Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Николаев, В. А. Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы / В. А. Николаев, Е. А. Гринева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28818/ (дата обращения: 25.04.2024).



Современная ситуация на рынке труда продолжает оставаться довольно сложной. Работодатели предъявляют к кандидатам на вакантные должности значительно более высокие требования, чем еще 10 – 15 лет назад. Сегодняшним выпускникам вузов предстоит выдержать жесткую конкуренцию, постоянно доказывать свое право занимать любое, порой даже не всегда престижное рабочее место. Чтобы справиться с этой задачей, важно получить качественное образование, освоить значительные объемы теоретических знаний, практической умений и навыков. В этой связи перед высшей школой стоит ряд важных задач: 1) сформировать у студентов основы профессионально-теоретического мышления, 2) обучить приемам трансформации мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификации, выделение главного и др.), на профессиональную деятельность, 3) интенсивно развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.) и научить их использовать в будущей профессии, 4) заложить устойчивые потребности в профессионально-творческом самосовершенствовании, 5) развить коммуникативные и деловые качества необходимые в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Для обеспечения конкурентоспособности будущих работников социальной сферы необходимо развить у них воображение, фантазию, основы творческого отношения к профессиональной деятельности. Все это требует целенаправленной работы всей системы вузовского образования. Важно начинать эту деятельность на младших курсах, продолжать в течение всех лет обучения в вузе, закреплять в ходе производственной практики.

В рамках изучения основных учебных дисциплин в полной мере целенаправленно реализовать задачи интеллектуального развития достаточно трудно. Над преподавателем постоянно довлеет необходимость выполнения учебной программы, подготовки к итоговой аттестации. В последние годы имеет место сокращение аудиторных часов и ориентация студентов на самостоятельное изучение значительной части учебных дисциплин. Объемы часов, отводимых на самостоятельную работу, в дальнейшем будут только возрастать. Однако студенты не всегда имеют достаточный запас интеллектуальных умений, чтобы восполнять аудиторные занятия с помощью самостоятельной работы. Это также является аргументом в пользу углубления процесса организации интеллектуального развития студентов в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе.

Недостаток учебного времени приводит к необходимости сокращения продуктивных, творческих заданий, проблемных вопросов, эвристических бесед в ходе лекций и семинарских занятий. Эти методы и приемы организации учебной деятельности студентов требуют значительное время на обдумывание, разрешение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий.

Большие объемы информации, которые необходимо усвоить студентам ориентируют преподавателей на организацию учебной работы преимущественно в виде репродуктивных, монологических методов. Подобный подход направлен на формирование основных профессиональных компетенций, знаний, умений. Однако такой подход не обеспечивает должного интеллектуального развития необходимого для формирования конкурентоспособного специалиста. В частности, расширение использования репродуктивных методов не обеспечивает должного развития качеств мышления (глубины, критичности, гибкости), творческой направленности личности (самостоятельности, инициативы, умение преодолевать стереотипы) и др. В результате студенты осваивают выполнение стандартных упражнений, но у них недостаточно полноценно развивается профессиональное мышление, профессиональная культура, затормаживается развитие их профессионального воображения, творческого подхода к социально-культурной деятельности.

Для предотвращения названных недостатков в рамках факультативных дисциплин нами разработана программа курса «Профессиональное творчество», предполагающее целенаправленное интеллектуальное, творческое, коммуникативно-деловое развитие будущего специалиста социальной сферы. Цель данного курса – интеллектуально-творческое, личностное развитие будущего специалиста социальной сферы.

Задачи программы:

развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.),

формирование познавательных умений (обобщения, систематизации, выделения главного и др.),

совершенствование творческих сил, способностей,

освоение правил быстрого чтения и скоростной обработки информации,

знакомство с правилами делового поведения и общения,

получение представлений об основах здорового образа жизни,

помощь в профессиональном самоопределении.

Данная программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов: 1) техника быстрого чтения; 2) творческое мышление; 3) резервы нашей памяти; 4) культура делового поведения и общения; 5) основы здорового образа жизни.

Предлагаемый курс ведется в течение первого семестра первого курса. Объем часов – 72 ч.

Содержание занятий

Раздел 1

Техника быстрого чтения.

Тема 1. Специфика быстрого чтения и пути его освоения.

Тема 2. Недостатки традиционного чтения.

Тема 3. Интегральный алгоритм чтения.

Тема 4 Дифференциальный алгоритм чтения.

Тема 5. Артикуляция при чтении.

Тема 6. Движение глаз при чтении.

Тема 7. Аутогенная тренировка и ее влияние на скорость чтения.

Тема 8. Внимание и быстрое чтение.

Тема 9. Чтение различных источников.

Тема 10. Развитие сверхбыстрого чтения.

Раздел 2.

Творческое мышление.

Тема 1. Развитие воображения и фантазии в процессе художественного творчества.

Тема 2. Литературное творчество и его роль в развитии личности.

Тема 3. Роль юмора в развитии творческих задатков личности.

Тема 4. Техническое творчество в жизни личности.

Тема 5. Теория решения изобретательских задач и его применение в практике.

Тема 6. Научное творчество: принципы, методы, описание результатов.

Тема 7. Научно-исследовательская деятельность.

Раздел 3.

Резервы нашей памяти

Тема 1. Физиологические механизмы памяти.

Тема 2. Психологические механизмы памяти.

Тема 3. Определение доминирующего типа памяти.

Тема 4. Зрительная память.

Тема 5. Тактильная память.

Тема 6. Запоминание цифр.

Тема 7. Запоминание иностранных слов.

Раздел 4.

Культура делового поведения, речи, общения.

Тема 1. Этика поведения интеллигентного человека в обществе.

Тема 2. Основы культуры речи современного человека.

Тема 3. Методика подготовки и проведения выступления перед аудиторией.

Тема 4. Правила и приемы делового и бытового общения.

Тема 5. Умение ладить с людьми, жить в мире с окружающими и с самим собой.

Раздел 5.

Основы здорового образа жизни.

Тема 1. Рациональная организация учебного труда и жизни студента.

Тема 2. Как жить не болея? Знакомство с различными оздоровительными системами.

Тема 3. Народная медицина в борьбе с недугами. Лечебное голодание.

Тема 4. Основы рационального питания и очищения организма.

Как показывает опыт внедрения данной программы на социальном факультете «Орловского государственного университета им И.С. Тургенева», в значительной мере усиливается интеллектуальное, творческое развитие будущих специалистов социальной сферы. Оптимизируется процесс развития их профессионально-творческого мышления, активизируется освоение важнейших интеллектуальных навыков, необходимых для самостоятельной работы, происходит повышение качества усвоения ведущих общекультурны и общепрофессиональных компетенций.

Длительные наблюдения за специалистами, прошедшими целенаправленное интеллектуально-творческое развитие, показало, что многие из них становятся высоко квалифицированными специалистами, делают успешную карьеру, достигают серьезных вершин в науке. Во многом благодаря развитому интеллектуальному потенциалу при смене вида деятельности большинство успешно адаптируются к новой профессии.

С большим интересом со стороны студентов проходят занятия по данной дисциплине. Большинство занятий проводится в игровой, занимательной форме. Студенты с азартом соревнуются в решении познавательных, творческих задач. Многие просят дать им задания на дом, чтобы потренироваться в решении интеллектуальных головоломок.

Итогом этой работы становится интеллектуальная олимпиада. В ней принимают участие большинство студентов факультета. Олимпиада проводится в 3 тура. Первый – заочный. Всем участникам необходимо решить 20 интеллектуально-творческих задач. По итогам этого тура проводится второй очный тур. Он проводится в форме брейн-ринга. Набравшие большее количество очков участники, объединяются по жребию в команды по 5 человек. Задания командам носят, преимущественно, творческий характер, предполагающий рассуждение, размышление, создание нового продукта.

Третий тур также проходит в очной форме, но носит индивидуальный характер. Участники, признанные лучшими в двух первых турах соревнуются между собой. Обычно на этот тур приходит весь факультет, чтобы поддержать своих претендентов на победу. Все финалисты и победители получают сертификаты, памятные призы. Главным итогом этих мероприятий является увлечение творческим поиском всех студентов факультета.

Основные термины (генерируются автоматически): быстрое чтение, социальная сфера, деловое поведение, здоровый образ жизни, самостоятельная работа, будущий специалист, задача, раздел, творческое мышление, тур.


Похожие статьи

Условия развития креативного сознания личности в процессе...

Другим условием развития креативного мышления будущих специалистов социально-культурной сферы является также знание иностранного языка, о чем также упоминается в соответствующем разделе федерального государственного стандарта.

Похожие статьи

Условия развития креативного сознания личности в процессе...

Другим условием развития креативного мышления будущих специалистов социально-культурной сферы является также знание иностранного языка, о чем также упоминается в соответствующем разделе федерального государственного стандарта.

Задать вопрос