Библиографическое описание:

Скупченко Ю. В., Демченко С. В. Театр-игра «Живая сказка» // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 223-224.



Авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в условиях дошкольной образовательной организации; рассматривают возможность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: общение, развитие, взаимодействие, совместная театрализованная деятельность.

Главную роль в развитии системы представлений индивида о самом себе («Я-концепция» ребенка) играет общение с взрослыми. Ребенок познает мир посредством общения с взрослыми и со сверстниками. К сожалению, в современном мире практически нет места живому общению, которое подменяется участием в компьютерных играх, погружением в виртуальный мир, обменом информацией в социальных сетях, как детей, так и взрослых.

Дефицит общения детей и родителей — обычное явление, результаты которого мы, педагоги, наблюдаем ежедневно в детском саду, когда родители каждый день приводят и забирают домой своих детей. В период школьного обучения контакт между родителями и детьми уходит в личное пространство семьи, и педагог уже не имеет возможности увидеть, посоветовать, подсказать. По нашему мнению, именно в дошкольной образовательной организации педагоги могут научить родителей и детей полноценно и продуктивно общаться, ценить общение, для того чтобы минимизировать проблемы в будущем.

Опыт работы в дошкольной образовательной организации позволил нам определить трудности, проблемы в сфере выстраивания взаимоотношений «родители-дети-педагоги», также мы столкнулись с вопросом о социализации в дошкольной организации детей с особенностями в развитии. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Работая с такими детьми, мы стараемся создать оптимальные условия для их развития, адаптировать их в детском коллективе.

Мы разработали и реализовали нестандартную форму взаимодействия детей и взрослых — проект «Театр-игра «Живая сказка». В основе проекта — создание условий для организации единого пространства развития ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса. Погружение в игру послужило основой разработки нашего проекта. Участники игры — это и дети, и взрослые (персонажи), и взрослые (родители).

Организуя театрализованную деятельность, мы акцентировали внимание на тесном взаимодействии взрослого и ребёнка в ситуации, которая разыгрывается по определённому сценарию.

Вопрос об организации и проведении детских праздников, квестов, другими словами приключение (игровое), во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели, в наше время очень широко разрекламирован и является достаточно хорошим источником доходов для фирм, агентств и т. д. Данный вид мероприятий очень популярен и во взрослой аудитории. Ответ достаточно очевиден: в нашем современном обществе человек настолько активен, что даже во время отдыха мозгу просто необходимо решать какие-то задачи, поэтому очень востребованными становятся квесты — головоломки.

Наш проект «Театр-игра» коренным образом отличается от стандартных анимированных детских праздников.

Во-первых, участниками праздника являются только воспитанники нашего детского сада. Таким образом, у нас есть возможность осуществлять индивидуальный подход, так как на протяжении определённого времени мы работаем с этим ребёнком: знакомы с его характером, темпераментом, с особенностями развития, с семьёй и т. д.

Во-вторых, мы создаём сценарий для конкретного ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. Активное участие в выборе темы праздника принимают родители, озвучивая предпочтения, увлечения своего ребёнка. Кроме этого, родители обязательно готовят маленькие призы для каждого участника по теме праздника.

В-третьих, в структуру сценария включается этап развивающей изобразительной деятельности: аппликация; лепка (пластилин, тесто); работа с тканью, нитью; конструирование (конструктор, бросовый материал). Также в сценарии предусмотрены элементы ознакомления с окружающим миром: предметное окружение, экологическое воспитание.

В-четвёртых, в сценарий всегда включаются элементы психотерапевтических игр. Мы работаем с цветом: теплый желтый цвет (цвет солнца) — это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый цвет способствует дружелюбному отношению детей друг к другу. Мы работаем с формой: объединяющая сущность круга (контактные объединяющие игры). Мы работаем с пространством: элементы телесно-ориентированной терапии (очень важный элемент при работе с детьми с эмоциональными расстройствами), игры для пространственной ориентировки.

Большое внимание уделяется психологическому выстраиванию сюжета, что включает в себя:

– погружение в сюжет сказки;

– проблемная ситуация (отрицательный герой, соревновательный процесс и т. д.);

– заключительный этап (разрешение проблемной ситуации, конец путешествия и т. д.).

Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что тем самым решаются следующие важные задачи:

– создание условий для организации взаимодействия родителей — детей — дошкольной организации, вовлечение родителей в единое развивающее пространство дошкольной организации;

– осуществление художественно-эстетического развития детей;

– возможность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности и особенности развития (например: расстройства аутистического спектра; нарушения речевого развития; дети с расстройствами коммуникативной сферы). Терапевтический эффект заключается в следующем: преодоление страхов, барьеров в общении, переживание разных по характеру эмоций.

Организация таких праздников играет большую роль в развитии детей. Дети имеют возможность раскрепоститься, проявить актёрские способности, получить опыт выступлений перед обширной аудиторией. Кроме того, такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива в ходе совместной творческой деятельности.

Литература:

  1. Скупченко Ю. В., Демченко С. В. Организация и проведение индивидуальных праздников в детском саду, как форма организации эстетического развития ребёнка. Журнал Преемственность в образовании. 2015.-№ 8.
  2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-272 с.- (Справочник образования).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольной образовательной организации, дошкольной организации, дошкольной организации детей, детском саду, развития ребёнка, образовательной организации педагоги, театрализованную деятельность, детских праздников, пространство дошкольной организации, условиях дошкольной образовательной, организации эстетического развития, создание условий, развития навыков общения, форму взаимодействия детей, пространства развития ребёнка, организации взаимодействия родителей, родителями театрализованную деятельность, дружелюбному отношению детей, общения детей, проведении детских праздников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос