25.02.2016. Президент России Владимир Путин 25 февраля посетит Белоруссию с рабочим визитом … — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/496048 (дата обращения: 20.03.2016).
  19. Кондратов Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59–64.
  20. Распад СССР и образование СНГ. Современные международные отношения и Мировая политика, 2004 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://freebooks.site/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/raspad-sssr-obrazovanie-24576.html (дата обращения: 20.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): международных организаций, Совета Европы, Совет Европы, международных отношениях, министров иностранных дел, международными организациями, международного права, сотрудничества государств, международных отношений, сотрудничество России, сотрудничества России, европейскими международными организациями, Совет министров, международных отношениях России, отношении России, вооруженных сил, международных региональных организаций, правам человека, государств СНГ, государств-членов ОБСЕ.


Ключевые слова

Россия, анализ, международные отношения, анализ., подходы, перспективы, проблемы, материалы, европейские международные организации

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом

В статье рассматриваются некоторые вопросы о сотрудничестве России с международным сообществом на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, научных подходов и авторского понимания.

О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества

В статье рассматриваются некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авто...

Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений на основе анализа уголовного законодательства и правоприменительного акта, научных подходов и авторского понимания теоретических и практических положений об ук...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Некоторые подходы к определению признаков и понятия коррупционных преступлений

В статье рассматриваются вопросы определения уголовно-правовых признаков и понятия коррупционных преступлений на основе анализа российского законодательства и правоприменительных актов в области противодействия коррупции, научных подходов и авторског...

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

К вопросу о развитии законодательства об экологических преступлениях

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы на основе анализа правовых норм и научных подходов в виде авторских предложений по развитию законодательства об экологических преступлениях.

Современные тенденции развития теории договора подряда в гражданском праве России: перспективы и вызовы

Исследование посвящено анализу современных тенденций развития теории договора подряда в гражданском праве России, выявлению основных проблем и вызовов, а также определению перспектив дальнейшего развития данной правовой конструкции в контексте эконом...

Общие политические черты Китая и России и их влияние на взаимовыгодное сотрудничество двух стран

В данной статье рассматриваются общие политические черты двух стран — Китая и России, анализируются их политические позиции, история их международных отношений, их членство в международных организациях, рассматриваются основные направления внешней по...

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом

В статье рассматриваются некоторые вопросы о сотрудничестве России с международным сообществом на основе международных правовых актов и анализа конституционно-правовых норм, научных подходов и авторского понимания.

О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества

В статье рассматриваются некоторые вопросы о международном терроризме как угрозе для мирового сообщества на основе международных правовых актов и анализа российского законодательства, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авто...

Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений на основе анализа уголовного законодательства и правоприменительного акта, научных подходов и авторского понимания теоретических и практических положений об ук...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Некоторые подходы к определению признаков и понятия коррупционных преступлений

В статье рассматриваются вопросы определения уголовно-правовых признаков и понятия коррупционных преступлений на основе анализа российского законодательства и правоприменительных актов в области противодействия коррупции, научных подходов и авторског...

Ключевые сюжеты эволюции межгосударственных отношений России и Казахстана в постсоветский период: по материалам отечественной историографии 2004–2014 гг.

В статье рассматривается ряд отечественных (российских) исследований, посвященных теме межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованных в 2004–2014 гг. На основе изученной историографии, автором выявляются ключ...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

К вопросу о развитии законодательства об экологических преступлениях

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы на основе анализа правовых норм и научных подходов в виде авторских предложений по развитию законодательства об экологических преступлениях.

Современные тенденции развития теории договора подряда в гражданском праве России: перспективы и вызовы

Исследование посвящено анализу современных тенденций развития теории договора подряда в гражданском праве России, выявлению основных проблем и вызовов, а также определению перспектив дальнейшего развития данной правовой конструкции в контексте эконом...

Общие политические черты Китая и России и их влияние на взаимовыгодное сотрудничество двух стран

В данной статье рассматриваются общие политические черты двух стран — Китая и России, анализируются их политические позиции, история их международных отношений, их членство в международных организациях, рассматриваются основные направления внешней по...

Задать вопрос