Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Бизяева Н. В. Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 31-32. — URL https://moluch.ru/archive/111/28166/ (дата обращения: 18.08.2018).



ФГОС предъявляет обществу новые требования к результатам реализации образовательных программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. Перед каждым педагогом возникает вопрос, какими средствами возможно достичь результатов, описанных во ФГОС, а также подготовить к жизни ту личность, которая будет успешна и востребована в современном обществе.

Конечный результат освоения образовательной программы позволяет говорить о поисках технологий, основанных на моделировании и проектировании социального взаимодействия в микросоциуме и создания комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, направленных на социализацию младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Исходя из этого возникает необходимость введения в образовательный процесс образовательных учреждений методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие когнитивных (познавательных) и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, что опять же соответствует понятию «социализация». [1,c.15]

Прежде всего успешность социализации обучающегося зависит от той среды, которая его окружает.

Рис. 1. Среда ребёнка

Сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности должно учитывать все представленные на схеме 1 правила:

– подходить к организации этой деятельности творчески;

– не сдерживать инициативу обучающихся;

– поощрять самостоятельность;

– не выполнять работу за обучающегося, направлять его;

– не выполнять работу за обучающегося, направлять его;

– не спешить с оценочными суждениями;

– при оценивании больше хвалить ребенка;

– не забывать о воспитании;

– формировать УУД.

Учитывая данные правила, в первую очередь возникает вопрос о выборе формы организации проектно-исследовательской деятельности. Существуют следующие формы организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися, группой обучающихся: (индивидуальные, коллективные, массовые), формы работы с родителями (консультации, беседы, сопровождение, поддержка) и др.

Также успешной социализации личности учащихся начальной школы способствуют правильно подобранные формы учебной работы (различные виды самостоятельной работы и др.) так и внеурочной (кружковая работа, участие в детских творческих объединениях, концертах, драматизациях). Индивидуальные формы создают психологически комфортные условия для обучающегося, предоставляют свободу выбора деятельности, определению своей роли, своего поручения, активизируют потенциал школьника на осмыслении своих действий, своего способа действия.

Успех выбранной формы работы во многом зависит от того содержания, каким она наполнена. Содержательный компонент позволяет решить задачи социализации: формирование базовых ценностей, составляющих содержание нравственной культуры, раскрытие индивидуальных возможностей младших школьников, формирование мотивационной основы социального поведения и творческой активности, формирование умений наблюдать, видеть проблемы и самостоятельно принимать решения в организации своей жизни.

Известно, что успех деятельности во многом зависит от четкой организации. Под руководством педагога разрабатывается план-график проекта или исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее дальнейшего выполнения. Необходимо всегда планировать риски в работе. В процессе работы у обучающихся возникают трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы; правильный выбор методов исследования; проведение эксперимента; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Управление проектно-исследовательской деятельностью осуществляется на всех этапах работы, но наиболее значительно оно, как уже было отмечено, на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов работы является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающегося, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает расширение поля ребенка, т. е. работа с источниками литературой по теме исследования, которая способствует формированию библиотечно-поисковых навыков, таких как работа с энциклопедиями, книжными изданиями, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками, Интернет сайтами. Самая сложная и ответственная часть работы при этом, — изучение материалов, систематизация результатов исследования, составление таблиц, схем и графиков. Именно по ней судят о степени самостоятельности, оригинальности и новизны темы работы.

Последнее время наиболее популярными становятся сетевые проекты. При запуске таких проектов педагог разрабатывает каждый этап проектно — исследовательской работы. Обычно совместная работа в сетевых проектах выстраивается для групповой работы. Участникам сетевого проекта необходимо объединиться в группы и выбрать командира. Участники группы обычно ребята из разных уголков России. Уже на первом этапе объединения в группы можно говорить о социально зрелой личности младшего школьника. Умение договориться и прислушаться к товарищу, сплоченно работать в команде на получение конечного результата. Конечный результат во многом зависит от того смогут ли участники группы самостоятельно решать различные проблемы, рассматривать их с различных позиций, размышлять и аргументировать свои высказывания и делать выводы. Регулярная практическая деятельность совместной деятельности формирует не только самостоятельность и ответственность за собственную работу, но и работу всей группы. В таких условиях обучающиеся выполняют различные социальные роли (лидера, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.)

Таким образом, организационно — методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности является одним из условий реализации ФГОС.

Литература:

  1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, работа, конечный результат, совместная деятельность, участник группы, этап работы, школьник средствами, обучающийся.


Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихсясовместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Исследовательская деятельность учащихся в ходе...

Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта.

Проектная коллективная работа становиться совокупностью приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для

Задачи: подведение итогов работы каждой группы.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность.

Поэтому учителю предстоит организовать исследовательскую работу.

Этапы исследовательской и проектной деятельности

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение

– организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и их оценки

Проектная и исследовательская деятельность...

Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят исследование, делают выводы, защищают проект или представляют продукт свой деятельности.

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Учебно-исследовательская и творческая деятельность — это процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.

Проектная деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихсясовместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Исследовательская деятельность учащихся в ходе...

Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта.

Проектная коллективная работа становиться совокупностью приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для

Задачи: подведение итогов работы каждой группы.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Ученик — активный участник, субъект деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность является метапредметным

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность.

Поэтому учителю предстоит организовать исследовательскую работу.

Этапы исследовательской и проектной деятельности

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение

– организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и их оценки

Проектная и исследовательская деятельность...

Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят исследование, делают выводы, защищают проект или представляют продукт свой деятельности.

Реализация ФГОС через организацию... | Молодой ученый

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

Учебно-исследовательская и творческая деятельность — это процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.

Проектная деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата...

Задать вопрос