К проблеме идентификации драматического образа в пьесе Х. Мюллера «Гамлет-машина» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Фалалеева С. С. К проблеме идентификации драматического образа в пьесе Х. Мюллера «Гамлет-машина» // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/111/28264/ (дата обращения: 19.12.2018).



Пьеса «Гамлет-машина» (“Hamletmaschine” 1977) немецкого драматурга, поэта, прозаика Хайнера Мюллера (1929–1995) представляет собой метадраматическое произведение. В частности, система персонажей пьесы обладает рядом черт, характерных для данной разновидности драмы. Нас интересует в этой связи группа приемов, которые затрудняют идентификацию драматического образа. Рассмотрим основные из них и определим их функции в пьесе.

- Наличие у одного и того же персонажа нескольких имён

Так, заглавный персонаж пьесы Х. Мюллера номинируется в авторских ремарках как Гамлет и «Hamletdarsteller», т. е. актер, играющий Гамлета. Этот ряд продолжают именования, присваиваемые персонажем в речевой самопрезентации. Среди них выделяются как имена собственные (Гамлет, Макбет), так и обширный ряд имён нарицательных (пишущая машинка, данные компьютера, крик и т. д.). При этом в части 4 «Чума в Буде. Битва за Гренландию» грамматическая категория лица (местоимение первого лица единственного числа) не совпадает в речи героя с его образом тела: герой воспринимает себя как другого человека или вещь, неживой объект.

Вторым значимым примером служит главная героиня пьесы — единственный женский персонаж произведения, который имеет речевую презентацию. Персонаж этот номинируется то как Офелия (в монологах от первого лица и в авторских ремарках), то как Электра (в речи от первого лица).

Далее следуют «молчащие» персонажи пьесы (без реплик). Это, прежде всего, Горацио, Клавдий, Полоний, отец Гамлета (не Призрак). Для них характерны как одиночные именования, так и совмещённые. Если в первом случае имя способствует различению персонажей, то во втором случае такой возможности нет: «HoratioPolonius» (Горацио-Полоний), «Claudius, jetztHamletsVater» (Клавдий, ныне отец Гамлета).

Прием умножения именований порождает образ персонажа-гибрида, который принимает облик и поведение, обусловленные игровым потенциалом имени как разновидности маски.

- Параллелизм персонажных ролей

Примеры в этой связи соотносятся с тематикой сексуальности и смерти; отметим некоторые из них. Так, сцене, в которой Клавдий и королева предаются страсти у гроба отца Гамлета, служит параллелью та, где Гамлет сам склоняется к кровосмешению и накидывается на мать (символика обратного рождения и смерти). Дополнительно их отзеркаливает предложение Полонию переспать с Офелией.

Если по ходу пьесы королева объявляется одновременно невестой в подвенечном платье и шлюхой (одетой в лохмотья и измазанной землёй, в которую превратилось тело отца Гамлета), то и Офелия появляется в трёх облачениях: в одеянии из собственной крови, в наряде проститутки, в саване из медицинских бинтов. Сожаление Гамлета о его собственном появлении на свет отзывается мертворождённым ребёнком Офелии.

Клавдий номинируется как отец Гамлета; соответственно, топор в черепе Призрака может рассматриваться как итог покушения Гамлета-Макбета на своего отца и короля (с учетом явных отсылок к психоаналитической трактовке мифа об Эдипе и теории Раскольникова о «крови по совести»).

Таким образом, взаимно отражаются и связываются Офелия и королева-мать, Гамлет и мёртвый младенец, Гамлет и его отец, Гамлет и Клавдий, Клавдий и отец Гамлета и т. д. Кроме того, что это не позволяет провести между персонажами четкую линию демаркации, отношения в системе персонажей пьесы «Гамлет-машина» пронизываются чувством вины и стремлением к (само)наказанию.

- Трансформации образа тела

Разновидностью смены игровых масок служат искажения телесного образа персонажей. В частности, Гамлет примеряет на себя грим и одежду проститутки. В ответ на предложение Офелии съесть её сердце персонаж закрывается руками: «IchwilleineFrausein». [1] В «Скерцо» мотив трансформации образа тела доведён до предела: Исполнитель роли Гамлета аккумулирует и реализует в своём шизофренически расщеплённом сознании все элементы революционного представления (исторический прообраз — события Венгерского восстания 1954 года): людей по разные стороны баррикад, орудия казни, израненные тела и т. д.

В условиях отсутствия идентичности персонажей по отношению к себе (к лицу вне театрализованной реальности) напряженно звучит мотив узнавания, нацеленного на снятие игровых масок.

Этот мотив по-разному решается на уровне двух главных героев пьесы: Гамлета/Исполнителя роли Гамлета и Офелии/Электры, мужского и женского персонажей.

Вчастности,ГамлетзаявляетГорацио: «Ich wusste, daß du ein Schauspieler bist. Ich bin es auch, ich spiele Hamlet» [2]. Для героя момент узнавания состоит в установлении идентичности через негативное отношение к маске. Ср. его обращение к Горацио: «Horatio, kennstdumich. Bist du mein Freund, Horatio. Wenn du mich kennst, wie kannst du mein Freund sein».[3] Или: «Erkennst du die Frucht deines Leibes» [4], — спрашиваетонмать, беряеесилой. В конце концов, персонаж декларирует отказ от каких бы то ни было масок и ролей и погружается в меланхолию.

Иначе предстает образ Офелии в финале пьесы. Офелия говорит от имени Электры. Ее монолог похож на проклятие и предрекает узнавание правды, когда та явится с мясницким ножом.

Литература:

  1. Müller H. Hamletmaschine / Müller H. Texte. Berlin, 1991. Texte 6. Mauser. S. 92. В переводе В. Колязина: «Хочу быть женщиной». Мюллер Х. Гамлет-машина // Современная драматургия. - № 2. – 1993. С. 127.
  2. Müller H. Hamletmaschine / Müller H. Texte. Berlin, 1991. Texte 6. Mauser. S. 90. В переводе В. Колязина: «Я знал, что ты актер. И я тоже актер, играю Гамлета». Мюллер Х. Гамлет-машина // Современная драматургия. - № 2. – 1993. С. 127.
  3. Müller H. Hamletmaschine / Müller H. Texte. Berlin, 1991. Texte 6. Mauser. S. 90. В переводе В. Колязина: «Горацио, знаешь ли ты меня? Ты мне друг, Горацио? Если ты меня знаешь, как ты можешь быть моим другом?». Мюллер Х. Гамлет-машина // Современная драматургия. - № 2. – 1993. С. 127.
  4. Müller H. Hamletmaschine / Müller H. Texte. Berlin, 1991. Texte 6. Mauser. S. 91. В переводе В. Колязина: «Узнаешь плод чрева твоего?». Мюллер Х. Гамлет-машина // Современная драматургия. - № 2. – 1993. С. 127.
Основные термины (генерируются автоматически): Исполнитель роли, отец, персонаж, система персонажей пьесы.


Похожие статьи

Семантическое поле фамилий в пьесах А. Вампилова

Во всех пьесах А. Вампилова все первостепенные герои названы по фамилии. Для анализа было выделено 37 единиц.

Значение фамилии полностью соотносится с внутренним состоянием персонажа (из пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

любовь, система персонажей, автор, читатель, старый дурак, собственная жизнь, роман, произведение, персонаж, образ, история, жизнь, главная героиня, чувство.

Образы комедии Гоголя в судьбах героев и в сюжете романа...

При этом зачастую его характер является зеркальной противоположностью характера персонажа комедии.

Петр выступает в роли наставника Коли, он «гоголевед, крупный специалист по раннему Гоголю. Колин главный корреспондент.

Е.Н. Рощина-Инсарова – актриса театра В.Э. Мейерхольда: путь от...

В пьесе оригинально раскрывался извечный конфликт отцов и детей, причем детям приписывалась мудрая

По контрасту с другими персонажами, – например, с

«Замысел Мейерхольда в «Грозе» обнажается на выборе исполнительницы роли Катерины» [1, с. 160].

Мольер и Грибоедов: проблема литературных взаимосвязей

Персонажи выражают эти идеи, и они не втсречают понимания в общественной среде.

Однако, сравнивать их не вполне корректно по ряду причин: во-первых оба они, выполняют совершенно разные роли в пьесах, оба по-разному относятся к главному герою, и оба...

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Следовательно, звуковое оформление призвано отражать не только временные изменения в настроении персонажей, но и характерное для

Для создания гармоничного женского образа немаловажную роль музыка играет и в пьесе «Татуированная роза» (“The Rose Tattoo, 1951”).

Комическое как принцип смысловой организации образа...

Сатирическое заострение главной черты персонажа имело место и в роли Оливареса (драма «Мать испанка» Н.А. Полевого, 13 июля 1842).

«Отец дебютантки» М. Теолона и Ж.-Ф.-А. Баяра, 29 мая 1839) сатирические приемы ослабляют в пьесе драматическое начало...

Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Когда мы говорим об остальных персонажах пьесы, то тут бесспорно идет

Интересен тот факт, что Гамлет уже давно совершеннолетний, и он не смог взойти на датский трон лишь потому, что отец его скончался внезапно, не успев оставить завещания.

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

Автор-повествователь в форме «он» обычно как бы исчезает из повествования, скрывается за персонажами и выступает в роли наблюдателя.

произведения в системе «автор-рассказчик-персонаж».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семантическое поле фамилий в пьесах А. Вампилова

Во всех пьесах А. Вампилова все первостепенные герои названы по фамилии. Для анализа было выделено 37 единиц.

Значение фамилии полностью соотносится с внутренним состоянием персонажа (из пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

любовь, система персонажей, автор, читатель, старый дурак, собственная жизнь, роман, произведение, персонаж, образ, история, жизнь, главная героиня, чувство.

Образы комедии Гоголя в судьбах героев и в сюжете романа...

При этом зачастую его характер является зеркальной противоположностью характера персонажа комедии.

Петр выступает в роли наставника Коли, он «гоголевед, крупный специалист по раннему Гоголю. Колин главный корреспондент.

Е.Н. Рощина-Инсарова – актриса театра В.Э. Мейерхольда: путь от...

В пьесе оригинально раскрывался извечный конфликт отцов и детей, причем детям приписывалась мудрая

По контрасту с другими персонажами, – например, с

«Замысел Мейерхольда в «Грозе» обнажается на выборе исполнительницы роли Катерины» [1, с. 160].

Мольер и Грибоедов: проблема литературных взаимосвязей

Персонажи выражают эти идеи, и они не втсречают понимания в общественной среде.

Однако, сравнивать их не вполне корректно по ряду причин: во-первых оба они, выполняют совершенно разные роли в пьесах, оба по-разному относятся к главному герою, и оба...

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Следовательно, звуковое оформление призвано отражать не только временные изменения в настроении персонажей, но и характерное для

Для создания гармоничного женского образа немаловажную роль музыка играет и в пьесе «Татуированная роза» (“The Rose Tattoo, 1951”).

Комическое как принцип смысловой организации образа...

Сатирическое заострение главной черты персонажа имело место и в роли Оливареса (драма «Мать испанка» Н.А. Полевого, 13 июля 1842).

«Отец дебютантки» М. Теолона и Ж.-Ф.-А. Баяра, 29 мая 1839) сатирические приемы ослабляют в пьесе драматическое начало...

Исповедь короля и королевы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Когда мы говорим об остальных персонажах пьесы, то тут бесспорно идет

Интересен тот факт, что Гамлет уже давно совершеннолетний, и он не смог взойти на датский трон лишь потому, что отец его скончался внезапно, не успев оставить завещания.

Образ героя-рассказчика в сборнике С. Довлатова «Чемодан»

Автор-повествователь в форме «он» обычно как бы исчезает из повествования, скрывается за персонажами и выступает в роли наблюдателя.

произведения в системе «автор-рассказчик-персонаж».

Задать вопрос